МААМ-картинки

Семинар «Составление творческого рассказа по картине «Играем в мяч»

Ирина Михайлова
Семинар «Составление творческого рассказа по картине «Играем в мяч»
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня мы с вами будем учиться составлять творческий рассказ по дидактической картине «Спасаем мяч» с использованием элементов ТРИЗ. Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию завязку, кульминацию, развязку, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно и выразительно передать свой замысел. Творческий рассказ-продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Вот сейчас мы с вами будем этому учиться

Этап 1 Определение объектов на картине

Публикация «Семинар „Составление творческого рассказа по картине „Играем в мяч“» размещена в разделах

Педагог: Внимание на экран. Посмотрите на картину.

Давайте возьмем подзорную трубу (имитация руками) и перечислим, что мы на ней видим. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных предметов.

(Педагог по мере называния объектов обозначает их схемами)

Дети: Девочка, еще девочка.

П: Давайте их назовем.

Д: Девочка Света, которая держит куклу, и девочка Таня, которая плачет. Мальчика зовут Сережа.

П: Кто еще что видит?

Д: Лужу, прутик, мяч, куклу, елочку, еще елочку.

П: Хорошо. Много елочек: одна в левой, другая в правой части картины.

Д. : Цветы, много разных цветов, больше всего ромашек. Небо,

земля, трава. Кофта, юбка.

П: Что мы сейчас делали?

Д: Играли в игру «Кто больше назовет предметов».

П:А сейчас схематично зарисуем объекты.

П: Вот эмблема этой игры (показ эмблемы, Приложение 1) и ее правило: «Смотрю на картину и называю предметы, изображенные на ней».

П: Повторите правила

Этап 2

Установление взаимосвязей между объектами на картине

П. : Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины : все изображенные предметы между собой связаны. Найдем эти связи.

П: Например: Мячик и вода в луже связаны между собой: мяч попал в лужу, лежит в ней, стал мокрым. (нарисовать стрелками)

- Мячик и прутик связаны, потому что прутик касается мяча и подталкивает его к краю лужи. (Проводится стрелка от прутика к мячу.)

- Прутик и мальчик связаны между собой. Во-первых, мальчик держит прутик в руке; во-вторых, прутик нужен, чтобы достать мяч. Поэтому я провожу стрелку от мальчика к прутику.

- Девочка Таня и девочка Света связаны между собой, так как они подружки, вместе играли. Света жалеет Таню. (Проводится стрелка от Светы к Тане.) .

П: Что мы сейчас делали?

Д: Играли в игру «Сыщики». Искали, как предметы на картине связаны между собой.

П: Вот эмблема игры (показ эмблемы г-го этапа) и ее правило: «Один предмет связан с другим, потому что.».

П: Повторим правила 2 этапа

Этап 3

Составление сравнений, загадок и метафор по картине

П: А сейчас мы с вами будем учиться составлять сравнения и загадки по картине. Превратимся в писателей и будем учиться описывать предметы которые видим на картине.

Например мяч

Алгоритм Пример

1. Выбери предмет, изображенный на картине - Мяч

2. Что ты можешь сказать, например, о его форме? По форме мяч - круглый. Это его признак

3. Какие ее предметы, круглые по форме, ты знаешь? Круглые по форме колесо, солнце, Колобок. И т. д.

4. Составь словосочетание : «Мяч по форме похож на.» Мяч по форме похож на Колобок

«Я смотрю на предмет и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»

А загадки любите отгадывать? сейчас составим загадку например о прутике. Для начала перечислим его признаки. Прутик какой? (длинный, тонкий, деревянный).

На что он похож, с каким предметом можно сравнить по длине, по толщине, по твердости.

А теперь, давайте подумаем что бывает таким же (струна, пружинка)

Для того, чтобы составить загадку будем использовать слова НО, НЕ, КАК

Длинный, но не указка.

Тонкий, но не провод.

Упругий, как пружинка.

-Что мы сейчас с вами делали?

Вот эмблема и правила этого этапа «Я смотрю на предмет, изображенный на картине и могу сравнить его признаки, могу составить загадку»

Э т а n 4 Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств

Сейчас мы посмотрим на картину и отправимся путешествовать по картине, попробуем войти в неё. А помогут нам в этот органы чувств-волшебники «Я вижу», «Я слышу» «Я чувствую запах»

Я буду волшебником «Я слышу»

«Я слышу, как мяч шлепнулся в лужу: плюх!»;

«Я слышу, как прутик постукивает о мячик» :

- Я слышу, как Таня плачет, а мальчик ее успокаивает и говорит: "Тише, Танечка, не плачь: не утонет в речке мяч"»;

- - Я слышу, как шумит ветерок и щебечут птички»;

- Я слышу, как мама зовет Таню домой».

-Хорошо, молодцы

Теперь давайте ощутим картину лицом и руками.

- Я чувствую на ощупь, какой мячик мокрый, скользкий и теплый. Ведь лето, жарко и вода в луже совсем не холодная» :

- Я чувствую на ощупь, что прутик твердый, немного шершавый и упругий» :

- Я чувствую, какая травка мягкая, шелковистая, немного сырая, особенно около лужи»;

- Я чувствую, как солнце припекает и жарко греет, но ветерок ласкает и обдувает» :

- Я чувствую, какая на ощупь елочка колючая, а веточки у нее, как маленькие ежики».

Молодцы

Теперь представим что мы в лесу и почувствуем чем пахнет

«Пахнет свежестью и травой, потому что прошел дождик»;

«Елочка пахнет очень приятно; чувствую запах цветов и меда» :

- Я чувствую, как мяч пахнет резиной. Его ведь недавно купили в магазине, он НОВЫЙ».

Молодцы.

-Что мы сейчас с вами делали?- Путешествовали по картине и описывали свои ощущения.

Вот эмблема этого этапа и правило «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»

Э т а п 6

Определение местонахождения объектов на картине

Сейчас мы научимся определять и описывать место предмета на картине. Поиграем в игру «Ожившая картина».Для этого выберем предмет где он находятся и как располагаются другие предметы по отношению к нему. Будем использовать слова центральная часть, слева, справа.

«У каждого объекта есть свое место на картине».

Лужа

1. На картине лужа. Она изображена чуть ниже центральной части, ближе к правой ее стороне.

2. Я - лужа на опушке леса. Вокруг меня - трава. Рядом стоит мальчик, чуть подальше девочки. Елочки от меня стоят так далеко, что я их почти не вижу.

Эмблема этого этапа и правило «У каждого объекта есть свое место на картине».

Повторите правило.

Что мы сейчас с вами делали?

Этап 7

Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения

Предлагаю вашему вниманию игру «антонины». Антонимы это? … Грустный, спокойный, сытый, здоровый.

А сейчас другая игра «Что делает?» Веселый, грустный, больной, добрый.

Мы с вами станем актерами и перевоплотимся в любой объект картины. Каждый выберет героя –объекта или предмет даже если он не живой, который вы видите определите его настроение или свойства характера, представьте себя им.

Например:

Я грустный мяч. У меня всегда плохое настроение. Солнце светит или дождь идет, лежу ли я в сторонке, или играю-с детьми - все это нерадостно. Я только вздыхаю и думаю: «Ох, какие дети все шумные! Почему они все время бегают? Вот опять они меня взяли. Сейчас будут бросать. Обязательно не удержат в руках, и тогда я точно попаду в лужу.

- Чем мы сейчас с вами занимались?

Эмблема этого этапа и правило «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня. характер.

Этап 9 Понятие о смысловых характеристиках картины

Алгоритм мыслительных действий

Уважаемые коллеги, у каждой картины есть мудрость.

Сейчас мы посмотрим на картину и скажем какая пословица подходит к картине. Послушайте пословицы и порассуждайте подходит она к нашей картине или нет.

Слезами горю не поможешь

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Без беды друга не узнаешь

Мир не без добрых людей

Мир не без добрых людей

Пословица подходит к картине, потому что Таня сама одна не достала бы мяч. Она заплакала, а Сережа ей стал помогать. Он хороший, отзывчивый мальчик. А если бы не было Сережи, то могли бы помочь другие дети или кто-нибудь из взрослых, у кого доброе сердце.

Вот эмблема этого этапа и правило:«У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл»

Повторите правила этого этапа.

А сейчас уважаемые коллеги пользуясь эмблемами, давайте составим творческий рассказ по картине. НЕ забывайте что в каждом рассказе есть завязка, кульминация и развязка.

Стоял теплый летний день. Света, Таня, Сережа взяли мяч и пошли играть на лужайку. Они вышли на прогулку после дождя. Трава на лужайке была мокрой. Посреди лужайки была лужа. Дети веселились и играли в мяч возле нее. Неожиданно мяч отскочил и плюхнулся прямо в лужу. Таня заплакала. Ей стало жалко свой мяч. Ведь он стал мокрый, скользкий. Но мальчик Сережа быстро взял прутик длинный как указка мяч и достал мяч. НЕ даром в народе говорят мир не без добрых людей.

Итоговое занятие

Жила-была девочка Таня. Однажды ей подарили мяч. Таня вышла на прогулку после дождя и стала играть в мяч. Она бросила мяч и он упал в лужу. Она громко заплакала, испугалась что мячик утонет. Ей на помощь прибежала Катя и Сережа. «Тише,Таня ты не плач не утонет в луже мяч,- сказал Сережа. Он взял веточку и быстро достал мяч. Таня улыбнулась и сказала Сереже спасибо!

Ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом. Особенности в том,что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ.

Публикации по теме:

Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине "Зимние забавы"» Задачи: - связная.

Конспект итоговой НОД «Составление рассказа по картине «Ежи»» для детей второй младшей группы Задачи: Образовательные: Продолжать вовлекать детей в разговор во время рассматривания картины. Формировать умения вести диалог с педагогом:.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине» Цель. Расширить представления детей о жанрах изобразительного искусства. Программное содержание. Образовательные, развивающие, воспитательные.

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи»НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину; -учить составлять.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Составление рассказа по картине «Дети кормят птиц в парке». НОД в старшей группеСоставление рассказа по картине «Дети кормят птиц в парке». НОД в старшей группе КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Тема: Составление рассказа по картине «ДЕТИ КОРМЯТ ПТИЦ В ПАРКЕ" НОД в старшей группе Цель:.

Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками»Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» Задачи: - связная речь: учить составлять коллективный рассказ-описание; - словарь и грамматика: учить строить предложения со сказуемым,.

Составление рассказа по картине «Куры» для средней группы Задачи: учить детей составлять короткий описательный рассказ по картине при помощи схемы; учить сравнивать петуха и курицу, курицу и цыплят.

Составление творческого рассказа по картине ВидеоСоставление творческого рассказа по картине Видео Предлагаю Вашему вниманию интересные приемы по составлению творческого рассказа по картине. С этим материалом меня познакомила моя напарница,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Составление творческого рассказа по картине «Играем в мяч»
Опубликовано: 15 марта 2023 в 11:47
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Составление творческого рассказа по картине «Играем в мяч»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Михайлова (УИ 3205911) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД