Серия занятий по формированию у детей 6–7 лет умения рисовать. Городецкий узор использованием вариантов образцов

Любовь Бахматова
Серия занятий по формированию у детей 6–7 лет умения рисовать. Городецкий узор использованием вариантов образцов

Занятие 1. «Знакомство с Городцом»

Целью первого занятия являлось: познакомить детей 6-7 лет с Городецким узором: историей происхождения, основными элементами, цветовым сочетанием, законами композиции. Мы не использовали метод вариантов образца, так как на данном занятии мы не обучали детей рисованию Городецкого узора. В результате констатирующего эксперимента нами было выяснено, что у детей нет знаний об особенностях Городецкого промысла, поэтому нами было разработано занятие по ознакомлению детей с Городецким промыслом. На первом занятии мы предлагали детям рассматривание подлинных образцов Городецкого промысла, рассказывали об истории возникновения данного промысла, об основных элементах, цветовом сочетании, законах композиции. Дети занимали позицию субъекта, активно отвечали на вопросы, задавали интересующие их вопросы, активно приводили примеры из собственного опыта и т. д. Нами было выяснено, что у детей имеется некоторая база знаний о Городецком узоре. Можно предположить, что программные задачи, поставленные нами, были реализованы. Данное занятие носило скорее ознакомительный характер.

Занятие 2. «Купавка»

Изначально детям предлагалось рассмотреть купавку и листья на вариантах образца

Серия занятий по формированию у детей 6–7 лет умения рисовать. Городецкий узор использованием вариантов образцов

далее проводилось сенсорное обследование купавки:

• Целостное эмоциональное восприятие купавки, листьев;

• Аналитическое восприятие предмета, последовательное выделение изобразительных признаком, частей и свойств предмета: круг, яблочко, дужка, оживка. При этом обращалось внимание, на то, что купавки бывают разные по цвету, оживке. Вниманию предлагались варианты образцов. Детям предлагалось найти общее и различия в предложенных образцах.

• Целостное эмоциональное восприятие купавки, листьев как бы объединяющее возникающее представление в целостный образ.

Далее детям предлагалось самостоятельно изобразить купавку, листья, при этом обращалось внимание на то, можно изобразить любую купавку, предложенную на образцах, а можно придумать свою.

Хотелось бы отметить, что в процессе изображения дети проявляли живой интерес, активно задавали вопросы, обращались к воспитателю за помощью, например «у меня закончились краски», «какой кистью лучше рисовать», «можно я поменяю воду». В процессе изображения дети старались, чтобы их работы были яркими, поэтому набирали краску на весь ворс кисти. В процессе создания образа некоторые дети пытались изобразить «свою купавку», отличную от вариантов образцов. Кто-то из детей пытался создать розан, дорисовывал лепестки. Это может быть связано с тем, что воспитатель, скорее всего, когда-то учил изображать детей элементы Городецкого узора, а ознакомительная беседа, проведенная на первом занятии, послужила стимулом для возникновения образа у ребенка розана. Но, к сожалению, не все дети владеют высоким уровнем технических умений и навыков, кто-то из детей набирает краску не на весь ворс кисти, не убирают излишки воды со всего ворса кисти, поэтому работы получаются недостаточно яркими. Кто-то из детей не умеет пользоваться кончиком кисти, поэтому элементы оживки расплываются, изображение не четкое, расплывчатое. Низкий уровень владения детьми техническими умениями может быть связан с тем, что у детей недостаточно развита моторика рук. Но основной задачей занятия не являлось формирование технических умений, для нас было важно, чтобы дети передавали образ изображаемого объекта и применяли творчество при создании образа. В конце занятия нами была проведена беседа с детьми. Дети без труда находили ошибки других детей, а также выражали свою точку зрения о том, чей рисунок им больше понравился, а чей меньше и давали развернутое объяснение своей точки зрения. С нашей точки зрения, все поставленные программные задачи, в процессе занятия были решены.

Занятие 3. «Розан вид сверху»

С нашей точки зрения, на данном занятии целесообразно было обучать рисованию розана «вид сверху», так как его проще изобразить технически, нежели розан вид сбоку.

На данном занятии, мы проводили аналогично второму занятию сенсорное обследование вариантов образцов, предлагали тетям найти отличительные и сходные черты вариантов образцов по цвету и по оживке. В отличии от занятия, направленного на обучение детей рисованию купавки, на данном занятии предпочтение активности отдавалось детям. Педагог задавал наводящие вопросы детям. А также вопросы, касающиеся отличительных особенностей купавки от розана. На данном занятии дети активно отвечали на вопросы, задавали интересующие их вопросы: «а почему у купавки нет листьев, а у розана есть?», «а можно ли нарисовать розан таким же цветом как купавку?». Также высказывались по поводу формы цветка, пытались сравнивать розан «вид сверху» с цветами которые они когда-либо видели в жизни «он похож на маки, только у маков нет оживки». После сенсорного обследования и активной беседы с детьми следовала работа с вариантами образца. На данном занятии в процессе рассматривания вариантов образца дети занимали активную позицию. В процессе рисования дети задавали вопросы воспитателю: «а какой большой или маленький должен быть круг в центре», «обязательно ли ждать пока цвет высохнет полностью?» Вниманию детей представлялись варианты образцов, и предлагалось изобразить розаны, такие как на вариантах образцов или же придумать свои. Также детям предлагалось изобразить на своей закладке не только розан, но и дополнить его купавками и листьями. В процессе рисования дети также занимали активную позицию деятеля. В процессе занятия можно было пронаблюдать, что большинство детей пытаются изобразить не только розан, но и дополняют розан листьями и купавками, пытаются составлять композицию, хотя композиционных задач на данном занятии мы не ставили. Хочется отметить, что на данном занятии, дети следовали образцу не точно, некоторые элементы брали из вариантов образцов, а некоторые придумывали самостоятельно. Большинство детей отличились творческим подходом к созданию образа. Можно отметить, что все программные задачи решились в процессе занятия.

Занятие 4. «Розан, вид сбоку»

Данный элемент является самым сложным в изображении растительного орнамента, так как создание требует высокого уровня развития ручной умелости. Как и в предыдущих занятиях, мы предлагали детям изначально обследовать варианты образцов, найти схожее и отличительное. Далее детям предлагалось сравнить все элементы, с которыми они уже знакомы: купавка, розан вид сверху и розан вид сбоку. Дети в процессе беседы отвечали активно, но у детей возникали трудности с отличительными особенностями розана вид сбоку и купавки, так как действительно купавка схожи с данным видом розана. Здесь задачей педагога являлось подвести детей к тому, что купавка и есть нераспустившийся розан и его основной отличительной особенностью являлось наличие четного количества лепестков. Также акцент делался на том, что лепестков должно быть четное количество, каждый лепесток располагается друг напротив друга, а верхний лепесток перекрывает яблочко. К сожалению, на данном занятии дети были настолько увлечены работой, что не проявляли творчества при создании образа, творчество можно было проследить только при создании оживки детьми. Возможно, это связано с тем, что розан вид сверху достаточно сложен при изображении и детям необходимо было сконцентрировать внимание на образце. Но в целом можно сделать вывод о том, что с задачей дети справились.

Занятие 5. «Укрась блюдце»

На данном занятии детям предлагалось украсить блюдце Городецким узором. Перед тем как начать работу с детьми также проводилось сенсорное обследование. Здесь детям предлагалось рассмотреть законы композиции Городецкого узора и выбрать тот узор, каким бы они хотели украсить блюдце. Детям предлагались такие варианты композиции как «в центре», «полукругом» по кругу». Далее детям задавались вопросы, касающиеся последовательности изображения купавки, листьев, розана. Дети активно отвечали на заданные вопросы, с легкостью называли последовательность действий. Когда кто-то из детей ошибался, дети поправляли ошибки. На данном занятии детям не предлагался показ способов действий. В процессе рисования нами была отмечена следующая особенность: дети чаще всего выбирают композицию по центру, некоторые дети изображали композицию по кругу и практически никто не изображал композицию по кругу. С нашей точки зрения последний вид композиции сложен для изображения детьми, достаточно затратный по времени, возможно, это и послужило причиной тому, что практически никто из детей не выбрал его для своей работы. В процессе занятия нами были решены все поставленные задачи.

Занятие 6. «Городецкие мастера»

На данном занятии детям предлагалось стать настоящими Городецкими мастерами и украсить Городецким узором, такие изделия как чашку, блюдце и разделочную досочку. Здесь не предлагалось детям ни сенсорного обследования, ни вариантов образцов. Детям предлагалось украсить изделие Городецким узором. Данное занятие является контрольным экспериментом, результаты которого подробно опишем в следующем параграфе.

Исходя из проведенных занятий, мы можем сделать вывод о том, что варианты образцов являются эффективным методом обучения детей декоративному рисованию в частности вариантов образца. Дети не только не следуют прямому копированию образца. Так как деятельность детей не ограничена жесткими рамками, у детей появляется стимул к созданию собственного образа.

Публикации по теме:

Блок занятий по формированию основ ЗОЖ с детьми дошкольного возраста Блок занятий по формированию основ ЗОЖ с детьми дошкольного возраста. 1Занятие «Тело человека» Цель: познакомить детей со строением тела.

Игры для детей дошкольного возраста для развития умения общаться Развитие коммуникативных способностей ИГРА «СОВУШКА - СОВА». Цель: формирование внимания, воспитание выдержки. Возраст: дети дошкольного.

Коммуникативные умения и их развитие у детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности. С раннего возраста.

Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков с использованием ИКТ у детей среднего дошкольного возраста Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков с использованием ИКТ у детей среднего дошкольного возраста «Необыкновенное путешествие.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с использованием ЭОР для детей 5–6 лет по теме «Насекомые» Составила: Учитель-логопед Штанько Ирина Васильевна Учитель-логопед первой квалификационной категории ГБДОУ детский сад №5 Выборгского района.

Особенности организации занятий по формированию графических навыков у дошкольников Проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Важным показателем.

Проект по формированию толерантности у детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии «Истории Карапушек» …) Проект по формированию толерантности у детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии "Истории Карапушек: как жить в мире.

Система занятий по развитию представлений детей о животном мире с использованием моделирования воспитателя МБДОУ Починковский Занятие №1. Тема: Шестиногие малыши. Цель: Формировать у детей представление о насекомых: их строении, среде обитания, потребностях. Задачи:.

Система занятий по развитию представлений детей о животном мире с использованием моделирования Занятие №1. Тема: Шестиногие малыши. Цель: Формировать у детей представление о насекомых: их строении, среде обитания, потребностях. Задачи:.

Технологическая карта по формированию умения правильно мыть руки Пояснительная запискаТехнологическая карта – это «ступеньки для достижения вершины». Разработка технологической карты дело трудоемкое, но.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Серия занятий по формированию у детей 6–7 лет умения рисовать. Городецкий узор использованием вариантов образцов
Опубликовано: 24 февраля 2017 в 18:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

19 сентября. Международный день подражания пиратам

«Тысяча чертей!» и «Разрази меня гром!» – сегодня у нас есть официальный повод говорить и одеваться как пираты. 19 сентября в 40 странах мира отмечается международный праздник – День подражания пиратам.

Консультация для родителей «Развитие ритмической способности у детей»
РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года,...
Сценарий «День дошкольного работника» для старшей и подготовительной групп
Сценарий"День дошкольного работника" ( для старшей и подготовительной групп «А») Взрослые: Ведущий 1 Ведущий 2 Домовенок Кузя Звучат фанфары. Входят ведущие...
Сценарий конкурса «Вот она какая, Золотая осень!»
Наступила осень. Солнце греет ещё почти по-летнему, стремясь отдать последнее нерастраченное тепло. На голубом и чистом небе ещё почти нет туч. Только ветер...