Иванова Маргарита Сергеевна
Семинар «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Вступление.
Воспитатели проходя в зал вытягивают фишки двух цветов и рассаживаются по столам согласно цвету.
Тренинг для успешной, сплоченной работы всех воспитателей
«Скажи другому комплимент» - всем воспитателям предлагается по очереди говорить приятное друг другу. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.
Раздаются карточки квадратики двух цветов – нужно ответить на 4 вопроса и написать ответы. После этого прикрепить на мольберт
Публикация «Семинар „Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Что я желаю для себя лично на этом семинаре?
Что я ожидаю от коллег?
Что я хочу узнать по теме семинара?
Что я жду от руководителя семинара?
Карточки прикрепляются к мольберту
Информационная часть.
Психологическое здоровье человека.
Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов.
Важнейший фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня, - это нестабильность: экономическая, политическая, ценностная.
Среди возможных психотравмирующих факторов можно выделить:
быстроту трансформации социальной ситуации. В особенности это касается изменения социального статуса и благосостояния людей;
возрастающий информационный поток, в котором находятся современные дети;
проблема кризисности развития детей.
Многие психологи говорят, что современные дети отличаются от детей, которых изучали Ж. Пиаже, Л. С. Выготский. Стали другими внешние формы активности, например, заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, распались многие социально- культурные механизмы (многопоколенная и многодетная семья, разновозрастное сообщество ребят в деревне или в городском дворе).
Сказывается и кризис семьи. Распад семьи наиболее характерен для семей с очень низким и очень высоким уровнем доходов. Процесс социализации ребёнка в однодетной семье происходит при дефиците общения со сверстниками. Внедрение раннего обучения приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов, являющегося фактором риска нарушения здоровья детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического, социального.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности.
Что понимается под психологическим здоровьем?
Термин «психологическое здоровье введён И. В. Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Психологическое здоровье тесно связано с физическим здоровьем, т. к. достаточно очевидна, по мнению медицины, возможность влияния психологических факторов на развитие и течение болезней.
Что же характеризует психологически здорового человека? (ответы педагогов)
Психологически здоровому человеку характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным ситуациям.
Если составить обобщённый портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного весёлого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в полной гармонии с самим собой и окружающим его миром. Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Всё сказанное больше подходит к взрослому человеку.
К психологическому здоровью детей относится :
интеллектуальное – проявление умственных способностей, любознательности, высокий уровнь обучаемости;
социально-нравственное – честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость, сформированность навыков общения;
эмоциональное – уравновешенность, высокая самооценка, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.
Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:
К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.
Для эффективного ее оказания необходимо определить факторы риска
Факторы риска психологического здоровья детей
можно разделить на две группы:
средовые (всё, что окружает ребёнка);
субъективные (его индивидуальные личностные особенности)
К средовым факторам относятся неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. К семейным факторам риска можно отнести нарушения психологического здоровья самих родителей (повышенная тревожность, эмоциональная холодность, неадекватный стиль воспитания (гиперопёка или сверхконтроль, нарушения механизмов функционирования семьи (скандалы, конфликты между родителями или отсутствие одного из родителей). В детском учреждении это принятие педагога ребёнком, конфликтные ситуации с детьми.
К субъективным (внутриличностным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка ребёнка. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка при построении работы, особенно оздоровительной, создаёт благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребёнка
В целом, можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.
Задачи психологической поддержки детей :
Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).
Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.
Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:
Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.
Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.
Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.
(Раздать рекомендации для педагогов)
Рекомендации педагогам дошкольного учреждения в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка:
Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым
Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников
Практический инструментарий.
Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать различные проблемы.
Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.
Начнем с себя.
Упражнения на саморегуляцию для педагогов.
Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслаблять по собственной воле, по своему желанию. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и нормализует душевное равновесие, дает необходимый короткий отдых мозгу.
Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма. Наверняка вы интуитивно используете многие из них, назовите какие именно? ( Участники перечисляют: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка, смех, размышление о приятном, различные движения потягивания, расслабления мышц, вдыхание свежего воздуха и т. д.). Попробуйте задать себе вопросы:
- Что помогает вам поднять настроение, переключиться?
- Что я могу использовать из выше перечисленного?
На бумаге, составьте перечень этих способов.
К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. В таких случаях можно использовать специальные способы саморегуляции, которые достаточно просты в использовании, весьма эффективны, и для их освоения требуется минимальное количество времени. Прежде чем начать обучение, предлагаю вам встать в круг и представиться.
Упражнение “Меня зовут…” (2-3 мин)
Каждый участник группы называет свое имя так, как ему нравится, и как бы он хотел, чтобы обращались к нему
Выполним несколько упражнений для снятия отрицательного напряжения через напряжение.
(включить спокойную музыку)
• Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.
• Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Почувствуйте, как расслабилась шея.
• Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.
Упражнения “Похвалилки” (5 мин)
• Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторяем:
• “Меня замечают, любят и высоко ценят”.
• Поворачивая голову вправо-влево, повторяем: “Все идет хорошо”.
• Приподнимаясь на носках, поднимая руки как можно выше, повторять: “В моей жизни случается только хорошее”.
Телесно- ориентированное упражнение “Погода” (3 мин)
Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник. Ведущий предлагает “художникам” нарисовать на “бумаге” (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.
Игра “Снежки” (2 мин)
Участникам предлагается бумагу, они комкают ее и делают “снежки”. Играющие разделяются на две команды, становятся друг против друга и начинают бросать “снежки” друг в друга. Побеждает та команда, у которой на момент остановки игры окажется меньше всего “снежков” на их территории.
Заключительная часть
Рефлексия (5-7 мин)
Каждый участник высказывает свое мнение о проведенном занятии, что понравилось, что нет; что изменилось в эмоциональном состоянии; какие ощущения в теле; какое настроение в данную минуту.
Очень важно давать себе возможность регулярно освобождаться от исподволь накопившегося напряжения, выдерживая микропаузы активного отдыха.
Микропаузы активного отдыха.
Несколько раз в день занимайтесь следующим упражнением:
Начните с плавного вращения глазами – сначала в одном направлении, затем в другом. Зафиксируйте свой взгляд на отдельном предмете. И затем переключите его на предмет, расположенный поблизости.
После этого займитесь челюстью и широко зевните несколько раз.
Расслабьте шею, сначала покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону.
Поднимите плечи и медленно опустите.
Расслабьте запястья и поводите ими.
Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.
Теперь обратитесь к торсу. Сделайте несколько глубоких вдохов.
Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону.
Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите и распрямите пальцы ног.
В данном случае вы прорабатываете 12 зон тела.
Упражнения на саморегуляцию для детей.
А эти упражнения можно выполнять с детьми.
Для начала устройтесь как можно удобнее на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пусть обе ваши руки свободно свисают или лежат на коленях. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прилагать все свои усилия, прислушиваться к своему телу.
Упражнение «Лимон».
«Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх) плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор пока не почувствуйте, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполняйте упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Наслаждайтесь состоянием покоя.»
Упражнение «Шишки».
«Вы-медвежата и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете их в лапах. Но вот медвежата устали и бросают свои лапки вдоль тела-лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам».
Упражнение «Холодно-жарко».
«Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул сильный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли. Обхватили себя руками, голову прижали к рукам-греетесь. Согрелись расслабились… Но вот снова подул холодный ветер…»
Упражнение «Воздушный шар»
«Встаньте закройте глаза руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе напрягая все мышцы тела. Затем представьте что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух. Одновременно расслабляя мышцы тела, кисти рук, затем мышцы плеч. Шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния»
Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.
Для сохранения психологического здоровья дошкольников можно использовать следующие средства:
Подвижные игры (удовлетворяют потребность дошкольников в движении, способствуют развитию произвольности).
Релаксационные упражнения (позволяют снять психическое напряжение, могут производиться как с подгруппой, так и индивидуально).
Элементы арттерапии (рисование, лепка). Ребёнку можно предложить нарисовать своё настроение и рассказать как оно изменилось.
Песочная терапия.
Психогимнастические игры и этюды.
Театр и театральная деятельность
Чтение художественной литературы.
Общение с природой.
А главное взрослый – образец для ребенка : чуткий, добрый, приветливый, веселый, находящий время для общения с каждым ребенком, оптимист.
Обыгрывание проблемных ситуаций
Работа над собой и воспитание детей – сложные процессы, для закрепления услышанного сегодня рассмотрим жизненные ситуации и постараемся найти правильное педагогическое решение.
1. Ребенок шалил за столом и, несмотря на ваше предупреждение, пролил молоко.
/ Педагогически правильное решение ситуации: «Ничего, бывает. Иди принеси тряпку и убери за собой. /
2. У вас важный разговор с приятельницей. Ребенок постоянно вас перебивает.
/ «Понимаю, тебе хочется поиграть со мной. Этот разговор для меня очень важен»/
3. Ребенок пришел с прогулки в промокшей обуви – он ходил по лужам.
/Ты очень огорчил меня, но я еще больше огорчусь, если ты заболеешь. /
4. Вы пообещали купить ребенку игрушку, но пока нет возможности сделать это.
/Мне тоже нравится эта игрушка, и мне бы очень хотелось порадовать тебя, но нужно подождать еще немного.
Упражнение «Диктат»
Для этого упражнения возьмем куклу, которая будет играть роль ребенка. А мы сейчас вспомним, как мы иногда общаемся с детьми.
Если ребенок капризничает, мы ему говорим: «Не плачь, прекрати!». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства. (обвязываем кукле область сердца)
Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, мы говорим: «Не трогай!» (Связываем бинтом руки.)
Если ребенок разбегался, мешает нам, мы говорим: «Не бегай!» (Связываем ноги.)
Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, мы реагируем: «Не слушай!» (Завязываем уши.)
Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи!» (Завязываем рот.)
Как вы думаете, ребенку хорошо? Как он себя чувствует? Как вы думаете, что нужно освободить в первую очередь? Если мы его спросим? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?
Вследствие нарушения психологической безопасности ребенок может оказаться в
стрессовом состоянии. Чтобы вовремя помочь ему, каждый педагог (родитель) должен знать признаки такого состояния.
Как может проявляться стрессовое состояние у ребенка?
трудности с засыпанием, неспокойный сон;
частая усталость;
участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т. д.) ;
участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
беспокойство, непоседливость;
частое проявление упрямства, капризов;
Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец,
стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
стремление к уединению;
невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание
Все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психо-эмоционального напряжения. Во взаимоотношениях взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия.
1. Презентация «Использование игр и упражнений для снятия психоэмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста» Леончик С. Ю.
Картотека игр для снятия психоэмоционального напряжения.
2. Формы работы с родителями по укреплению психологического здоровья детей дошкольного возраста. Бутина А. С
Психолого-педагогическое просвещение родителей (консультации) по теме «Психо-эмоциональное здоровье детей дошкольного возраста».
Опыт работы
Рефлексия. Обратная связь. Подведение итогов.
В начале нашего семинара вы заполнили карточки и ответили на вопросы. Теперь давайте посмотрим что вы написали и оправдались ли ваши ожидания.
На первый ответ, на второй, третий, четвертый.
Чем оказалась полезной для Вас именно данная встреча?
Какие конкретные приемы вы возьмете на вооружение в своей работе?
Ваши пожелания мне как руководителю семинара.
Раздать буклеты
Главное, чтобы ребёнок вырос весёлым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, - то есть прежде всего психологически здоровым.