Екатерина Мышкина
Сенсорная комната как средство развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная комната — это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Впервые понятие «сенсорная комната» было введено Марией Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната).
Публикация «Сенсорная комната как средство развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на три функциональных блока: релаксационный блок, активизирующий блок и общеоздоровительный блок.
К релаксационному блоку относятся различные виды кресел с гранулами, сухой бассейн, сухой душ, различные виды светильников, фонтанов, звуковых систем.
Активизирующий блок это оборудование со светооптическими эффектами: пузырьковая колонна, сенсорная тропа, световые прожекторы, звездный дождь.
Общеоздоровительный блок состоит из набора мячей: гимнастических, массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками, мягких модулей. Сюда же можно отнести увлажнитель воздуха, генератор запахов, и т. п.
По результатам диагностики мы можем отметить, что эмоциональное состояние воспитанников детского дома характеризуется такими показателями, как повышенная тревожность, беспокойство, обособленность, агрессивное поведение, эмоциональная холодность, однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений, неадекватные формы эмоционального реагирования, различного рода страхи. Для детей характерно равнодушное отношение к сверстникам. Эмоции детей в основном выражены скудно и однообразно.
Решение данных проблем посредством сенсорной комнаты обусловлено тем, что, обогащая мир ощущений ребенка мы обеспечиваем ему естественную тонизацию его эмоциональной сферы. Расширение сенсорного опыта за счет увеличения палитры ощущений, совершенствования восприятия приводит к большему разнообразию эмоциональных реакций у детей.
С детьми проводятся коррекционные занятия, основная цель которых – познакомить детей с разными видами эмоций, снизить уровень агрессии, тревожности, беспокойства, страхов, обучить детей понимать свои эмоциональные состояния и эмоциональные состояния других людей, научить детей управлять своими эмоциями.
Перед посещением сенсорной комнаты проводится беседа. Детям рассказывается о том, что они пойдут в «волшебную комнату», где есть много сюрпризов, озвучиваются правила поведения в волшебной комнате
Использование сенсорной комнаты позволяет ускорить этап установления эмоционального контакта детей с психологом, раскрепощают, создают положительный эмоциональный настрой, помогают в адаптации. Дети выражают свои эмоции в танце, представляют себя в образе животного, участвуют в «путешествиях», «плавают» в бассейне, рисуют свое настроение и учатся говорить о том, что происходит с ними.
Таким образом, сенсорная комната – незаменимый инструмент в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.