Евгения Аншакова
Система игр как средство развития произвольного внимания у детей в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии и педагогики.
В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: с одной стороны, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека - Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн. С другой стороны – изучают внимание со стороны его физиологических механизмов - Т. Рибо, А. Н. Леонтьев. Также проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, то есть в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания - Н. Ф. Добрынин, П. Я. Гальперин, Н. В. Дубровинская, и другие.
Публикация «Система игр как средство развития произвольного внимания у детей в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Главным условием развития внимания у детей-дошкольников становитсяигра как основной вид деятельности ребенка. Развивающее значение игры описывается в исследованиях А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, Д. Б. Эльконина, Л. В. Артемовой и др.
Дошкольное образование позиционируется как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение направлено на достижение ведущей цели – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Одним из обязательных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. Главным условием развития внимания у детей - дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов. В игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.
Задачи игры, направленной на развитие произвольного внимания старшего дошкольника :
1. Развитие переключения и распределения внимания.
2. Формирование произвольности и концентрации внимания.
3. Развитие познавательных процессов дошкольника.
4. Развитие интереса к играм, требующим интеллектуального усилия.
5. Создание положительного эмоционального настроя.
Достижение желаемого результата возможно при соблюдении следующих условий игровой деятельности:
1. Систематическое использование игры в процессе образовательной деятельности;
2. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей при планировании игр;
3. Подбор игр, способствующих развитию произвольного внимания старшего дошкольника.
Для того чтобы повысить уровень развития произвольного внимания, я разработала и реализовала план по формированию произвольного внимания в старшей группе. Он состоял из следующих блоков:
1. Блок. Сюжетно – ролевая игра - влияет на формирование произвольности поведения. Наличие в игре внутренних правил, которые ребёнок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера, воспитывает произвольное внимание.
2. Блок. Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.
3. Блок. Подвижная игра – в силу своей универсальности, простоты, доступности, высокой эмоциональной привлекательности, является универсальным средством, позволяющим не только развивать психическую сферу личности, но и удовлетворять двигательные потребности ребенка.
1. Блок. Сюжетно – ролевая игра
1. «Идём на прогулку»
Цель: учить детей, собираясь на прогулку одеваться по погоде, подбирать удобную одежду и необходимые аксессуары; развивать словарный запас (названия предметов одежды); развивать внимание; воспитывать бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки эстетического созерцания.
Перед прогулкой воспитатель сообщает детям, что к ним в группу пришли новые друзья. Ребятам предлагается познакомиться с куклами. После этого воспитатель предлагает взять кукол с собой на прогулку, но для этого надо помочь им правильно выбрать одежду по погоде.
Дети делятся на группы, каждая из которых должна одеть одну куклу. Сначала им нужно правильно выбрать и назвать предметы одежды (в наборе должна быть представлена одежда для всех времен года). Желательно, чтобы дети объясняли свой выбор.
После того, как вся одежда собрана, нужно обсудить порядок одевания кукол и перейти к его выполнению. Особенное внимание следует уделить застегиванию одежды и завязыванию шнурков или ленточек.
Когда все группы справились с заданием — дети сами одеваются и идут на прогулку вместе с куклами. Вернувшись назад, они должны раздеть кукол, комментируя свои действия.
2. «Улица»
Цель: разучивать правила поведения на улице в качестве пешехода или водителя; учить распознавать знаки и сигналы светофора, реагировать на звуковые сигналы; развивать умения действовать по алгоритму, контролировать свое поведение; воспитывать чувство ответственности, толерантность.
Проведению игры предшествует большая подготовительная работа. В течение нескольких прогулок воспитатель знакомит детей с общим видом улицы, разновидностью зданий и их предназначением, различными машинами, которые ездят по улице (в том числе и специализированными автомобилями).
Также рекомендуется рассматривать картинки с изображением улицы, предлагать детям самим нарисовать улицу, сделать макеты домов и зданий. Потом эти изделия можно применить в качестве декораций к игре.
Поскольку уличное движение очень сложное, с большим количеством участников и правил, рекомендуется такую игру проводить в виде рассказа с иллюстрированием. После распределения ролей воспитатель начинает описывать «жизнь» улицы, а дети ее инсценируют. Таким образом, получится объединить разрозненные события в единый сюжет.
3. «Большая уборка»
Цель: учить детей правильно распределять семейные обязанности по поддержанию чистоты в доме; совершенствование умений наводить порядок в комнате; развивать гигиенические навыки; воспитывать чистоплотность и аккуратность; развивать внимание.
Содержание игры
Перед игрой можно обсудить с детьми, кто у них в семье следит за порядком и чистотой в доме, чем могут помогать другие члены семьи, как должны быть распределены обязанности. Далее ребятам нужно определить, кто какую роль будет выполнять, и договориться между собой о том, какую часть работы будет делать каждый.
Дети сами обозначают, где именно они будут убираться. За качеством уборки следит «главный в доме» — ребенок, который исполняет роль мамы.
4. «На уроке»
Цель: упорядочить представления детей о правилах поведения на уроке, порядке его проведения; расширить их знания о роли учителя, его обязанностях; подготавливать детей к роли учеников; формировать позитивное отношение к школе.
Содержание игры
Воспитанники старшей группы детского сада уже имеют некоторые представления о школе. В начале игры можно предложить им рассмотреть картинки, где изображены дети на уроке, провести беседу о том, чем оны заняты, как себя ведут и т. д.
Далее малыши распределяют роли, выбирая одного учителем, а остальные — школьники.
5. «Наш веселый детский сад»
Цель: Воспитать у детей представления о детском саде, как сообществе детей и взрослых.
В такой сюжет можно играть с детьми всех возрастов, развивать у них сосредоточенность, устойчивость, наблюдательность, внимательность. Педагог предлагает для игрушек устроить детский сад, где вместе с дошкольником ухаживает за ними, «кормит», «учит» их. В сюжете можно использовать настольные, словесные, подвижные игры, которыми ребенок занимается вместе со своими "игрушками-воспитанниками". Когда дошкольник увлекается сюжетом, действие может продолжаться несколько дней.
2. Блок. Дидактическая игра
1. «Найди отличия»
Обучающая задача: развитие умения произвольно переключать и распределять внимание.
Игровая задача: развивать умения находить отличая.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Игровые действия: Ребенку предлагаются:
1) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;
2) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
2. «Найди домашних животных»
Обучающая задача: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.
Игровая задача: развивать умения выделять из нескольких наложенных друг на друга животных.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных замаскированных в рисунке; цветные карандаши.
Игровые действия: Ребенку необходимо найти и обвести разными карандашами каждую из замаскированных в рисунке фигурок животных.
3. «Найди дорожку»
Обучающая задача: развитие произвольного внимания.
Игровая задача: развивать умения находить нужный вариант выполнения.
Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.
Игровые действия: Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.
4. «Танграм»
Цель: Развитие концентрации внимания, зрительного внимания.
Детям предлагают собрать определённую фигуру или животное, составленное из нескольких геометрических фигур. Перед детьми находится образец, на столах у каждого – набор геометрических фигур.
5. «Пазлы»
Цель: Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие; формирование познавательных действий. Развитие внимания, памяти, выделять характерные признаки предмета.
Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей.
3. Блок. Подвижная игра
1. «Потопали – похлопали»
Цель: игра развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции, зрительную память.
Дети становятся на площадке в одну шеренгу, перед ними становится водящий. Играющие должны запомнить две пары слов: «побегали – попрыгали» и «потопали – похлопали». По сигналу участники игры сначала повторяют за водящим движения, когда он говорит: «Побегали!» бегут на месте, «Попрыгали!» - прыгают на месте. «Потопали!» - топают ногами, «Похлопали!» - хлопают в ладоши. После того, как дети освоили данные виды движений, водящий предлагает им сделать движения наоборот: при слове «потопали» дети должны хлопать в ладоши, когда говорится «похлопали» - потопать ногами, «побегали» - прыгать на месте, «попрыгали» - бежать на месте.
2. «Три, тринадцать, тридцать»
Цель игры: развитие слуховой памяти, быстроты реакции, внимания, зрительной памяти.
Дети становятся по кругу и размыкаются на вытянутые руки, выбирается водящий, который становится в центре круга. Водящий произносит «три» - играющие ставят руки на пояс; «тринадцать» - поднимают руки вверх; «тридцать» - вытягивают руки в стороны. Кто ошибается становиться водящим. Так же как и в игре «Потопали – похлопали», можно заменить команды и выполнять движения наоборот.
3. «Совушка»
Цели: развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.
На площадке обозначается гнездо совы. Остальные – мышки, жучки, бабочки. По сигналу «День!» - все ходят, бегают. Через некоторое время звучит сигнал «Ночь!» и все замирают, оставаясь в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо.
4. «Найди свой цвет»
Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.
Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков определенного цвета. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет» дети собираются у флага соответствующего цвета.
Игра может сопровождаться музыкальным оформлением. Как усложнение, когда игра освоена детьми, можно менять ориентировочные флажки местами, располагая их в разных местах спортивного зала.
5. «Запретный номер»
Цель: способствовать развитию внимания.
Дети встают в круг. Нужно выбрать цифру, которую нельзя говорить, вместо нее надо хлопнуть в ладоши, молча нужное количество раз.
В одну игру можно играть в течение нескольких дней, и даже недель, но для того чтобы игра не утомляла, а наоборот увлекала, вводятся новые роли в игру, сюжеты, меняется оборудование, меняются правила, игры усложняются.
Проведение таких игр в старших группах дает детям учиться жизни, подражая действиям взрослых, проигрывать житейские ситуации, и правильно с ними справляться, ставить перед собой цель и достигать её, несмотря на трудности. Ведь именно с помощью этих игр развиваются произвольная память и внимание, развивается речь, мышление, воображение, воля, волевое поведение, моторика, двигательная сфера, формируется произвольность поведения, коллективизм, в игре ребёнок развивается эмоционально, осваивает моральные правила, формируется отношение к людям, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
Таким образом, можно сделать вывод, что специально разработанная и реализованная система игр, состоящая из следующих блоков: сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра и подвижная игра оказывает положительное влияние на развитие произвольного внимания у детей в старшем дошкольном возрасте.
Дети стали более сконцентрированы на прослушивании и выполнении задания, повысилось увлечённость игрой за счёт того что детей увлекали новыми правилами игр, рассказами, действиями, меняли оборудование. Дети научились самостоятельно объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом, подбирать предметы и атрибуты для игры, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Вследствие этого у детей появился интерес, дети шли к поставленной цели, не смотря на трудности. Улучшилось эмоциональное состояние.