МААМ-картинки

Нас преследует СЭВ, или Недостаточная педагогическая компетенция педагогов. Как сделать интересным самообразование

Ирина Лужецкая
Нас преследует СЭВ, или Недостаточная педагогическая компетенция педагогов. Как сделать интересным самообразование

Всегда ли проблемы педагогов это влияние СЭВ (синдрома эмоционального выгорания? А можно ли предвосхитить развитие синдрома, своевременно поработав над провоцирующей его проблемой? Как определить болевые точки педагогического коллектива? Я предложила коллегам заполнить опросник. Опрос проводился анонимно. Цель: выявить мнение педагогов по ряду позиций, касающихся педагогической деятельности. Выявить проблемы, возникающие у педагогов. Исключить или подтвердить наличие СЭВ. Педагогам предлагалось выбрать утверждения, которые наиболее им подходят. Если какое-то утверждение вызывало сомнение или не подходило совсем, то оно игнорировалось. Предлагался такой список утверждений:

Публикация «Нас преследует СЭВ, или Недостаточная педагогическая компетенция педагогов, Как сделать интересным самообразование» размещена в разделах

1 мне нравится мое место работы

2 я планирую свой рабочий день заранее

3 я испытываю удовольствие от общения с детьми

4 мне не хватает опыта работы, иногда я не знаю как поступить правильно

5 я легко решаю возникающие в процессе работы вопросы

6 мне трудно выбрать способ воздействия на детей

7 я получаю необходимую методическую помощь

8 я иду на работу с удовольствием

9 мне сложно организовать детей

10 я читаю литературу по воспитанию детей

11 в моей группе у нас с детьми есть любимые занятия

12 я чувствую сильную усталость в конце рабочего дня

13 я периодически захожу на страницу детского сада в интернете

14второй воспитатель - мой единомышленник

15 мне непросто общаться с родителями детей

16 мне приходится напрягать голосовые связки в процессе работы

17 мне легко переключать внимание детей

18 я использую косвенные педагогические оценки

19 мне приходится наказывать детей

20 в моей группе есть определенные ритуалы и традиции

21 мне нравятся живые, подвижные дети

22 заранее продумываю ту или иную форму выполнения режимных моментов

23 иногда я не знаю к кому обратиться за помощью и советом

24 я могу снять раздражение, агрессию у ребенка, умею переключить его внимание

25 я умею четко отграничить время работы

26 у меня в группе возникают ситуации, когда дети общаются друг с другом без моего непосредственного вмешательства

27 у меня есть идеи для работы с детьми, которые я еще не реализовала

28 когда я думаю о своей работе, то испытываю энтузиазм

29 родители активно участвуют в жизни своих детей

На основании полученных ответов был сформирован сводный протокол и высчитано процентное соотношение по каждому утверждению (количество полученных положительных ответов к общему числу принявших участие в опросе). Полученные значения заносились в соответствующую графу. Далее проводился количественный и качественный анализ по референтными значениям. За референтные значения принимались показатели более 50%. При этом, при положительной модальности утверждения, значения выше 50% рассматривались как отсутствие проблемы, ниже 50% как наличие проблемы. При отрицательной модальности утверждения, значения выше 50% указывают на существование определенных проблем у пед коллектива по указанному в утверждении направлению деятельности, значения ниже 50% указывают на их отсутствие

Утверждения 4,6,9,12,15,16,19,23,25 имеют отрицательную модальность, остальные положительную. В нашем случае оказалось, что проблемными являются утверждения 4(57%,5 (21%, 7 (14%, 13(36%, 16(7,41-17, 18 (21%, 20 (21%, 21 (50%, 26 (50%) и 28 (43%). Все утверждения были сгруппированы и отнесены к какому-либо направлению деятельности педагогов.

Так утверждения 1,8,12,28 характеризовали эмоции в отношении своей работы. Утверждения 2,22,25 касались организация рабочего времени. Утверждения 3, 21, 16 – эмоции в отношении детей Утверждения 6,11,16,17,24, 26 отражают процесс взаимодействия с детьми. Утверждения 4, 5,7,9, 18,20, 26 –это педагогическая компетенция. Утверждения 10,13,27 – самообразование.

Утверждения 14, 23 – взаимодействие с коллегами. Утверждения 15,29 – взаимодействие с родителями детей. Таким образом, на основании проведенного опроса было выявлено следующее: в целом в педагогическом коллективе детского сада преобладает позитивное отношение к своей работе, желание работать, уверенность в своей способности справиться с выполняемой деятельностью, есть нереализованные идеи и перспективы деятельности. Т. е. явно исключено присутствие СЭВ. Однако при этом на первый план выступила проблема недостаточной педагогической компетенции воспитателей, связанная с отсутствием или малым педагогическим опытом, недостаточностью знаний методики дошкольного воспитания и образования. А также проблема с самообразованием. это в свою очередь провоцирует проблемы, связанные с взаимодействием с детьми и снижает уровень энтузиазма у воспитателей. Т. е. создает предпосылки для развития в будущем СЭВ. Своевременное устранение выявленной проблемы позволит существенно снизить риск возникновения СЭВ. Поэтому было предложено следующее решение:1 раз в неделю в течение 20-30 минут проводить педагогическую мастерскую в форме мозгового штурма для воспитателей. Где каждый педагог будет обязан представить свою идею по форме и содержанию проведения определенного режимного момента. Идеи могут касаться как форм общения, содержания общения, так и организации развивающей и комфортной предметной среды, использования игрового и пр. оборудования, использования литературного, музыкального, драматического и пр. материала. Тема каждой встречи оговаривается на предыдущей и педагог имеет 7 дней для самообразования в заданном контексте. На встрече в педагогической мастерской идеи озвучиваются, обсуждаются, наиболее интересные и методически правильные принимаются в «Копилку педагогического опыта». Идея должна быть оформлена письменно в стандартной для всех форме и предоставлена в методический кабинет для формирования «Копилки педагогического опыта». По завершению работы педагогической мастерской педагогов, предложивших наибольшее количество идей, попавших в «Копилку педагогического опыта» отметить грамотой и премией.

Примерный план работы мастерской педагогического опыта :

Занятие 1. Вводное. Цель открыть педагогическую мастерскую. Довести до педагогов информацию о правилах работы,требованиях к идеям, задать первую тему творческого поиска. Предварительная подготовка. разработать требования для идеи (соответствие возрасту,безопасность и т. д.) разработать стандартную форму для оформления идеи. Подготовить список сайтов, литературы, где можно почерпнуть идеи. Ответственные методист, ст. воспитатель, психолог.

Занятие 2. Тема:Утренний прием детей. Цель: максимально комфортное расставание с родителями. Создание желания приходить в детский сад.

Занятие 3. Тема: Приучение к порядку в раздевалке. Цель:формирование навыков самообслуживания, приучение к порядку.

Занятие 4. Тема Организация проведения зарядки Цель: воспитание потребности в активном движении, формирование положительного отношения к физической культуре.

Званятие 5. Тема: Перед музыкальным занятием. Цель: подготовка к занятию, активизация внимания, создание положительного эмоционального фона.

Занятие 6. Тема: Минутка релаксации. Цель: снятие излишнего психоэмоционального возбуждения, мышечного напряжения.

Занятие 7. Тема Развитие произвольности поведения. Цель:развитие слухового внимания, самоконтроля движений.

Занятие 8. Тема: Детская агрессия. Цель:способы гашения агрессивных действий ребенка

Занятие 9. Тема: Капризность. Цель: способы побудить капризулю к действиям.

Занятие 10. Тема:Застенчивые и неуверенные дети. Цель: снять внутренний зажим, побудить к общению

Занятие 11. Тема: Нехочуха. Цель:способы устранения детского упрямства, как опротестовать детский протест

Занятие 12. Тема: Адаптация Цель: смягчить процесс адаптации к детскому саду, способы знакомства с ребенком, способы введения новичков в детский коллектив.

И т. д.

Перед открытием педагогической мастерской целесообразно собрать у всех ответственных лиц (методист, ст. воспитатель, физрук, музрук, худрук, логопед, психолог) наиболее с их точки зрения проблемные аспекты работы воспитателей, для внесения их в тематический план педагогической мастерской. Подобная форма работы с воспитателями позволяет решить сразу несколько задач: побуждает педагогов к чтению литературы по дошкольному воспитанию в рамках подготовки к выступлению, создает положительный микроклимат и способствует вовлеченности каждого педагога в процессе обсуждения идей, позволяет повысить педагогическую компетентность, позволяет пополнить силами педагогов методический запас, способствует улучшению качества воспитательной работы с детьми и, конечно же, является хорошей профилактикой возникновения СЭВ.

Публикации по теме:

«Как занять досуг ребёнка интересным и полезным делом и при этом развить его познавательные способности?» Консультация для родителей: «Как занять досуг ребёнка интересным и полезным делом и при этом развить его познавательные способности?» «Пальчиковые.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» (мастер-класс для педагогов ДОУ) Цель: обучение участников мастер-класса применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного.

«Встреча с интересным человеком»«Встреча с интересным человеком» Родина есть у каждого народа. Это страна, в которой он живет. А вот понятие «малая Родина» существует только в России, и означает оно место.

Формирование электронного портфолио — обязательная компетенция педагога дошкольного образования слайд 2 В ФГОС ДО от 17.10.2013 г. кадровые условия реализации программы воспитания и образования являются главными. В связи с этим был.

Консультация для педагогов «Самообразование педагогов в ДОУ» Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваивается каждые 10 лет. Чтобы не отстать от времени, педагог ДОУ должен.

Консультация «Как скучное сделать интересным» Всем известно, что ребёнка трудно научить тому, что не вызывает у него интереса. Откажитесь от слов «надо», «ты должен», «давай заниматься».

НОД «Экскурсия в лесничество. Знакомство с профессией лесника из серии «Встречи с интересным человеком» (старшая группа)НОД «Экскурсия в лесничество. Знакомство с профессией лесника из серии «Встречи с интересным человеком» (старшая группа) Цель: Продолжать воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, через формирование представлений о профессии лесника; показать значимость.

Самообразование «Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми нарушениями» Муниципальное общеобразовательное учреждение Дмитриево Помряскинская средняя школа (дошкольная группа) План самообразования на 2014-2015.

Семинар для педагогов «Педагогическая деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня и к профессии,.

Встреча с интересным человеком «Профессия — озеленитель»Встреча с интересным человеком «Профессия — озеленитель» Работая над проектом «Мир вокруг нас», ребята с каждым днем получают все больше знаний о жизни деревьев. Обогатить имеющиеся знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нас преследует СЭВ, или Недостаточная педагогическая компетенция педагогов. Как сделать интересным самообразование
Опубликовано: 1 июля 2016 в 05:50
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД