Ирина Лужецкая
Нас преследует СЭВ, или Недостаточная педагогическая компетенция педагогов. Как сделать интересным самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
Всегда ли проблемы педагогов это влияние СЭВ (синдрома эмоционального выгорания? А можно ли предвосхитить развитие синдрома, своевременно поработав над провоцирующей его проблемой? Как определить болевые точки педагогического коллектива? Я предложила коллегам заполнить опросник. Опрос проводился анонимно. Цель: выявить мнение педагогов по ряду позиций, касающихся педагогической деятельности. Выявить проблемы, возникающие у педагогов. Исключить или подтвердить наличие СЭВ. Педагогам предлагалось выбрать утверждения, которые наиболее им подходят. Если какое-то утверждение вызывало сомнение или не подходило совсем, то оно игнорировалось. Предлагался такой список утверждений:
Публикация «Нас преследует СЭВ, или Недостаточная педагогическая компетенция педагогов, Как сделать интересным самообразование» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
1 мне нравится мое место работы
2 я планирую свой рабочий день заранее
3 я испытываю удовольствие от общения с детьми
4 мне не хватает опыта работы, иногда я не знаю как поступить правильно
5 я легко решаю возникающие в процессе работы вопросы
6 мне трудно выбрать способ воздействия на детей
7 я получаю необходимую методическую помощь
8 я иду на работу с удовольствием
9 мне сложно организовать детей
10 я читаю литературу по воспитанию детей
11 в моей группе у нас с детьми есть любимые занятия
12 я чувствую сильную усталость в конце рабочего дня
13 я периодически захожу на страницу детского сада в интернете
14второй воспитатель - мой единомышленник
15 мне непросто общаться с родителями детей
16 мне приходится напрягать голосовые связки в процессе работы
17 мне легко переключать внимание детей
18 я использую косвенные педагогические оценки
19 мне приходится наказывать детей
20 в моей группе есть определенные ритуалы и традиции
21 мне нравятся живые, подвижные дети
22 заранее продумываю ту или иную форму выполнения режимных моментов
23 иногда я не знаю к кому обратиться за помощью и советом
24 я могу снять раздражение, агрессию у ребенка, умею переключить его внимание
25 я умею четко отграничить время работы
26 у меня в группе возникают ситуации, когда дети общаются друг с другом без моего непосредственного вмешательства
27 у меня есть идеи для работы с детьми, которые я еще не реализовала
28 когда я думаю о своей работе, то испытываю энтузиазм
29 родители активно участвуют в жизни своих детей
На основании полученных ответов был сформирован сводный протокол и высчитано процентное соотношение по каждому утверждению (количество полученных положительных ответов к общему числу принявших участие в опросе). Полученные значения заносились в соответствующую графу. Далее проводился количественный и качественный анализ по референтными значениям. За референтные значения принимались показатели более 50%. При этом, при положительной модальности утверждения, значения выше 50% рассматривались как отсутствие проблемы, ниже 50% как наличие проблемы. При отрицательной модальности утверждения, значения выше 50% указывают на существование определенных проблем у пед коллектива по указанному в утверждении направлению деятельности, значения ниже 50% указывают на их отсутствие
Утверждения 4,6,9,12,15,16,19,23,25 имеют отрицательную модальность, остальные положительную. В нашем случае оказалось, что проблемными являются утверждения 4(57%,5 (21%, 7 (14%, 13(36%, 16(7,41-17, 18 (21%, 20 (21%, 21 (50%, 26 (50%) и 28 (43%). Все утверждения были сгруппированы и отнесены к какому-либо направлению деятельности педагогов.
Так утверждения 1,8,12,28 характеризовали эмоции в отношении своей работы. Утверждения 2,22,25 касались организация рабочего времени. Утверждения 3, 21, 16 – эмоции в отношении детей Утверждения 6,11,16,17,24, 26 отражают процесс взаимодействия с детьми. Утверждения 4, 5,7,9, 18,20, 26 –это педагогическая компетенция. Утверждения 10,13,27 – самообразование.
Утверждения 14, 23 – взаимодействие с коллегами. Утверждения 15,29 – взаимодействие с родителями детей. Таким образом, на основании проведенного опроса было выявлено следующее: в целом в педагогическом коллективе детского сада преобладает позитивное отношение к своей работе, желание работать, уверенность в своей способности справиться с выполняемой деятельностью, есть нереализованные идеи и перспективы деятельности. Т. е. явно исключено присутствие СЭВ. Однако при этом на первый план выступила проблема недостаточной педагогической компетенции воспитателей, связанная с отсутствием или малым педагогическим опытом, недостаточностью знаний методики дошкольного воспитания и образования. А также проблема с самообразованием. это в свою очередь провоцирует проблемы, связанные с взаимодействием с детьми и снижает уровень энтузиазма у воспитателей. Т. е. создает предпосылки для развития в будущем СЭВ. Своевременное устранение выявленной проблемы позволит существенно снизить риск возникновения СЭВ. Поэтому было предложено следующее решение:1 раз в неделю в течение 20-30 минут проводить педагогическую мастерскую в форме мозгового штурма для воспитателей. Где каждый педагог будет обязан представить свою идею по форме и содержанию проведения определенного режимного момента. Идеи могут касаться как форм общения, содержания общения, так и организации развивающей и комфортной предметной среды, использования игрового и пр. оборудования, использования литературного, музыкального, драматического и пр. материала. Тема каждой встречи оговаривается на предыдущей и педагог имеет 7 дней для самообразования в заданном контексте. На встрече в педагогической мастерской идеи озвучиваются, обсуждаются, наиболее интересные и методически правильные принимаются в «Копилку педагогического опыта». Идея должна быть оформлена письменно в стандартной для всех форме и предоставлена в методический кабинет для формирования «Копилки педагогического опыта». По завершению работы педагогической мастерской педагогов, предложивших наибольшее количество идей, попавших в «Копилку педагогического опыта» отметить грамотой и премией.
Примерный план работы мастерской педагогического опыта :
Занятие 1. Вводное. Цель открыть педагогическую мастерскую. Довести до педагогов информацию о правилах работы,требованиях к идеям, задать первую тему творческого поиска. Предварительная подготовка. разработать требования для идеи (соответствие возрасту,безопасность и т. д.) разработать стандартную форму для оформления идеи. Подготовить список сайтов, литературы, где можно почерпнуть идеи. Ответственные методист, ст. воспитатель, психолог.
Занятие 2. Тема:Утренний прием детей. Цель: максимально комфортное расставание с родителями. Создание желания приходить в детский сад.
Занятие 3. Тема: Приучение к порядку в раздевалке. Цель:формирование навыков самообслуживания, приучение к порядку.
Занятие 4. Тема Организация проведения зарядки Цель: воспитание потребности в активном движении, формирование положительного отношения к физической культуре.
Званятие 5. Тема: Перед музыкальным занятием. Цель: подготовка к занятию, активизация внимания, создание положительного эмоционального фона.
Занятие 6. Тема: Минутка релаксации. Цель: снятие излишнего психоэмоционального возбуждения, мышечного напряжения.
Занятие 7. Тема Развитие произвольности поведения. Цель:развитие слухового внимания, самоконтроля движений.
Занятие 8. Тема: Детская агрессия. Цель:способы гашения агрессивных действий ребенка
Занятие 9. Тема: Капризность. Цель: способы побудить капризулю к действиям.
Занятие 10. Тема:Застенчивые и неуверенные дети. Цель: снять внутренний зажим, побудить к общению
Занятие 11. Тема: Нехочуха. Цель:способы устранения детского упрямства, как опротестовать детский протест
Занятие 12. Тема: Адаптация Цель: смягчить процесс адаптации к детскому саду, способы знакомства с ребенком, способы введения новичков в детский коллектив.
И т. д.
Перед открытием педагогической мастерской целесообразно собрать у всех ответственных лиц (методист, ст. воспитатель, физрук, музрук, худрук, логопед, психолог) наиболее с их точки зрения проблемные аспекты работы воспитателей, для внесения их в тематический план педагогической мастерской. Подобная форма работы с воспитателями позволяет решить сразу несколько задач: побуждает педагогов к чтению литературы по дошкольному воспитанию в рамках подготовки к выступлению, создает положительный микроклимат и способствует вовлеченности каждого педагога в процессе обсуждения идей, позволяет повысить педагогическую компетентность, позволяет пополнить силами педагогов методический запас, способствует улучшению качества воспитательной работы с детьми и, конечно же, является хорошей профилактикой возникновения СЭВ.