Анастасия Черномырдина
Шаблон для написания психолого-педагогической характеристики
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ
ФИО ребенка___
Дата рождения___
МДОУ ___Группа___
Реализуемая образовательная программа, история дошкольного обучения и воспитания
Адаптированная образовательная программа МДОУ «Детский сад № __» для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Адаптированная образовательная программа МДОУ «Детский сад № __» для детей с задержкой психического развития.
Адаптированная образовательная программа МДОУ «Детский сад № __» для детей с интеллектуальными нарушениями.
Публикация «Шаблон для написания психолого-педагогической характеристики» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Характеристика семьи (состав, тип семьи, общий характер взаимоотношений, педагогическая компетентность семьи)
Состав:
Семья полная, в воспитании ребенка участвуют оба родителя.
Семья неполная, воспитывает ребенка мама/папа.
Многодетная.
Наличие братьев и сестер.
Тип семьи:
Благополучная. Родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная.
Неблагополучная, в том числе:
o Педагогически некомпетентная: родители не владеют культурой воспитания, отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах.
o Нравственно неблагополучная. Родители ведут асоциальный образ жизни, имеют судимости.
o Конфликтная. В семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, конфликты между родителями, старшими членами семьи, родители повышено раздражительны.
Общий характер взаимоотношений :
Семейный диктант (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка).
Чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий).
Попустительство (отклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка).
Сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание позитивных и негативных событий).
Поведение ребёнка в семье (особенности взаимоотношений с родителями (законными представителями, другими детьми в семье; любимые занятия)
Особенности взаимоотношений с родителями (законными представителями, другими детьми в семье
Зависимость. Не принимает самостоятельных решений, во всем ориентируется на мнение родителей, зависит от их настроения, расположения.
Ровная привязанность, теплые, доверительные отношения.
Отвержение кого- либо из членов семьи, отстраненность в контактах с кем- либо из членов семьи.
Выраженный негативизм по отношению к кому- либо из членов семьи (стремление делать все наоборот в противовес требованиям).
Предпочтение кого-либо из членов семьи.
Страх в отношениях с кем-то из семьи, пассивная подчиняемость
Любимые занятия___
Особенности дошкольного возраста (с какого возраста пошел в данный детский сад, особенности адаптации)
легкая адаптация: ребенок был активен, внешних изменений не было, сдвиги в поведении нормализовались в течение 1-2 недель;
средняя адаптация: в течение всего периода настроение было неустойчивым, наблюдалось отсутствие аппетита, кратковременность и беспокойность сна. Период адаптации длился 20-40 дней;
тяжелая адаптация: ребенок болел, терял в весе, появлялись патологические привычки (сосание пальца, предметов, кусание и грызение ногтей, выдергивание или выщипывание волос и т. д.). Период адаптации длился до шести месяцев;
очень тяжелая адаптация: около полугода и более.
Основные индивидуальные особенности ребёнка (поведение ребёнка в группе, общение с детьми и взрослыми, освоение норм поведения)
Ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и как со взрослыми.
Стремится установить и сохранить позитивные отношения со сверстниками и взрослыми в ходе общения.
Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нуждаясь в присутствии взрослого.
Стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен объективно оценить результат.
Может дифференцировать, «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослых.
Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, миру взрослых и т. п.
Стремится к личным достижениям («Я уже знаю, умею», самоутверждению, признанию.
Общение со взрослыми:
отношения с педагогами строятся на взаимном уважении и доверии,
отношения взаимного уважения и доверия имеют место лишь с отдельными педагогами, с остальными – носят ситуативный характер,
отношения с педагогами не складываются (избегает контакта с воспитателем, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным,
отношения с отдельными педагогами носят конфликтный характер (проявляет негативизм по отношению к педагогу, не выполняет его требований, отвечает дерзко, грубо).
Общение с детьми:
пользуется авторитетом и доверием у большинства ребят в группе,
общается лишь с отдельными ребятами,
отношения с ребятами не складываются, частые ссоры, конфликты,
замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один.
Социально-бытовые навыки и ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания
Навыки самообслуживания
пользуется туалетными принадлежностями, умывается, моет руки, расчесывает волосы,
самостоятельно одевается и раздевается, обувается,
завязывает и развязывает шнурки,
правильно держит и пользуется ложкой, вилкой,
складывает свои вещи на стул
убирает постель (ст., подгот. гр.)
Ориентировка в окружающем
Ср. возраст:
определяет пространственные направления от себя;
двигается в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз);
умеет обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).
Ст. возраст:
хорошо/недостаточно хорошо/ «не» ориентируется в окружающем пространстве: слева – справа, вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за, между, рядом.
двигается/не может двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т. д.);
определяет/не определяет/недостаточно хорошо определяет свое местонахождение среди окружающих людей и предметов;
может/ не может обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади – мишка, а впереди – машина».
Ориентируется хорошо/плохо/недостаточно на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).
Подгот. возраст:
ориентируется на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.);
располагает предметы и их изображения в указанном направлении, отражает в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.);
может ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем;
Речевое развитие
Ребенок правильно/плохо произносит звуки родного языка.
Речь ребенка непонятна/мало понятна.
Обладает/не обладает/недостаточный словарный запас, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
Правильно/неправильно/в некоторых случаях неправильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
Может/не может/самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам.
Рассказывает сказку с помощью наводящих вопросов педагога.
В речи есть/нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
Передает/не может передать интонацией различные чувства, в речи есть/нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т. п.).
Физическое развитие
Основные движения выполняет правильно/ неправильно.
Общая двигательная координация нарушена/не нарушена
Активно участвует/не участвует в подвижных играх.
Во время перестроения путается/не путается/испытывает трудности
Не всегда успевает/успевает в общем темпе, нарушено/не нарушено чувство ритма.
Мелкая моторика
Плохо развита мелкая моторика рук.
Нарушений ручной моторики не наблюдается.
Предпочитает работать левой/правой рукой (или иногда работает левой рукой).
Оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис «позы») сформирована; недостаточно сформирована: движения выполняет с ошибками, замедленно.
При выполнении упражнений на динамическую организацию движений (переключение с одной позы на другую) также наблюдаются неточности (синхронные движения пальцев правой и левой руки).
Художественно-эстетическое развитие (особенности изобразительной, музыкальной деятельности)
Эмоционально откликается/не откликается на любые музыкальные произведения;
Слушает/не слушает, узнает/не узнает знакомых мелодий;
Выполняет/не выполняет/плохо выполняет танцевальные движения;
Пользоваться пластилином, карандашом, кисточкой умеет/не умеет/пользуется недостаточно хорошо;
Особенности познавательной деятельности
Особенности внимания:
зависит, не зависит внимание от характера деятельности
достаточная концентрация, недостаточная концентрация,
устойчивое, неустойчивое,
полный объем, неполный объем,
быстрая переключаемость, медленная переключаемость,
произвольное, непроизвольное.
Особенности восприятия натуральных объектов, картин:
последовательно, непоследовательно;
точно, не точно;
полный объем, неполный объем
Ориентировка во времени:
времена года – путается, ориентируется, не ориентируется.
дни недели – путается, ориентируется, не ориентируется.
части суток – путается, ориентируется, не ориентируется.
Особенности памяти:
преобладает слуховой тип памяти,
преобладает зрительный тип памяти.
Характер воспроизведения запоминаемого материала:
точно, неточно, логично, нелогично;
последовательность нарушена/ последовательность не нарушена;
полный объем/ неполный объем.
Запоминание и воспроизведение:
зависит от содержания запоминаемого,
не зависит от содержания: описание, тексты, стихи, цифры, картины, события,
краткосрочное (быстро улавливает и забывает,
длительное (запоминает прочно и длительно).
Тип мышления: наглядно – действенное, образное, словесно – логическое.
Особенности игровой деятельности:
безразличие или интерес к игрушкам,
понимает/не понимает правила игры, выполняет/не выполняет их,
вносит/не вносит изменение в содержание игры,
доступна/не доступна воображаемая ситуация,
(не)умеет поддерживать игру.
Особенности конструктивно-модельной деятельности:
умеет/не умеет правильно собирать матрешку, пирамидку,
складывает/не складывает/складывает с помощью педагога простые фигуры по образцу из счетных палочек,
выполняет/не выполняет постройки из кубиков.
Особенности трудовой деятельности:
особенности осознания цели и условий трудовой деятельности: осознанно/неосознанно.
умение планировать процесс своего трудового задания: умеет/не умеет.
навыки работы со схемами, образцами: сформированы/не сформированы.
Характер выполняемых поручений инициативен – да/нет; ответственен – да/нет, самостоятелен – да/нет
Отношение к занятиям и их успешность
(не) способен контролировать свою деятельность;
(не) доводит дело до конца, мешает педагогу, детям;
принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую);
преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход;
темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична»; быстро истощаем; работает медленно и неравномерно; соответствует возрасту.
Готовность к школе:
Участие в системе дополнительного образования:
Посещает ли какие дополнительные кружки или секции, если посещает, то указать какие.
Реализуемые мероприятия педагогического сопровождения (их виды и результативность) (заполняется в конце года при выпуске или слабой динамике)
С ребенком была проведена следующая педагогическая работа (перечислить)
Заключение воспитателя МДОУ
Реализуемая образовательная программа усвоена/не усвоена/не достаточно усвоена
Рекомендации
Целесообразно направить ребенка на ПМПК для определения программы обучения
Рекомендовать родителям занятия с логопедом
Дата обследования___
Заведующий МДОУ ___ (ФИО, подпись)
Воспитатель МДОУ ___ (ФИО, подпись)