Ирина Череданова
Компетентностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Компетентностно-ориентированные
технологии профессионального развития педагогов.
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями.
Для формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ используются следующие наиболее эффективные виды образовательных технологий :
Публикация «Компетентностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Здоровьесберегающие технологии.
Цель, задачи Применение Методическое пособие
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Задачи:
1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
2. Увеличение резервов здоровья.
Формы организации:
1. Пальчиковая гимнастика
2. Гимнастика для глаз
3. Дыхательная
4. Артикуляционная
5. Музыкально-дыхательные тренинги
6. Динамические паузы
7. Релаксация
8. Арттерапия, сказкотерапия
9. Двигательная терапия, музыкотерапия
10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.
Хабарова Т. В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании» – М., 2004.
2. Технологии проектной деятельности.
Цель, задачи Применение Методическое пособие
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Задачи:
1. Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия
2. создание единого образовательного пространства,
Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Формы организации:
1. Работа в группах, парах
2. Беседы, дискуссии
3. Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения
Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ». -:ТЦ Сфера, 2006
Л. С. Киселёва, Т. А. Данилова «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» -М. : АРКТИ,2005
Новиков, А. М. «Образовательный проект : методология образовательной деятельности» – М. : Эгвес, 2004.
3. Технологии исследовательской деятельности.
Цель, задачи Применение Методическое пособие
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задача:
Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Формы организации:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Куликовская, И. Э. «Детское экспериментирование». Старший дошкольный возраст, учебное пособие, – М. : Педагогическое общество России, 2003.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
Цель, задачи Применение Методическое пособие
Цель:
1. Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;
2. Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
3. Сформировать навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет.
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи :
• идти в ногу со временем,
• стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
• наставником в выборе компьютерных программ,
• сформировать основы информационной культуры его личности,
• повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Формы организации:
- Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
- Оформление групповой документации, отчетов.
- Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Комарова Т. С, Комарова И. И., Туликов А. В., «Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании» - М. Изд. Мозаика- Синтез, 2011
5. Личностно-ориентированные технологии.
Цель, задачи Применение Методическое пособие
Цель: обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Создание условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
• гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
• технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Задачи:
1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ
2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.
Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Формы организации:
1. Игры, спортивные досуги, НОД
2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность
3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды
Хабарова, Т. В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании» – М., 2004.
6. Технологии портфолио.
Цель, задачи Применение Методическое пособие
Задачи:
1. Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности
2. Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога
Формы организации:
• аттестационные (отражают достижения педагога, ДОУ за межаттестационный период);
• накопительные (содержат информацию о результатах деятельности педагога, дошкольного учреждения);
• тематические (отражают опыт деятельности педагога, коллектива по определенной теме).
Белая К. Ю. «Портфолио участников образовательного процесса в ДОУ» -М. : УЦ перспектива, 2011г.
7. Социоигровые технологии.
Цель, задачи Применение Методическое пособие
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Задачи:
1. Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
2. Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения
3. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия
4. Решение задач «социального» закаливания
5. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.
Формы организации:
1. Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться
2. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры
3. Сказкотерапия
4. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки
5. Тренинги, самопрезентации
Белая К. Ю. «Портфолио участников образовательного процесса в ДОУ» -М. : УЦ перспектива, 2011г.
8. Кейс-технологии.
Цель, задачи Применение Методическое пособие
«Кейс - технология» - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная в основном на формирование новых качеств и умений.
Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Задачи:
- знакомство с реальной или смоделированной проблемой и представление своего взгляда на ее решение;
- имеют большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка;
- формируют навыки коммуникативного взаимодействия детей.
Эта технология объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие.
Обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умения и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решения.
Формы организации:
• При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
• В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.
• Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. «Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ» - С – Пб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.
Таким образом: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.