Папки-передвижки

Консультация «Сенсорные эталоны и их роль в развитии детей раннего возраста»

Татьяна Павлова
Консультация «Сенсорные эталоны и их роль в развитии детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие, его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо и для умственного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Публикация «Консультация „Сенсорные эталоны и их роль в развитии детей раннего возраста“» размещена в разделах

Развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом «сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих двух моментов.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы- это геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т. д. ; в области цвета – семь цветов спектра, белый и черный цвет. Конечно, в природе существует бесконечное разнообразие красок и форм, однако, человечество сумело их упорядочить, свести к немногим разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях даёт возможность воспринимать окружающий мир, как бы «сквозь призму» общественного опыта.

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представление об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно выяснить, какому из имеющихся образцов или какому их сочетанию соответствует свойство того предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами – это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду определено, как ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком, в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать, так как от того на сколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат содержательной деятельности, увлекающей ребенка. Таким образом в условиях для зрительного восприятия создаются главным образом в продуктивных видах деятельности – рисование, лепка, конструирование.

Для того, чтобы ребенок начал усваивать эталоны и способы обследования, он должен быть к этому подготовлен соответствующим образом. Само же усвоение эталонов и овладение способами обследований – процесс, длящийся несколько лет и включающий постепенный переход к более сложным формам восприятия.

В первые 3 года жизни ребенок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира. Он различает цвета, формы, величины. Но далеко не все эти свойства привлекают его внимание, приобретают для него то или иное жизненное значение, становятся признаками предметов, которые он учитывает в своих действиях. Известно, что восприятие детей раннего возраста, очень неустойчиво, чаще всего в предмете они выделяют какое-либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. Обычно выделяются те свойства, которые имеют непосредственное значение для успешного манипулирования и выполнения простейших предметных действий, чаще всего это бывает форма.

Это не значит, что надо применять в работе с детьми бесчисленное множество разновидностей форм и цвета. Речь идет об основных разновидностях, тех, которые потом выступят в роли эталонов – семь цветов спектра, белый и черный цвета, геометрические формы, как овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник. Полноценное усвоение названий возможно только в связи с овладением сенсорными эталонами. Пока же желательно, чтобы дети запоминали название самих свойств: «форма» и «цвет».

Несколько по другому обстоит дело с величиной предметов. Здесь нет такого рода разновидностей, как в области формы и цвета. Величина – свойство относительное, оно познается ребенком только в сравнении с другой величиной: больше, меньше, такое же. Эти представления и надо вырабатывать.

На третьем году жизни дети начинают овладевать выполнением некоторых продуктивных действий – складыванием простейших построек из кубиков, выкладыванием мозаики и т. д. Но на первых порах, решая даже самую простую задачу, ребенок не учитывает свойств предметов. Если взрослый показывает ребенку, как поставить красный кубик на желтый, ребенок подражая действиям взрослого, не обращает никакого внимания на цвет. Это происходит не потому, что дети плохо различают свойства, а в силу не понимания их значения, отсутствия постоянной ориентировки на них. Воспитание такой ориентировки – важнейшая задача сенсорного воспитания на втором-третьем году жизни. Свойства (цвет, форма, величина) должны выступить для детей, как постоянные признаки предметов, по которым они узнаются и которые важны для выполнения разнообразных действий. Это необходимая предпосылка всей дальнейшей работы по развитию детского восприятия.

С трех лет начинается новый этап сенсорного развития ребенка. Этот этап характеризуется переходом к усвоению и использованию сенсорных эталонов. Важнейшее место начинает занимать ознакомление детей с разными видами эталонов и способами их применения.

Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно -образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребёнка. При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.

Прежде, чем провести занятие, надо научить детей спокойно сидеть, слушать воспитателя, выполнять его требования и указания. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами. Так успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня развития ребёнка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. На первом году жизни детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов, и т. д. Задачи сенсорного характера на данном возрастном этапе не являются ведущими.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона, приятная фактура, чёткая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения. Тематическое планирование материала со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим миром.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, величиной, формой, предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Предусмотрено также ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов /круглой – квадратной формы, красным – синим цветом /, затем с более близкими признаками / круглой- овальной формы,жёлтым –оранжевым цветом /. Особое внимание требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить диффренцированно При планировании методов обучения маленьких детей,как внутри каждого занятия, так и от занятия к занятию, чётко просматривается постепенность изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребёнку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Особое внимание требует анализ проведённых занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения.

После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал можно дать малышам для самостоятельных игр. Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться, только при естественном освещении. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.

Обучение должно включать формирование у детей обобщённых способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Соотнесение, сличение объектов между собой ка раз и является обобщённым способом, формирующихся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определённый круг задач на различие цвета, формы, величины. Поскольку в раннем детстве ещё не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания отдельных цветов, форм.

Принципы системы сенсорного воспитания требуют так же усвоения детьми «сигнального значения» свойств предметов, с которыми они знакомятся. Можно ли это реализовать на этапе раннего детства при накоплении сенсорных представлений? На втором году жизни детям доступно «опредмечивание» формы цвета. Этот приём приводит к успешному выполнению заданий. Следовательно, дети раннего возраста уже могут воспринимать форму, цвет, как признаки предметов, их специфических качеств. Конечно, от этого ещё далеко до усвоения «сигнального значения», при котором изменение цвета, форы связывается с закономерными изменениями других, скрытых качеств предметов. Но это можно считать первым шагом к такому усвоению. Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учат цвета, формы, величины объектов, является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать: раскладывание предметов на две группы,размещение вкладок в гнёзда, втыкание грибков-втулочек в отверстие доски.

Почвой для введения опредмечивания свойств, усвоения детьми их сигнального значения служат элементарные действия продуктивного характера, которыми дети начинают овладевать с двух лет. При решении сенсорных задач важным оказывается обучение детей внешним приёмам сопоставления объектов, например накладывание предметов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии, при знакомстве с величиной,и наконец прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по свойствам.

Обучение в условиях детского сада проводится в основном на занятиях, которые являются одной из эффективных форм обучения детей. В ходе занятий детям дают образцы выполнения действий, произнесения слов, сообщают элементарные сведения о предметах. Ребёнок постепенно начинает подражать тому, что показывает воспитатель. Активное использование знаний и умений, полученных на занятиях, происходит в быту, где дети получают возможность выполнять разнообразные действия в естественных условиях

Большое значение для развития умения детей имеет также и самостоятельная игра, во время которой инициатива в выборе игрушек, содержания игры зависит от самого ребёнка. В этот период ещё нет необходимости вырабатывать у детей представления о каких-либо разновидностях формы или цвета.

Ребёнок ещё не готов к тому, чтобы понять значение этих разновидностей, как образцов, с которыми следует сравнивать свойства разнообразных предметов. Цветная полоска, квадратик, кружок, шарик или кубик остаются для него такими же единичными, конкретными предметами.

Поэтому, имеющаяся в теории и в практике воспитания детей трёх лет установка, знакомит их с двумя-тремя цветами и формами, добиваться усвоения названия форм и цветов представляется мало целесообразной. Идя таким путём, мы рискуем объединить восприятие, заслонить от ребёнка всё многообразие свойств окружающих предметов скудным набором элементарных представлений. Специальные опыты по восприятию детьми цвета, показали, что, ребёнок знает, например,жёлтый цвет, но не знает оранжевого, он ошибочно оранжевый, воспринимает как жёлтый. Подчёркивание в этот период каких-либо разновидностей свойств не развивает восприятие, а лишь искажает его ослабевает внимание ребёнка ко всем остальным, не подчёркиваемым специально разновидностям. В то же время важно как раз обратное: максимально обогатить восприятие, обеспечить накопление разнообразных представлений, с тем, чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных элементов.

Публикации по теме:

Роль игры в развитии детей раннего и младшего возраста ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ! ” Роль игры в развитии детей раннего и младшего возраста” "Давай поиграем!" - как часто мы слышим эту просьбу.

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную.

Презентация «Роль дидактической игры в познавательном развитии детей раннего возраста» Слайд 1 Мы обращаемся к вопросам познавательного развития детей раннего возраста. В последние годы в отечественной и зарубежной науке возрос.

Проектная деятельность «Роль игрушки в развитии музыкальных способностей детей раннего возраста» 1Актуальность Актуальность проблемы и темы исследования. Изменения, происходящие в социально – экономической жизни России, оказывают существенное.

Роль детской книги в речевом развитии детей раннего дошкольного возраста Носкова Вера Александровна, воспитатель, МДОУ №17 «Дюймовочка», г Волжск, Р МЗ Роль детской книги в речевом развитии детей раннего дошкольного.

Роль дидактической игры в развитии детей раннего возрастаРоль дидактической игры в развитии детей раннего возраста Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное,.

Роль пальчикового театра в развитии речи детей раннего возраста Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики и всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центры разных уровней сложности.

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста. «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». В наше время мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь.

Игровые технологии и их роль в развитии речи детей раннего возраста Винокурова Анна Анатольевна Воспитатель, 1 кв. категория ГБДОУ детский сад №61 Красносельского района Санкт-Петербурга Игровые технологии.

Сенсорное развитие детей раннего возраста: сенсорные эталоны, формы и методы работы по сенсорному развитию Статья «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сенсорные эталоны и их роль в развитии детей раннего возраста»
Опубликовано: 19 апреля 2019 в 19:42
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД