МААМ-картинки

Семья в зоне риска неблагополучия

Людмила Шипилова
Семья в зоне риска неблагополучия
▼ Скачать + Заказать документы

«Семья в зоне риска неблагополучия»

педагог – психолог

Л. И. Шипилова

Характеристика неблагополучных семей очень разнообразна – это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, бросают детей, не создают условий для нормального развития и т. д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развития, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.

Публикация «Семья в зоне риска неблагополучия» размещена в разделах

По итогам диагностик у 98% детей наблюдается повышенный уровень тревожности и напряженности, у 54% повышенный уровень агрессивности, у 35% из них низкий уровень самооценки, у 95% несовершеннолетних низкий уровень памяти.

По данным исследований, анализ контингента детей, которые попадают в социально – педагогическую систему поддержки и помощи, показывает, что все они перенесли разного рода стрессовые ситуации. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след в психике ребенка, и чем он меньше, тем сильнее могут быть последствия переживаний. Изучая проблемы неблагополучных семей в современном обществе, наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада. Дети видят скрытую враждебность, взаимное безразличие родителей, взаимные обиды. Чаще всего, дети становятся «разменной монетой» между ними. Дети переживают страх из-за возможности потерять кого – нибудь из родителей, а вместе с ним и чувство собственной безопасности.

Тяжело сказывается на психологическом развитии детей жизнь в неблагополучной семье, но еще тяжелее переживается отрыв от семьи, даже самой плохой. Все чаще родители в поисках работы вынуждены уезжать на вахтовые работы в другие города. Детей в это время оставляют близким и не очень родственникам. Как показывает опыт работы с детьми данной категории, ребенка любого возраста невозможно подготовить к перенесению отрыва от семьи. Жизнь ребенка вне семьи приводит к появлению особого психического состояния – психической депривации (Й. Лангеймер и З. Матейчик). В последние двадцать лет за рубежом и в России выполнен ряд исследований, которые показывают, что на развитие ребенка особенно пагубно влияет отсутствие матери.

Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к их повторению. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье.

В беседе с детьми часто можно услышать, что они не винят родителей в сложившейся обстановке в семье. Всегда находят им оправдание, стараются их выгораживать. Надеются на то, что родители изменятся, найдут работу, бросят пить. Работа с такими детьми должна строиться на доверительной, доброжелательной основе.

По мнению Л. Я. Олиференко опыт работы системы учреждений социально – педагогической поддержки детей и подростков позволил проанализировать, как дети разных возрастов оценивают своих родителей. Чаще они оценивают своих родителей положительно, а осуждают условия жизни, в которых те оказались.

Длительное проживание в асоциальных семьях, где царит насилие и отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии – способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.

Список используемой литературы:

1. Сысенко В. А. Разводы: динамика, мотивы, последствия/ Социологические исследования, №2,1998

2. Алексеева И. А., Новосельский И. Г., Жестокое обращение с ребенком: причины, последствия, помощь 292

3. Беличева А., Социально – педагогическая поддержка детей и семей группы риска : межведомственная 2006. – с. 72

4. Карабанова О. А., Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004г.

5. Реан А. А., Развитие и социализация личности в семье.

6. Шульга Т. М., Работа с неблагополучной семьей. Пособие по курсу «Семьеведение». М. ,2005., - с. 127

7. Цейлуко В. М., Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей. М. ,2004. – с. 112

Публикации по теме:

«Одинокий мухомор». Наблюдение на прогулке в экологической зоне«Одинокий мухомор». Наблюдение на прогулке в экологической зоне Наблюдение на прогулке в экологической зоне за мухомором. Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений.

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Макет дороги в зоне ПДДМакет дороги в зоне ПДД Вопрос безопасности ребёнка на улицах города становится всё более актуальным в современной жизни. Незнание маленькими детьми простых правил.

Музыкальная площадка как игровой комплекс для детей в зоне для прогулокМузыкальная площадка как игровой комплекс для детей в зоне для прогулок Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области Мастер-класс.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Профилактика социального неблагополучия воспитанников в ДОУ Цель работы: формирование комфортной социальной среды для дошкольников в условиях ДОУ и семье. Нормативно — правовая база 1. Конвенция.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Театр для дошкольников в зоне доступаТеатр для дошкольников в зоне доступа Театр ля дошкольников - прекрасная возможность для речевого развития, умения передать своими словами или словами автора нужную мысль, передать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья в зоне риска неблагополучия
Опубликовано: 7 марта 2024 в 11:17
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семья в зоне риска неблагополучия» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Шипилова (УИ 3285926) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД