Юлия Шахворостова
Использование сенсорных коробок в развитии раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
.
В своей работе с детьми раннего возраста особое внимание я уделяю сенсорному воспитанию и сегодня хочу поделиться опытом работы в данном направлении используя сказочный мир сенсорной коробки.
В процессе работы с детьми 2-3 лет, пришла к выводу, что самая актуальная тема для данного возраста - сенсорное развитие. Цель работы в этом направлении - это создание оптимальных условий для сенсорного развития детей раннего возраста.
Публикация «Использование сенсорных коробок в развитии раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Ранний возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире. С помощью нас взрослых малыши познают окружающий мир. И чем ярче и красочнее мир вокруг ребенка, тем ярче и богаче его восприятие действительности.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями.
Учитывая возраст воспитанников и навыки полученные ранее до посещения группы раннего возраста. Мною был разработан проект "Сказочный мир в сенсорной коробке"
Цель проекта: Развитие сенсорных способностей посредством игровой деятельности. 6слайд Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение.
В раннем возрасте малыши просто играют, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. И для того, чтобы обучение происходило более ярко запоминающимся для малышей в работе я уделила больше внимание сенсорной коробке.
Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, но и восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов их расположения благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, речь. Кроме того, дети получают знания об окружающем мире через практические действия, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации. (видео)
В своих сенсорных коробках я рассказывала ребятам уже знакомые сказки такие как «Колобок» «Заюшкина избушка» «Курочка ряба» дети не только слушали полюбившиеся сказки которые слышали ранее на ночь от близких в семье. У них появилась возможность поиграть в сказку с необычными наполнителями,с удовольствием пересыпали сыпучий материал, кормили пшеном курочку Рябу, спасали колобка от лисички прятали его в лесу,за деревом.
По мимо знакомых сказок мы пробуем сочинить самостоятельно сказки про пирамидку, про ежика. В каждой сказке развиваем сенсорные эталоны; умение действовать по образцу; закреплять знания цветов; понятия меньше, больше, форму и величину предметов. Ведь куда увлекательнее найти потерявшуюся пирамидку по частям перебрать множество предметов в коробке,сопоставить по размеру, проговорить цвет и собрать пирамидку например для зайчика или лисенка.
В сказке про ежика мы помогаем ежику приготовится к зиме перебираем листочки, ягоды рябины,ищем на полянке грибы, а какое удовольствие поиграть с ежиком из шишек, малыши убеждаются что ежик и в самом деле колючий.
Рассказывая сказку и играя в нее с малышами решаем множество задач,тем самым в игре не заметно получаем фундамент нужных знаний в данном возрасте. Происходит непреднамеренное обучение.
Наши сенсорные сказочные коробки меняли свое наполнение соответствуя временам года. Так например если осенью коробка была наполнена полностью атрибутами осенней тематики ежик искал грибы и ягоды и готовился к зиме, колобок катился по гречке, что давало ощущение с цветом земли,то зимой коробку наполнял белый пушисты синтепон, вата, манка и мы отправлялись в лес чтобы нарядить маленькую елочку. А еще катались на катке оставляя следы. так же мы изучали свойства наполнив коробку настоящим снегом. А весной ходили на птичий двор играли с курочкой рябой петушком и цыплятами, еще раз путешествовали по лесу искали ягоду землянику, собирали цветы.
Искали геометрические фигуры раскапывая цветной рис и пшено.
Увидев интерес детей к сенсорной коробке, вела активную работу с родителями. Готовила консультации, презентации по созданию коробки дома. Приходя за ребятами родители видели заинтересованность маленьких любознаек. И мы решили провести выставку в группе. Практически каждая семья приняла активное участие. Коробки получились настолько разносторонними и самым интересным наполнением и тематикой, наша группа практически пополнилась полюбившимися играми –это и самосвалы которые перевозили пшено, ферма, океан, цветная песочница, огород с кинетическим песком и овощами из пластилина, осенний лес с животными данные коробки, которые принесли огромную пользу в развитии детей.
Родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное развитие, какое оно имеет значение в развитии их малыша.
Хотелось бы подчеркнуть, что работа с сенсорной коробкой, как правило идет под наблюдением воспитателя в вечерние и утренние часы во время индивидуальной работы с ребятами. Так, как не смотря на положительные стороны и пользе, нельзя забывать о безопасном наполнении сказочных коробок и возрасте наших воспитанников. В заключении хочется отметить что данная работа безусловно приносит свои плоды, через игры в сенсорной коробке, у детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились сравнивать предметы.
Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм. Дети стали более внимательными, усидчивыми.