Лучший педагог года

Сензитивный период для развития речи у детей дошкольного возраста

Виктория Ротэрмель
Сензитивный период для развития речи у детей дошкольного возраста

Выделяют пять сенситивных периодов развития речи,

предложенных Л. С. Выготским:

• 1,5-3 года - пополнение словарного запаса. Этот же период характерен развитием моторики.

• 3-4 года - знакомство с буквами. Начало осознанной речи.

• 4-5 лет - интерес к занятиям музыкой, математикой. Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.

Публикация «Сензитивный период для развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

• 5-6 лет - развитие социальных навыков, интерес к общению. Письмо и чтение.

• 8-9 лет - повторный всплеск языковых способностей (совершенствование своей продуктивной речи). Развитие воображения. Восприятие культуры.

Понятие сенситивных периодов было также изучено и разработано итальянским педагогом Марией Монтессори, она предлагает следующую периодизацию :

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ : ОТ 0 ДО 6 ЛЕТ

0-4 месяцев: ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам.

• 1-1, 5 года: вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.

• 2-2, 5 года: лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.

• 2, 5-3 года: ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.

• 3, 5-4 года: осознанное употребление речи.

• 4-4, 5 года: ребенок использует речь для решения своих проблем.

5 лет: интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать, т. е. понимать чужие мысли.

Сравнив периодизации Л. С. Выготского и М. Монтессори, мы увидим в них совпадение и наложение друг на друга.

В настоящее время, сенситивный период («чувствительный», активный, восприимчивый к обучению и развитию в данный момент) речи принято считать от 0-6 лет (утверждено во всём мире). Ребенок в 3 года должен проговаривать вслух мысли, а значит говорить предложениями, выражая то, что думает.

Подробно возрастные нормы речевого развития будут представлены ниже в виде таблицы.

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА: ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ

Ребёнку необходим порядок во всё м: в поведении взрослых, в обстановке, во времени. Об этом М. Монтессори сказала: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает». У ребенка свой стульчик, своя кроватка, свое место для игрушек. Он знает, что одежда лежит в шкафу, а посуда - на кухне. Малыш возмущается, если мама взяла папину чашку из-за того, что нарушен порядок. После установления режима дня (до 1г., ребёнок уже знает, когда он завтракает, гуляет, купается и слушает сказку. Он буквально помешан на последовательности. Вы можете замечать, как малыш выбирает одну и ту же сказку, кладёт на место свои игрушки или переставляет вазу на своё прежнее место. В этот период уже важно выдвигать одни и те же требования. Они должны быть одинаковыми у всех взрослых членов семьи, постоянными и конкретными.

Важно знать!

- Соблюдение режима дня, последовательность определённых действий синхронизирует процессы возбуждения и торможения, развивает умение вовремя начать и закончить деятельность. Это является базой для будущего планирования речевого высказывания.

- После 3-х лет будет поздно и очень трудно научить ребёнка последовательно выполнять сложные действия по алгоритму, последовательно выражать свои мысли.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Игры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возрастаИгры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возраста Для развития речи детей большое значение имеют игры с сенсорными предметами. Их основная цель - дать ребёнку новые чувственные ощущения:.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Консультация для воспитателей на тему «Задачи развития речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи и речевого общения занимает особое место среди многих задач в ДОО. Это одна из главных задач всего дошкольного периода. Мы.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сензитивный период для развития речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 апреля 2022 в 06:20
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД