Приложение МААМ

Система игр как средство развития произвольного внимания у детей в старшем дошкольном возрасте

Евгения Аншакова
Система игр как средство развития произвольного внимания у детей в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии и педагогики.

В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: с одной стороны, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека - Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн. С другой стороны – изучают внимание со стороны его физиологических механизмов - Т. Рибо, А. Н. Леонтьев. Также проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, то есть в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания - Н. Ф. Добрынин, П. Я. Гальперин, Н. В. Дубровинская, и другие.

Публикация «Система игр как средство развития произвольного внимания у детей в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Главным условием развития внимания у детей-дошкольников становитсяигра как основной вид деятельности ребенка. Развивающее значение игры описывается в исследованиях А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, Д. Б. Эльконина, Л. В. Артемовой и др.

Дошкольное образование позиционируется как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение направлено на достижение ведущей цели – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Одним из обязательных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. Главным условием развития внимания у детей - дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов. В игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.

Задачи игры, направленной на развитие произвольного внимания старшего дошкольника :

1. Развитие переключения и распределения внимания.

2. Формирование произвольности и концентрации внимания.

3. Развитие познавательных процессов дошкольника.

4. Развитие интереса к играм, требующим интеллектуального усилия.

5. Создание положительного эмоционального настроя.

Достижение желаемого результата возможно при соблюдении следующих условий игровой деятельности:

1. Систематическое использование игры в процессе образовательной деятельности;

2. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей при планировании игр;

3. Подбор игр, способствующих развитию произвольного внимания старшего дошкольника.

Для того чтобы повысить уровень развития произвольного внимания, я разработала и реализовала план по формированию произвольного внимания в старшей группе. Он состоял из следующих блоков:

1. Блок. Сюжетно – ролевая игра - влияет на формирование произвольности поведения. Наличие в игре внутренних правил, которые ребёнок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера, воспитывает произвольное внимание.

2. Блок. Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.

3. Блок. Подвижная игра – в силу своей универсальности, простоты, доступности, высокой эмоциональной привлекательности, является универсальным средством, позволяющим не только развивать психическую сферу личности, но и удовлетворять двигательные потребности ребенка.

1. Блок. Сюжетно – ролевая игра

1. «Идём на прогулку»

Цель: учить детей, собираясь на прогулку одеваться по погоде, подбирать удобную одежду и необходимые аксессуары; развивать словарный запас (названия предметов одежды); развивать внимание; воспитывать бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки эстетического созерцания.

Перед прогулкой воспитатель сообщает детям, что к ним в группу пришли новые друзья. Ребятам предлагается познакомиться с куклами. После этого воспитатель предлагает взять кукол с собой на прогулку, но для этого надо помочь им правильно выбрать одежду по погоде.

Дети делятся на группы, каждая из которых должна одеть одну куклу. Сначала им нужно правильно выбрать и назвать предметы одежды (в наборе должна быть представлена одежда для всех времен года). Желательно, чтобы дети объясняли свой выбор.

После того, как вся одежда собрана, нужно обсудить порядок одевания кукол и перейти к его выполнению. Особенное внимание следует уделить застегиванию одежды и завязыванию шнурков или ленточек.

Когда все группы справились с заданием — дети сами одеваются и идут на прогулку вместе с куклами. Вернувшись назад, они должны раздеть кукол, комментируя свои действия.

2. «Улица»

Цель: разучивать правила поведения на улице в качестве пешехода или водителя; учить распознавать знаки и сигналы светофора, реагировать на звуковые сигналы; развивать умения действовать по алгоритму, контролировать свое поведение; воспитывать чувство ответственности, толерантность.

Проведению игры предшествует большая подготовительная работа. В течение нескольких прогулок воспитатель знакомит детей с общим видом улицы, разновидностью зданий и их предназначением, различными машинами, которые ездят по улице (в том числе и специализированными автомобилями).

Также рекомендуется рассматривать картинки с изображением улицы, предлагать детям самим нарисовать улицу, сделать макеты домов и зданий. Потом эти изделия можно применить в качестве декораций к игре.

Поскольку уличное движение очень сложное, с большим количеством участников и правил, рекомендуется такую игру проводить в виде рассказа с иллюстрированием. После распределения ролей воспитатель начинает описывать «жизнь» улицы, а дети ее инсценируют. Таким образом, получится объединить разрозненные события в единый сюжет.

3. «Большая уборка»

Цель: учить детей правильно распределять семейные обязанности по поддержанию чистоты в доме; совершенствование умений наводить порядок в комнате; развивать гигиенические навыки; воспитывать чистоплотность и аккуратность; развивать внимание.

Содержание игры

Перед игрой можно обсудить с детьми, кто у них в семье следит за порядком и чистотой в доме, чем могут помогать другие члены семьи, как должны быть распределены обязанности. Далее ребятам нужно определить, кто какую роль будет выполнять, и договориться между собой о том, какую часть работы будет делать каждый.

Дети сами обозначают, где именно они будут убираться. За качеством уборки следит «главный в доме» — ребенок, который исполняет роль мамы.

4. «На уроке»

Цель: упорядочить представления детей о правилах поведения на уроке, порядке его проведения; расширить их знания о роли учителя, его обязанностях; подготавливать детей к роли учеников; формировать позитивное отношение к школе.

Содержание игры

Воспитанники старшей группы детского сада уже имеют некоторые представления о школе. В начале игры можно предложить им рассмотреть картинки, где изображены дети на уроке, провести беседу о том, чем оны заняты, как себя ведут и т. д.

Далее малыши распределяют роли, выбирая одного учителем, а остальные — школьники.

5. «Наш веселый детский сад»

Цель: Воспитать у детей представления о детском саде, как сообществе детей и взрослых.

В такой сюжет можно играть с детьми всех возрастов, развивать у них сосредоточенность, устойчивость, наблюдательность, внимательность. Педагог предлагает для игрушек устроить детский сад, где вместе с дошкольником ухаживает за ними, «кормит», «учит» их. В сюжете можно использовать настольные, словесные, подвижные игры, которыми ребенок занимается вместе со своими "игрушками-воспитанниками". Когда дошкольник увлекается сюжетом, действие может продолжаться несколько дней.

2. Блок. Дидактическая игра

1. «Найди отличия»

Обучающая задача: развитие умения произвольно переключать и распределять внимание.

Игровая задача: развивать умения находить отличая.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Игровые действия: Ребенку предлагаются:

1) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

2) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

2. «Найди домашних животных»

Обучающая задача: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.

Игровая задача: развивать умения выделять из нескольких наложенных друг на друга животных.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных замаскированных в рисунке; цветные карандаши.

Игровые действия: Ребенку необходимо найти и обвести разными карандашами каждую из замаскированных в рисунке фигурок животных.

3. «Найди дорожку»

Обучающая задача: развитие произвольного внимания.

Игровая задача: развивать умения находить нужный вариант выполнения.

Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.

Игровые действия: Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.

4. «Танграм»

Цель: Развитие концентрации внимания, зрительного внимания.

Детям предлагают собрать определённую фигуру или животное, составленное из нескольких геометрических фигур. Перед детьми находится образец, на столах у каждого – набор геометрических фигур.

5. «Пазлы»

Цель: Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие; формирование познавательных действий. Развитие внимания, памяти, выделять характерные признаки предмета.

Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей.

3. Блок. Подвижная игра

1. «Потопали – похлопали»

Цель: игра развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции, зрительную память.

Дети становятся на площадке в одну шеренгу, перед ними становится водящий. Играющие должны запомнить две пары слов: «побегали – попрыгали» и «потопали – похлопали». По сигналу участники игры сначала повторяют за водящим движения, когда он говорит: «Побегали!» бегут на месте, «Попрыгали!» - прыгают на месте. «Потопали!» - топают ногами, «Похлопали!» - хлопают в ладоши. После того, как дети освоили данные виды движений, водящий предлагает им сделать движения наоборот: при слове «потопали» дети должны хлопать в ладоши, когда говорится «похлопали» - потопать ногами, «побегали» - прыгать на месте, «попрыгали» - бежать на месте.

2. «Три, тринадцать, тридцать»

Цель игры: развитие слуховой памяти, быстроты реакции, внимания, зрительной памяти.

Дети становятся по кругу и размыкаются на вытянутые руки, выбирается водящий, который становится в центре круга. Водящий произносит «три» - играющие ставят руки на пояс; «тринадцать» - поднимают руки вверх; «тридцать» - вытягивают руки в стороны. Кто ошибается становиться водящим. Так же как и в игре «Потопали – похлопали», можно заменить команды и выполнять движения наоборот.

3. «Совушка»

Цели: развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.

На площадке обозначается гнездо совы. Остальные – мышки, жучки, бабочки. По сигналу «День!» - все ходят, бегают. Через некоторое время звучит сигнал «Ночь!» и все замирают, оставаясь в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо.

4. «Найди свой цвет»

Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.

Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков определенного цвета. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет» дети собираются у флага соответствующего цвета.

Игра может сопровождаться музыкальным оформлением. Как усложнение, когда игра освоена детьми, можно менять ориентировочные флажки местами, располагая их в разных местах спортивного зала.

5. «Запретный номер»

Цель: способствовать развитию внимания.

Дети встают в круг. Нужно выбрать цифру, которую нельзя говорить, вместо нее надо хлопнуть в ладоши, молча нужное количество раз.

В одну игру можно играть в течение нескольких дней, и даже недель, но для того чтобы игра не утомляла, а наоборот увлекала, вводятся новые роли в игру, сюжеты, меняется оборудование, меняются правила, игры усложняются.

Проведение таких игр в старших группах дает детям учиться жизни, подражая действиям взрослых, проигрывать житейские ситуации, и правильно с ними справляться, ставить перед собой цель и достигать её, несмотря на трудности. Ведь именно с помощью этих игр развиваются произвольная память и внимание, развивается речь, мышление, воображение, воля, волевое поведение, моторика, двигательная сфера, формируется произвольность поведения, коллективизм, в игре ребёнок развивается эмоционально, осваивает моральные правила, формируется отношение к людям, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

Таким образом, можно сделать вывод, что специально разработанная и реализованная система игр, состоящая из следующих блоков: сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра и подвижная игра оказывает положительное влияние на развитие произвольного внимания у детей в старшем дошкольном возрасте.

Дети стали более сконцентрированы на прослушивании и выполнении задания, повысилось увлечённость игрой за счёт того что детей увлекали новыми правилами игр, рассказами, действиями, меняли оборудование. Дети научились самостоятельно объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом, подбирать предметы и атрибуты для игры, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Вследствие этого у детей появился интерес, дети шли к поставленной цели, не смотря на трудности. Улучшилось эмоциональное состояние.

Публикации по теме:

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрастеМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Организация и методика проведения физкультурных занятий «Уголки» в старшем дошкольном возрасте Одной из нетрадиционных форм организации физического воспитания, рекомендуемых программой «Радуга», являются занятия «Уголки». Это универсальный.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система игр как средство развития произвольного внимания у детей в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 14 июня 2020 в 10:02
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система игр как средство развития произвольного внимания у детей в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Аншакова (УИ 1019379) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД