Получи документы

Сенсорика как средство работы с детьми с ОВЗ

Ольга Карбаинова
Сенсорика как средство работы с детьми с ОВЗ

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это связано с тем, что таких детей с каждым годом становиться все больше. Причиной этого является множество факторов, основной из которых - это общее снижение здоровья нации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. [2]

Публикация «Сенсорика как средство работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

На первой степени нарушения здоровья развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. На это есть ряд причин: нежелание родителей закреплять за ребенком данный статус и воспитывать своих детей в условиях учреждений компенсирующего вида, и с рядом других социально-экономических и психолого-педагогических факторов. Именно поэтому в настоящее время часто происходит так называемое стихийное включение детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников. Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей.

Конечно, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции - грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и посещать обычный детский сад, тем более что действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными, но такая ситуация стихийного включения создает проблемную ситуацию для педагогов и дошкольного учреждения в целом.

Ведь основной задачей воспитания детей с ОВЗ в ДОУ становиться создание благоприятных условий для реализации равных возможностей с ровесниками. Для этого в дошкольных учреждениях должна быть создана «безбарьерная» образовательная среда. В это понятие входит не только соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию, но и к воспитанию и обучению таких детей. В ДОУ, осуществляющем работу с детьми с ОВЗ, должны бать педагоги- дефектологи, специальные психологи, врачи-специалисты, социальные работники, специальное оборудование и современные технические средства обучения для коррекционных занятий, а также специальные развивающие программы. Все эти требования невозможно выполнить, если статус детей с ОВЗ, посещающих детский сад не подтвержден официально, но обучать и воспитывать таких детей необходимо. В связи с этим возникает необходимость поиска решения данной проблемы, путем инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида. В данной статье мы коснемся именно проблемы поиска наиболее эффективных приемов обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОУ.

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. [1] Так как главным инструментом познания мира являются органы чувств, то целесообразно в работе с детьми с ОВЗ широко использовать методы и приемы сенсорного развития. Ведь от того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, готовит его к реальной жизни, развивает психические процессы, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, тем самым обеспечивая освоение навыков учебной деятельности. [3]

Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. С помощью различных игр по сенсорике мы можем воздействовать на все органы чувств ребенка.

Для организации и проведения развивающих мероприятий по сенсорике с детьми с ОВЗ необходимо правильно подбирать дидактические материалы. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность и т. д. Перечень дидактического материала для занятий по сенсорике очень широк и разнообразен и это позволяет подобрать их индивидуально под каждого ребенка с ОВЗ. Также немаловажным является тот факт, что множество таких дидактических пособий и материалов воспитатель может изготовить самостоятельно или с помощью родителей из любых подручных материалов. Это могут быть крупы, обрезки ткани, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда, пластиковые бутылки, бусины, пуговицы, бумага, предметы домашнего обихода и много другое.

Таким образом, сенсорное развитие – это то направление, которое будет эффективно для работы с детьми с ОВЗ и не потребует от воспитателя специальной переподготовки, так как такие занятия входят в программу дошкольного воспитания.

Список литературы:

1. Юшкова Е. Н. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они? https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/23/deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-kto-oni /Социальная сеть работников образования (дата обращения 05.10.2017)

2. https://www.omskmintrud.ru/ Сайт Министерства труда и социального развития (дата обращения 02.10.2017)

3. https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/chto-takoe-sensorika-i-pochemu-neobhodimo-ee-razvivat-v-rannem-vozraste/ Социальная сеть работников образования (дата обращения 07.10.2017)

Публикации по теме:

Физминутки как средство оздоровительной работы с детьми группы раннего возраста «Физминутки как средство оздоровительной работы с детьми группы раннего возраста» Овчинникова Ольга Николаевна воспитатель СП «Детский.

Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детейНетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Чем разнообразнее детская.

Аппликация как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗАппликация как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ Дети с ОВЗ проявляют большой интерес к продуктивным видам деятельности, и аппликация всегда, вызывает интерес и оживление у ребёнка.

Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ Методическая разработка: «Кинезиологические упражнения - гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей.

Логоритмика как одна из методик для работы с детьми с ОВЗ В специализированных дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение коррекционных.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Современный этап развития образования характеризуется повышенным вниманием к проблеме адаптации в социуме детей с ограниченными возможностями.

Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста» XIII региональная Ярмарка социально-педагогических инноваций Направление конкурса: Инклюзия в образовании и социальной сфере: Проект.

Разные формы коррекционной работы с детьми ОВЗ Изменения в экологической обстановке земного шара привели к увеличению детей с ОВЗ. Эти проблемы дают о себе знать с самого раннего детства.

Развитие коммуникативных навыков как средство включения ребенка с ОВЗ в школьный коллектив Одним из главных факторов, влияющих на успешность усвоения знаний является социальная адаптированность к школьным условиям и классному коллективу.

Рекомендации для педагогов «Сказкатерапия как средство развития речи детей с ОВЗ» На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорика как средство работы с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 22:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД