МААМ-картинки

Семья как среда становления личности

Наталья Федотова
Семья как среда становления личности

Семья – является объектом исследования разных социальных наук. В каждой предоставляется собственное определение данному понятию.

С точки зрения социологии, это категория людей, объединенная кровным родством и брачными узами.

Юридическая дисциплина расширяет это определение и говорит, что семья считается союзом нескольких вместе живущих лиц, которые объединены между собой законными отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих уже после заключения союза и вхождения в родство. В педагогике и в психологии осуществляется упор на индивидуальные отношения членов семьи и отношения разных поколений, так же делается упор на воспитательную и общественную роль представителей старшего поколения в формировании младших участников социальной группы.

Публикация «Семья как среда становления личности» размещена в разделах

Семья - это понятие многогранное. Однако любое определение доказывает, то, что это небольшая группа, ячейка общества, в которой люди объединены между собой определёнными взаимоотношениями.

Значимым фактором, во многом определяющим развитие детей, считается семья. Семья в целом и характер детско-родительских взаимоотношений в частности – базовая среда, которая задаёт определённое качество жизни человека. Обычно семья – это основной институт воспитания. В таком случае, то, что индивид приобретает в семье, он оставляет и «несет» с собой всю жизнь. Значимость семьи определена тем, что в ней человек находится на протяжении долгой части собственной жизни. И, конечно же, в семье закладываются основы личности, сей факт никак нельзя игнорировать.

Воздействие семьи на развитие личности ребенка имеет особое значение. Значимость домашней микросреды разъясняется в большой степени тем, что жизнь и благополучие детей на ранних стадиях развития находятся в зависимости от заботы и поддержки взрослых.

Ключевыми элементами семьи как микросреды развития можно назвать межличностные внутрисемейные взаимоотношения, семейные устои, традиции, настроения, нормы внутрисемейного поведения, морально-нравственной атмосфера. Данные компоненты выступают своего рода питательной средой для нервной системы детей и психического развития.

Немаловажно заложить базу доверительных взаимоотношений между старшим и младшим поколениями, гарантировав эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития детей.

Воспитание ребенка в семье — непростой социально-педагогический процесс.

Верные воспитательные позиции мамы и папы, выражаются, в первую очередь, в восприятии малыша как личности. Определяют, в то же время, и позицию малыша в семье как полноправного члена семьи, к правам и нуждам которого относятся в родном доме с уважением.

Он включает воздействие всей атмосферы и микроклимата семьи на развитие личности детей.

Собственный пример отца с матерью — важное средство воздействия на развитие ребенка. Его воспитательное значение базируется в присущей детскому возрасту предрасположенности к подражанию.

Задачи семьи заключаются в том, чтобы:

1) сформировать максимальные условия для роста и развития детей;

2) гарантировать социально-финансовую и психическо-эмоциональную защиту детей;

3) передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней ребенка и отношения к старшим;

4) обучить ребенка нужным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь родным;

5) сформировать чувство собственного достоинства, значения собственного «Я».

Что касается непосредственного развития личности детей, то следует отметить то, что в семье развиваются все стороны личности.

Таким образом, семье отводится огромная роль в создании эмоциональной сферы малыша. Для руководства духовным развитием собственных детей, мама с папой должны понимать их переживания и эмоциональные реакции.

В случае если малыш был лишен полноценного общения с семьей, то нехватка внимания, доброты, ласки приводит к увеличению враждебности, отклонениям в социальном поведении ребенка. Присутствие же позитивных семейных взаимоотношений в семье, формирует у ребенка чувство психологического благополучия, что является важным условием для нормального развития личности. По этой причине, семья является естественным образцом для формирования условий доверительного общения, в связи с чем, открываются большие возможности для воздействия на внутренние, тайные стороны психической жизни детей.

Важная роль семьи относится к формированию познавательной области и мыслительной деятельности.

Родители формируют круг интересов детей, советуют ему подобрать те или иные спортивные занятия, оказывают большое влияние на выбор товарищей, на решение вопроса будущей профессии, на его отношение к сексуальным вопросам, на выработку социальной позиции. Имея собственную, заимствованную у отца с матерью систему ценностей, дошкольник способен сравнивать ее со взглядами и действиями своих товарищей-сверстников.

Под руководством родителей дошкольник обретает свой первый жизненный опыт, простые познания об окружающей реальности, умения и навыки жизни в обществе.

Интеллектуальное развитие детей во многом обусловливается воздействием, которое ежедневно оказывают на него отец с матерью, сама обстановка интеллектуальной жизни семьи, а кроме того целенаправленная работа старших членов семьи по удовлетворению познавательных интересов ребенка, формированию новых знаний, расширению его кругозора. Интеллектуальное развитие детей зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др. Семья оказывает воздействие на способность ребенка строить логически-собственные размышления, на формирование понятий, на решение ими различных вопросов, как в бытийном, так и в учебном плане.

Для развития своего «я» главным условием также являются взгляды и поступки родителей. Благодаря их верной позиции дошкольник создает о себе определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции дошкольник чувствует страх и оценивает себе негативно.

Немаловажную роль семья играет в создании полоролевой сферы детей. Главную роль в создании психического пола, половой роли и полоролевой идентичности представляют социальные ожидания семьи, которые появляются в соответствии с определенной социально-культурной матрицей и реализуются в ходе воспитания ребенка.

Различные роли формируют различные умения и установки, и именно это приводит к различному поведению мужчины и женщины. Из того, что мужчины и женщины занимаются разными видами деятельности, мы делаем заключение, что они разные люди.

Таким образом, мы видим главнейшую и незаменимую роль семьи в формировании различных сторон личности детей.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Семья как социальный институт формирования личности» Моя тема по самообразованию: «Семья как социальный институт формирования личности». Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей.

Альбом в технике коллаж «Моя семья» в рамках проекта «Семья»Альбом в технике коллаж «Моя семья» в рамках проекта «Семья» !5 Мая всемирный день семей. Данный праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН 20 сентября 1993 года. Праздник "Международный день.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Фотоотчет «Счастлив тот, у кого есть семья. Я и моя семья. Акция «Чистый подъезд»Фотоотчет «Счастлив тот, у кого есть семья. Я и моя семья. Акция «Чистый подъезд» Соседи часто на людях могут казаться милыми, улыбчивыми. Но, улыбайся, не улыбайся, а мусор в подъезде все равно попадается на глаза.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Стихотворения на тематику о пути становления мужчины Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. В некоторых Ваших публикациях я встречал термин гендерное воспитание. Сказать точно,.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья как среда становления личности
Опубликовано: 19 октября 2022 в 17:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД