МААМ-картинки

Синдром профессионального выгорания у специалистов (педагогов), предоставляющих услуги детям с особенностями развития

Гульнара Сагитова
Синдром профессионального выгорания у специалистов (педагогов), предоставляющих услуги детям с особенностями развития

1. В современных условиях вопросы изучения профессиональной пригодности специалистов, их адаптации к быстроизменяющимся требованиям трудовой деятельности являются одними из центральных в науках о человеке. Сегодня хотелось бы рассмотреть причины, факторы и условия, снижающие эффективность работы специалистов, затрудняющих их профессиональный рост, ведущих к профессиональным деформациям и деструкциям, появлению неблагоприятных функциональных состояний, а также угрожающих сохранности здоровья, что ведет к профессиональному выгоранию, характеризующегося тремя симптомами: эмоциональным истощением, цинизмом и сниженной самооценкой профессиональной успешности.

Публикация «Синдром профессионального выгорания у специалистов (педагогов), предоставляющих услуги детям с особенностями развития» размещена в разделах

Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений.

В классических исследованиях Г. Селье, а позднее А. Лазаруса было показано, что длительное воздействие стресса приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. Человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.

2. Понятие «эмоциональное выгорание» ввел в 1974 г. американский психиатр X. Дж. Фрейденберг для характеристики состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном, эмоциональном общении с другими. Вслед за X. Дж. Фрейденбергом эмоциональным выгоранием называют состояние физического утомления и разочарования, которое возникает у людей, занятых в профессиональных областях типа «человек-человек».

Первоначально автор описал это явление как ухудшение психического и физического самочувствия, как истощение энергии у представителей подобных профессий, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, а также как угасание мотивации и снижение активности на рабочем месте.

Позднее было дано определение этому феномену, и теперь принято

считать, что синдром эмоционального выгорания – это состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. В современных исследованиях представлена общая точка зрения и на структуру выгорания, согласно которой этот синдром включает в себя следующие основные составляющие:

эмоциональное истощение, опустошенность и усталость, вызванные собственной работой;

деперсонализация, циничное отношение к труду и объектам

своего труда, бесчувственное, негуманное отношение к клиентам;

обесценивание профессиональных достижений, возникновение

у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере,

ощущение личной неуспешности, недовольства результатами работы.

Современное понимание термина «выгорание» включает:

- механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия (В. В. Бойко, А. О. Прохоров);

- один из способов психологической защиты личности человека от деформации /дезадаптации (П. Сидоров);

- синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека (Н. Осухова, В. Кожевникова);

- плата за сочувствие (К. Маслач). Для предотвращения проблем со здоровьем педагогу необходимо иметь представление о возможности появления профессионального истощения, как начальной стадии профессионального выгорания.

3. Феномен профессионального истощения педагогов изучается различными учеными; установлено, что в большей степени ему подвержены те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс. Развитию профессионального истощения предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах.

Так, немецкими исследователями Бушка (Buchka) и Хаккенберг (Hackenberg) еще в 1987 году составлен перечень симптомов истощения, представленный в трех категориях :

1. Физическое истощение: усталость, дефицит энергии, хроническое утомление, слабость, скука, дискомфорт шеи и плечевой мускулатуры, боль в спине, изменения веса тела, повышенная восприимчивость к простуде и вирусной инфекции, бессонница, нарушение сна, появление язв и других заболеваний кожи; болезни сердечно-сосудистой системы, повышенный прием лекарств в целях предотвращения физического истощения, усталость при незначительных физических нагрузках.

2. Эмоциональное истощение: чувство подавленности и одиночества, несдерживаемый плач; отказ механизма, контролирующего эмоции; ощущение разочарования и эмоциональной опустошенности, отчаяния и одиночества; раздражительность, потеря веры в себя, ощущение беспомощности и безнадежности; увеличение деперсонализации своей или других (люди становятся безликими, как манекены).

3. Духовное истощение: негативная установка по отношению к себе, к работе, к жизни, дегуманистическая установка по отношению к окружающим (цинизм, презрение, агрессивность, невнимание к себе, чувство неполноценности, несостоятельности, утрата естественных контактов с коллегами.

Охарактеризованные выше признаки профессионального истощения, как правило, указывают на развитие профессионального выгорания, что в свою очередь негативно влияет на профессиональное развитие педагога, в частности, на интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, утраты «вкуса» и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к инновациям; безынициативность или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, повышении квалификации; формальное выполнение работы.

К Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на : физические, поведенческие и психологические.

К физическим относятся:

- усталость;

- чувство истощения;

- восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;

- астенизация;

- частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;

- избыток или недостаток веса;

- одышка;

- бессонница.

К поведенческим и психологическим:

- работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;

- профессионал рано приходит на работу и остается надолго;

- поздно появляется на работе и рано уходит;

- берет работу на дом;

- чувство неосознанного беспокойства;

- чувство скуки;

- снижение уровня энтузиазма;

- чувство обиды;

- чувство разочарования;

- неуверенность;

- чувство вины;

- чувство невостребованности;

- легко возникающее чувство гнева;

- раздражительность;

- человек обращает внимание на детали;

- подозрительность;

- чувство всемогущества (власть над судьбой пациента);

- ригидность;

- неспособность принимать решения;

- дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от коллег;

- повышенное чувство ответственности за пациентов;

- растущее избегание;

- общая негативная установка на жизненные перспективы;

- злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

4. Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. К. Чернисс (2003г.) отмечает, что выгоранием страдают не только люди, но и организации. Также как и у индивидуума, страдающего от выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого явления, они следующие:

- высокая текучесть кадров;

- снижение вовлеченности сотрудников в работу;

- поиск “козла отпущения”;

- антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок;

- режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности;

- развитие критического отношения к сотрудникам;

- недостаток сотрудничества среди персонала;

- прогрессирующее падение инициативы;

- рост чувства неудовлетворенности от работы;

- проявления негативизма относительно роли или функции отделения (Чернисс,2003г.).

5. На поведенческом уровне профессиональное выгорание может выражаться в появлении усталости и желании отдохнуть во время работы; безразличии к еде; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; проявление аутоагрессии: падения, травмы, порезы и пр. ; импульсивное эмоциональное поведение.

На социальном уровне наблюдается низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; «скудные» отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег). Учитывая, что профессиональная карьера педагога начинается с большого энтузиазма, с далеко идущих целей и не редко нереалистичных ожиданий, можно предполагать спустя некоторое время смену этого энтузиазма ощущением отсутствия продвижения вперед, недостижимость целей (стагнацию и разочарование). И, как следствие этого, – удовлетворение деятельностью и энтузиазм исполнения служебных обязанностей идут постепенно на убыль, способствуя возникновению признаков профессионального выгорания. Исследования ученых подтверждают, что показатели здоровья педагогов с каждым годом демонстрируют его ухудшение и наличие признаков профессионального выгорания.

6. Постоянное пребывание в состоянии напряженности приводит к нервнопсихическому и (или) физическому истощению, упадку сил. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм пытается защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании снизить нагрузку, например, уменьшить или формализовать время взаимодействия с воспитанниками и коллегами. У педагогов развитие этого состояния (профессионального выгорания) обычно проходит три стадии.

Первая стадия. На уровне выполнения функций и произвольного поведения наблюдаются забывание каких-либо моментов (например, внесена ли нужная запись в документ, задан ли запланированный вопрос, получен ли ответ и т. п., сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.

Вторая стадия. Происходит снижение интереса к работе и потребности в общении c родными, друзьями; «не хочется видеть» тех, с кем приходится общаться по роду деятельности (воспитанников, коллег); к концу недели нарастает апатия («в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо»); появляются устойчивые соматические симптомы (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений или бессонница», увеличение числа простудных заболеваний, повышается раздражительность. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия – собственно профессиональное выгорание. Для этой стадии характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению; на этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет, то есть работа для педагога становится затянувшимся психоэмоциональным стрессом.

7. Стресс как составляющая профвыгорания?

Анализ понятия «профессиональное выгорание» был бы неполным без рассмотрения одной из его составляющих – стресса. Стресс – это неспецифическая реакция мобилизации организма. Стресс – это то, к чему можно перейти, если человек не в состоянии оценить плюсовые стороны возникшей ситуации, если он постоянно пребывает в негативных эмоциональных состояниях, вызванных слишком долгим ожиданием реализации своих потребностей. Испытывать или не испытывать стресс – это всегда выбор самого человека. Но в любом случае нужно уметь распознавать и нейтрализовывать возможные последствия стрессовых и фрустрирующих (препятствующих) получение желаемого ситуаций. В этом плане важно, чтобы каждый педагог владел информацией о признаках и последствиях негативных состояний стресса, фрустрации, принципе позитивных установок.

Задумывались ли вы, почему один человек, оказавшийся в сложных стрессовых условиях ломается, а другой добивается прекрасных результатов и процветает?

Дело в том, что психологическая специфика стресса зависит не только от внешних причин, но и от индивидуального предела эмоциональной реактивности, характера эмоционально-поведенческого реагирования. Истинные причины стресса скрыты в личностных особенностях человека : типе нервной системы, привычных моделях межличностного взаимодействия, его мировоззрении и установках, потребностях и целях, стереотипах восприятия.

Психологическая специфика стресса зависит не только от внешних воздействий, хотя и они должны быть достаточно сильными для данного индивидуума, но и от личностного смысла цели деятельности, оценки ситуации, в которой он находится. Любая профессиональная деятельность способна порождать причины развития стресса, а любой стресс внутри- и межличностной природы находит свое отражение в поведении человека, в том числе на работе.

Таким образом, наша с вами устойчивость к воздействию профессиональных стрессов зависит

• от особенностей характера и типа эмоциональных реакций

• от жизненных установок и образа мысли, в том числе от самооценки

• от благополучия личной/семейной жизни

• от коммуникативных навыков, гибкости и вариабельности поведения

Синдром эмоционального выгорания возникает, когда превышены адаптационные возможности человека по преодолению стрессовой ситуации, индивидуальный предел возможностей психики противостоять эмоциональному истощению.

Выгорание – это синдром, т. е. группа симптомов, проявляющихся вместе. Проявляются они не одновременно, т. к. это индивидуальный процесс. Что бы управлять стрессом, нужно контролировать его уровень по характерным проявлениям – телесным и поведенческим. Это важно как для самого сотрудника, что бы сохранить свое здоровье и психологическое благополучие, так и для работодателя – что бы обеспечить стабильную эффективность профессиональной деятельности коллектива.

8. Отношение человека к своей работе формирует психологическое «ядро» здоровой личности профессионала. Интересно отметить тот факт, что названные раннее симптомы выгорания, по сути, связывают возникновение выгорания с различными аспектами мотивационной сферы и отражают уровень внутренней (процессуальной) мотивации специалиста. Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Это мотивация вовлеченности в работу, прежде всего, ради нее самой, поскольку она является интересной, привлекательной и приносящей удовлетворение. Эта мотивация актуализируется по ходу работы и связана с теми чувствами, которые испытывает сотрудник по поводу качества ее выполнения. Достаточно высокая внутренняя рабочая мотивация служит причиной самовознаграждения и выступает как побудительная сила, заставляющая его работать хорошо и длительно.

В случае действия внешних мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие, а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности и обеспечения ее высокой эффективности. Но при внутренней мотивации деятельность может продолжаться достаточно долго при отсутствии видимых наград и характеризуется предпочтением более трудных заданий, повышением когнитивной гибкости, самоэффективности, проявлением интереса, переживанием позитивных эмоций и т. д.

Согласно теории самодетерминации Э. Деси (E.Deci) и Р. Райана (R. Ryan, в основе которой лежит идея о трех базовых потребностях, определяющей психологическое благополучие, оптимальное функционирование и здоровое развитие личности, является удовлетворение следующих базовых психологических потребностей:

потребности в автономии, в наличии выбора и потребности ощущать себя причиной собственной жизни и действовать в гармонии со своим интегрированным Я;

потребности в компетентности: стремление быть эффективным, справляться с задачами оптимального уровня трудности;

потребности в связанности с другими людьми: желание иметь надежную связь со значимыми людьми и быть понятым и принятым ими.

Поскольку эти потребности полагаются врожденными, изначально заданными у всех людей, вопрос ставится обычно не о степени выраженности каждой потребности, а о мере ее удовлетворенности со стороны окружения, которая, напротив, приводит к снижению психологического благополучия и ухудшению эффективности деятельности [Гордеева 2006].

Таким образом, внутренняя мотивация, как врожденная характеристика человека, основанная на реализации своих потребностей основано на переживании мастерства и компетентности, интереса к деятельности, переживании свободы от внешних воздействий, восприятии именно себя причиной своих действий.

В таблице представлены взаимосвязи основных характеристик работы с психологическими состояниями, мотивами и ожидаемыми результатами.

В самом общем виде модель «работает» следующим образом: пять ключевых характеристик работы вызывают три психологических состояния, которые, в свою очередь, приводят к ряду благоприятных для личности и для работы результатов. Связи между характеристиками работы и психологическими состояниями на схеме опосредуются силой потребности индивидуального роста. Согласно предложенной модели, высокое оценивание работниками этих характеристик определяет развитие у них высокого уровня процессуальной (внутренней) мотивации.

Публикации по теме:

Методическое сопровождение профессионального развития педагогов детского сада в свете требований ФГОС «Модель методического сопровождения по введению и реализации ФГОС ДО» Модель методического сопровождения по введению и реализации федерального.

Компетентностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов Компетентностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов. Современные реалии и требования, предъявляемые государством.

Мастер-класс по профилактике профессионального выгорания педагогов «Здоровый педагог — здоровый ребенок» Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на сегодняшней встрече! Профессия педагога очень энергоёмкая. Она требует огромные.

Мастер-класс «Синдром эмоционального выгорания» Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде. Задачи: • Знакомство с понятием профессиональное «выгорание»,.

Методическая разработка занятия для педагогов «Коррекция синдрома профессионального выгорания» Введение «Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет.

Предотвращение профессионального выгорания Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в.

Профилактика профессионального выгорания Подготовила педагог-психолог МАДОУ ЦРР д/с «Мальвина» Григорьева А. Г. Практическое занятие: Профилактика профессионального выгорания Цель.

Структура тренинга для воспитателей «Синдром эмоционального выгорания педагогов» Тренинг-семинар Симптомы эмоционального выгорания у педагогов Структура тренинга СЭВ 1. Тревожный конверт 2. Игра «Давайте поздороваемся».

Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии»Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии» Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»Уважаемые коллеги,.

Тренинг для воспитателей «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для воспитателей «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для воспитателей: «Профилактика профессионального выгорания» Добрый день. Сегодня мы поговорим о том, что Вам помогает сохранить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синдром профессионального выгорания у специалистов (педагогов), предоставляющих услуги детям с особенностями развития
Опубликовано: 2 марта 2017 в 08:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД