лидия шатрюк
Консультация для педагогов «Самообразование как условие профессионального роста»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Преуспеть в современном мире без него не возможно.
«Понятие "самообразование" состоит из комплектования личной библиотекии умственного труда дома, наедине». (В. А. Сухомлинский)
. Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование
во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые
вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое
знание должно быть открытием, которое вы сделали сами
К. И. Чуковский
Публикация «Консультация для педагогов „Самообразование как условие профессионального роста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Для педагога самообразование – самостоятельное овладение савокупностью профессиональных ценностей, технологий, т. е это целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Самообразование воспитателя ДОУ помогает ему быстрее адаптироваться к изменениям социальной среды, своевременно знакомиться с инновациями в сфере образования, регулярно пополнять запас теоретических знаний педагогической науки, а также совершенствовать свои навыки и умения. -
Педагог 21 века - это :
1 Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
2 Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
3 Способный организовать рефлексивную деятельность;
4 Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Способность педагога к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию, является одним из показателей его профессиональной компетентности.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.
Сущность самообразования заключается в умениях самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практической деятельности, совершенствуя профессиональное мастерство. (сущность характеризует педагога 21 века)
Источники, используемые в процессе самообразования :
- литература (методическая, научно популярная, художественная, публицистическая и др)
- видио и аудиоинформация
- конкурсы, семинары, конференции,
- дискуссии, тренинги, мастер –классы, мероприятия по обмену опытом,
- проведение исследовательской, поисковой деятельности,участие в олимпиадах и проектах,
- изучение информационно компьютерных технологий,
- включение в работу интернет-сообщества по интересующему направлению в своей профессиональной деятельности.
Перечисленные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного и профессионального роста.
Основными критериями самообразования педагогов являются : эффективность профессиональной педагогической деятельности
(рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.
Мотив для самообразования - необходимость быть в курсе последних изменений в науке и практике своей профессиональной деятельности.
Причины, чаще всего тормозящие занятие самообразованием – самоуспокоенность, уверенность что «я всё знаю», отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью.
Поэтому важно в самооброзовании, когда инициатива исходит от самого педагога. Он должен почувствовать, что без самообразования сегодня работать творчески нельзя, необходимо постоянно заниматься самообразованием, чтобы успеть за научно - техническим прогрессом, быть на уровне современных требований общества.
Ч. Дарвин «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения».
В современных условиях педагог прежде всего исследователь, обладающий научным психолого – педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определённой исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, т. е педагог формирующий свой инновационный потенциал.
Итак, речь идёт о необходимости осознания дальнейшего профессионального роста. И у каждого педагога он идёт по разному. Наиболее часто встречающаяся форма, - поэтапно – перспективный творческий план самообразования, в котором проявляются пофессиональные интересы.
В плане мы указываем направления своей работы с детьми, педагогами и родителями и осуществление накопления материала. Из этого плана видно, над какой проблемой работает каждый педагог. Если педагог определил для себя какую – либо тему, то должен продумать, с какой целью она будет изучаться, т. е создать некий продукт. Каждая деятельность бессмыслина, если в результате её ничего не создаётся или нет каких либо достижений.
В личном плане самообразования обязательно должны быть спрогназированы желаемые результаты работы.
Это могут быть:
- подготовка статей, докладов, сценариев;
- проведение тренингов, мастер-классов, семинаров;
- разработка новых организационных форм и методов работы;
- подготовка авторской парциальной (частично решающей общие задачи) программы;
- разработка методических пособий по одному или нескольким направлениям работы;
- комплект электронных занятий, объединённый предметной тематикой;
- комплект дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия)
- календарное планирование;
- создание банка данных игр, загадок, стихов;
- разработка тематических родительских собраний и мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления);
- конспекты занятий с применением инновационных технологий;
- создание электронной библиотеки произведений художественной литературы согласно программе.
-
Результативность самообразования :
Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
План по самообразованию на ___уч год.
Воспитатель___группы №___
Тема___
Цель___
Задачи___
Литература ___
№ Этапы Содержание работы Сроки Результаты
1 Теоретический
2 Исследовательский
3 Практический
Практический выход___