Екатерина Васина
Сидим дома с пользой. Краткосрочный проект «Флипбук «Я и моя семья» от идеи до воплощения»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Веснушки» комбинированного вида п. Дубки Саратовского района Саратовской области
Краткосрочный проект
«ФЛИПБУК «Я и моя семья» от идеи до воплощения»
Воспитатель Васина Екатерина Борисовна
Пояснительная записка
Коронавирус внес изменения в жизнь людей во всем мире. На карантине оказались очень много людей, в том числе и дети. Подавляющее большинство воспитателей и специалистов детских садов сейчас тоже находятся дома. У них появилось лишнее время сделать дома уборку и заняться любимым увлечением. Однако вынужденная самоизоляция не освобождает педагогов от выполнения образовательной программы. Сейчас образованием детей занимаются дома, в семье. Это в идеале. Образование - система обучения и воспитания. Чему обучать! Как обучать! Маловероятно, что родители знают, чем конкретно надо сейчас заняться с ребенком, во что поиграть, что почитать. Если только с родителями до этого была выстроена уникальная система их включения в образовательный процесс.
Публикация «Сидим дома с пользой, Краткосрочный проект „Флипбук „Я и моя семья“ от идеи до воплощения“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Семья и детский сад - две сферы жизни ребенка. Ведущая роль в осуществлении целенаправленного, всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста, а также в работе по установлению контактов между педагогами и родителями принадлежит детскому саду. Определяющей чертой взаимодействия детского сала и семьи является то, что детский сад служит организующим центром в этой работе.
Взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки родителей воспитанников по нескольким направлениям. Семья на всех этапах развития общества остро нуждалась в помощи специалистов. Взаимосвязь детского сада и семьи, их реальные контакты предусматривают организацию такого воспитания, при котором педагоги и родители внедряют в практику наиболее оптимальные приемы воспитательного воздействия на детей. Единство требований педагога и родителя неоспоримый путь к успеху.
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, воспитателям необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно - образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач.
Актуальность проекта.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в ДОУ. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является флипбук. Флипбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Объект проекта : Современные средства обучения детей дошкольного возраста.
Предмет проекта : Использование ФЛИПБУКА в процессе обучения детей дошкольного возраста.
Цель проекта :
Изучение возможностей использования ФЛИПБУКА как средства обучения детей дошкольного возраста и создание условий для совместной с родителями информационно- поисковой деятельности.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить научно – методическую литературу и другие информационные источники по теме проекта.
Раскрыть понятие средства обучения у детей дошкольного возраста.
Создание ФЛИПБУКА, практическое применение в педагогической деятельности.
Механизм реализации краткосрочного проекта
Этапы проекта, сроки исполнения, проектные мероприятия :
1) Организационный, 30.03-02.04. Изучение педагогической, методической и нормативной (ФГОС ДО) литературы и интернет ресурсы
2) Основной,03.04-10.04. Разработка модели ФЛИПБУКА. Апробация ФЛИПБУКА и практическое применение в педагогической деятельности воспитателей. Изготовление в совместной деятельности родителей с детьми флипбуков по теме «Я и моя семья»
3) Заключительный, 11.04. Организация фотовыставки флипбуков "Я и моя семья!" Размещение материала на сайте МБДОУ детский сад «Веснушки». Презентация проекта для педагогов и родителей "Флипбук : от идеи до воплощения"
Реализация проекта
ФЛИПБУК – сравнительно новое средство обучения. Флипбук – буквально «книга для перелистывания», книжный формат малого размера с уникальной ориентацией страниц, при которой страницы перелистываются вертикально.
Размеры флипбука примерно 8х11,8 сантиметров, что позволяет уместить книгу на ладони и держать и перелистывать ее одной рукой. ФЛИПБУК – это книжка, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
ФЛИПБУК отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- информативен;
- функционален: способствует развитию творчества, воображения,
- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно- эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части).
Работа с флипбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность воспитателя и родитетя наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Содержание флипбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой лексической темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание флипбука может содержать материал по всем пяти направлениям. Наполняемость флипбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, флипбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования. Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
ФЛИПБУК обеспечивает :
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
развитие воображения, творческой инициативы, в том числе речевой;
возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения;
создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.
Этап создания ФЛИПБУКА :
1. Выбор темы.
2. Составление плана будущего ФЛИПБУКА- необходимо определиться с элементами.
3. Рисование макета - это необходимо для дальнейшего оформления ФЛИПБУКА
4. Оформление.
Как изготовить ФЛИПБУК?
Для работы над ФЛИПБУКОМ подходит все : и цветная бумага, цветная бумага для принтера, как вырезанные, так и самостоятельно нарисованные картинки, рукописные так и напечатанные тексты.
Для этого нужна фантазия и разнообразный материал.
Итак, для изготовления ФЛИПБУКА нам понадобятся листы бумаги, белые или цветные. Каждая страница книги может быть как одного цвета, так и разноцветной. Фломастеры, краски, карандаши, восковые мелки, клей, цветная бумага, ножницы, линейка, простой карандаш.
Нужно определиться, какой по форме будет ваша будущая книга. Она может быть круглой, квадратной, прямоугольной. Если книга будет по форме круглой, то первый лист должен быть диаметром примерно 8 см., каждый последующий лист диаметром большим на 1,5 см. ; если книга квадратная, то сторона квадрата должна соответствовать вышеуказанным размерам; если книга прямоугольная, то длина прямоугольника должная быть 8-10 см., а ширина (высота) каждого листа увеличиваться на 1-1,5 см.
Определимся с количеством листов книги (от 3-х и более, в зависимости от желания и фантазии автора).
Далее нужно заготовить страницы для книги, используя вышеперечисленные формы и размеры.
Первый лист книги «Я и моя семья» называется «Я», здесь каждый ребенок изображает себя, либо наклеивает свою фотография, а затем самостоятельно, или при помощи взрослого в нижней части изображения пописывает страницу, надпись должная быть не выше 1,5 см.
Второй лист «Моя семья», рисуем членов семьи или делаем аппликация, или приклеиваем фото, можно подписать на рисунке, кто изображен.
Третий лист «Мой дом».
Четвертый лист «Моя улица», необходимо на рисунке указать название улицы.
Пятый лист «Мой поселок», на рисунке или фото указать название поселка.
Шестой лист «Моя страна», на рисунке может быть как изображение страны на карте, так и отдельные символы России.
Седьмой лист «Мой материк»
Следующий «Моя планета», можно дополнить дальше «Моя система», «Моя галактика».
Не обязательно придерживаться вышеуказанных названий страниц, возможно дополнять свои страницы, ведь в этой книге каждый должен рассказать о себе, о своей семье, о том, где живет, чем любит заниматься и т. д.
Каждый лист должен быть красочно и эстетично оформлен, все составные части книги быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком. Работа с «ФЛИПБУКОМ» является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, а именно темы «Я и моя семья», позволяет расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники»;
сформировать элементарные представления о родственных связях в семье;
совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употреблять в речи имена и отчества родных; закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье; развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление; помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица, где ребенок бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который является вторым домом. Расширить круг представления о родном городе, поселке, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё то, что свято чтут российские люди, зажечь в детском сердце искорку любви к Родине, помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое способствует формированию нравственных чувств, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок учувствует в поиске, анализе и сортировки информации.
Таким образом, можно сказать что ФЛИПБУК – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Заключение
Для реализации проекта был изучен немногочисленный опыт работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме. На основе анализа изученных материалов были разработаны макеты флипбуков для апробации их в ходе познавательной деятельности при реализации образовательной области «Познавательное развитие». Эффективность применения флипбуков позволила предположить возможность его использования в других образовательных областях.
Были проведены различные формы работы (консультация-презентация, мастер-класс) с родителями воспитанников для ознакомления с данной формой организации образовательного процесса.
Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать с взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.