Татьяна Бичикова
Конспект занятия «Сердце берегу и себе я помогу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сердце берегу и себе я помогу»
Физкультурный досуг для детей 6-7 лет
Бичикова Т. А.
«Сердце берегу и себе я помогу»
Цель: познакомить дошкольников с работой человеческого сердца; формировать любовь и осознанное отношение к выполнению упражнений и игр, которые наиболее полезны для укрепления сердечной мышцы; обучить правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым; совершенствовать навыки самостоятельного выполнения общеразвивающих упражнений.
Публикация «Конспект занятия „Сердце берегу и себе я помогу“» размещена в разделах
Материал: рисунок сердца; схема кровеносных сосудов; схемы полезных для сердечной мышцы физических упражнений; фонограмма записей биения человеческого сердца и мелодий популярных детских песен; мячи красного и синего цвета; самокаты; вырезанные из красной бумаги «улыбающиеся сердца» (по количеству детей).
Ход ЗАНЯТИЯ
Педагог, собрав вокруг себя детей, предлагает им вспомнить занятие, на котором они знакомились со строением своего тела, и ответить на вопросы. - что является опорой нашего организма?
- что приводит в движение скелет и все наше тело?
- что необходимо делать для укрепления наших мышц?
Ответив на вопросы, дети выполняют под фонограмму мелодий своих любимых песен самостоятельно по схеме (рис. 2) ряд общеразвивающих упражнений (каждый сам составляет свой комплекс).
Педагог контролирует качество выполнения упражнений, исходные положения, подсказывает в случае затруднений.
Педагог обращается к детям:
— Молодцы! Хорошо позанимались. А в награду за ваши труды я дам вам послушать песенку, которая состоит всего из двух слов: «тук-тук».
Прослушивание фонограммы биения человеческого сердца.
Педагог говорит: «Так бьется сердце у вашей мамы».
Дети обсуждают увиденное. Педагог продолжает: «Такую же песню исполняет и сердце у каждого из вас. Вы ее можете услышать в любую минуту. Для этого нужно положить пальцы на запястье, на горло или на висок. Толчок крови в сосудах, который вы почувствуете, означает, что сердце сделало удар, т. е. сократилось и послало очередную порцию крови по сосудам».
Обучение дошкольников определению своего пульса.
Педагог обращает внимание детей на рисунок сердца : «А теперь посмотрите, как выглядит ваше сердце. Размером оно с апельсин. Но несмотря на свой небольшой размер, сердце каждый день делает 12 тысяч ударов - и когда вы двигаетесь, и когда спите. Поэтому мы должны беречь свое сердце, заботиться о его состоянии. Вы уже знаете, что физические упражнения укреп-ляют мышцы рук и ног, делают их сильнее. А ведь сердце - тоже мышца. Вот и выходит, что регулярные занятия физкультурой и подвижные игры укрепляют и его. А если сидеть целыми днями без движений, например, смотреть телевизор, то рано или поздно сердце перестанет хорошо работать».
Педагог предлагает детям вспомнить полезные для укрепления мышц спортивные упражнения и игры.
Слушая их ответы, педагог выделяет из сказанного, какие виды спорта наиболее полезны для укрепления сердечной мышцы, и устанавливает на подставки шуточные схемы - изображения животных, занимающихся:
бегом,
ходьбой на лыжах,
прыжками в длину и в высоту.
играми с мячом (баскетбол и футбол,
катанием на велосипеде,
плаванием.
Игровые эстафеты:
1. «Кто быстрее?» Группа делится на две команды, которые придумывают себе названия и строятся с противоположных сторон зала. По команде педагога дети прыгают на двух ногах навстречу друг другу, стараясь занять место противника. Побеждает команда, первой достигшая противоположной стороны зала и построившаяся в шеренгу. При повторе можно поменять задание, например, дети могут прыгать на одной ноге, передвигаться подскоками и т. п.
2. «Кто больше соберет мячей?» Команды так же строятся с противоположных сторон зала. Перед ними по пустой корзине. По всему залу рассыпаны мячи. По команде участники эстафеты собирают мячи в свои корзины. Далее следует самостоятельный подсчет очков — по числу собранных мячей. Аналогично можно провести конкурс капитанов команд.
3. Гонки на самокатах. Дети перестраиваются в две колонны и поточным способом, предавая самокат друг другу, соревнуются.
Педагог: «Мы с вами побегали, поиграли, и сердце начало биться сильнее и быстрее прокачивать кровь через все органы и ткани нашего организма. Попробуйте сейчас послушать биение своего сердца и скажите, чем оно отличается от того, что мы с вами слышали в начале занятия. Правильно, вы чувствуете, как сердце колотится у вас в груди после быстрого бега. Это очень полезно, потому что такая тренировка укрепляет сердечную мышцу. Сердце может сильно забиться и от волнения, например. когда вы переживаете в эстафете за свою команду, но никакого вреда от этого не будет. Как только соревнования заканчиваются, сердце успокаивается и возвращается к своему нормальному ритму. Но и в этом случае необходимо помогать своему сердцу, вспомните, какое оно маленькое. За день вы много двигаетесь, испытываете множество впечатлений, поэтому необходимо вовремя отдыхать. Именно потому вы ложитесь после обеда в кроватки, а по вечерам ваши мамы и папы укладывают вас спать раньше, чем ложатся они сами, взрослые. Когда вы отдыхаете, сердце тоже отдыхает и бьется медленнее».
Дошкольники выполняют ряд дыхательных упражнений в положении лежа на спине и замеряют частоту биения своего сердца.
- Мы много говорили с вами о том, как необходимо тренировать наши сердца, чтобы они хорошо «работали» — сокращались. А что же происходит в результате этих сокращений?
Обсуждение схемы кровеносных сосудов.
Педагог обращается к детям:
- Представьте себе пароходы, которые везут различные грузы по нашей реке Волге. Так и сердце, сократившись, выталкивает красную реку крови в артерии, по которым «пароходики» с кислородом из легких и питательными веществами из съеденной нами пищи отправляются в далекое путешествие по всем клеточкам нашего организма. В каком бы месте вы случайно ни порезались, обязательно пойдет кровь. Но это еще не все. Самое удивительное впереди: кровяные пароходики, отдавая кислород и питание, забирают у организма углекислый газ и вредные, ненужные вещества. Они вывозят их по синим венам, обменивая вновь на кислород и ценные вещества.
Педагог предлагает детям проверить, насколько они внимательны.
Эстафета «Кровяные пароходики»
Ребята распределяются на две команды - «Артерия» и «Вена». Перед командами стоит корзина с красными мячами - «полезными для организма веществами», а на противоположной стороне зала помещают корзину с синими мячами - «вредными веществами». По сигналу участники команды «Артерия» переносит по очереди красные мячи из первой корзины во вторую, а ребята из команды «Вена» — синие мячи из второй корзины в первую.
По окончании эстафеты педагог говорит: «В заключение нашего занятия я хочу напомнить вам правила, соблюдая которые вы сохраните свое сердце здоровым.
1. Регулярно занимайтесь физкультурой, бегайте и играйте.
2. Обязательно отдыхайте днем и ночью.
3. Ешьте то, что дает мама или воспитатель, — все эти продукты очень полезны.
4. Если вы больны, лежите в постели столько времени, сколько назначил врач.
И тогда ваше сердце будет здоровым и сильным
(Дарит детям «улыбающиеся сердца»).