Вашнёва Валентина Ивановна
Система компетенций специалистов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей, воспитывающихся в замещающих семьях
▼ Скачать + Заказать документы
СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЗАЩИТУ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ
Вашнёва В. И.
Республика Беларусь, г. Минск, БГПУ им. Максима Танка
Valja_vach@mail.ru
В статье рассматриваются основные компетенции специалистов, обеспечивающие эффективность семейной социализации детей, воспитывающихся в замещающихся семьях. Представлены структурные компоненты компетенций специалистов, осуществляющих сопровождение замещающих семей.
Публикация «Система компетенций специалистов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей, воспитывающихся в замещающих семьях» размещена в разделах
Система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все в большей степени нуждается в высококвалифицированных компетентных профессионалах, готовых эффективно осуществлять охранно-защитную, посредническую, консультативную, профилактическую и иную деятельность с детьми, нуждающимися в социальной помощи и поддержке. В последние годы в Республике Беларусь произошли системные изменения, способные оказать долговременное позитивное воздействие на положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в стране и качество работы по защите их прав и законных интересов. Заложен прочный фундамент для законодательного и практического утверждения приоритета семейного воспитания.
В целях полноценного физического, интеллектуального и духовного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовке их к самостоятельной жизни, создаются все необходимые условия, приближенные к семейным. Замещающая семья – это шанс для детей данной категории реализовать свое законное право на жизнь и воспитание в семье.
Воспитание приемного ребенка имеет ряд специфических особенностей и сопряжено с определёнными трудностями. Для предупреждения и преодоления которых необходимы: развивающая среда, персонифицированное жизненное пространство, отвечающие таким ведущим потребностям детей, как потребности в любви, безопасности, защищенности, впечатлениях, общении, социальных контактах, двигательной активности, комфортности, динамичности, открытости. В качестве средств воспитания данной категории детей могут выступать : общение, бытовой семейный труд, семейные традиции, социальное обучение, игра, совместная деятельность.
Согласно законодательству нашей республики, защиту прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на различных этапах их жизнедеятельности, осуществляют органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, выявляют детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении, ведут их учет и, исходя из конкретных обстоятельств, избирают форму устройства этих детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь (КоБС, ст. 117).
Деятельность органов опеки и попечительства регулируется Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Положением об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь. Основные функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних выполняют управления (отделы) образования. В сфере защиты прав и законных интересов ребенка местные исполнительные и распорядительные органы как органы опеки и попечительства обеспечивают охрану имущественных и личных прав подопечных, проводят работу по профилактике жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; ведут учет данных о несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; разрабатывают методические рекомендации по защите прав и законных интересов несовершеннолетних; осуществляют контроль за реализацией государственных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Как показывает опыт функционирования замещающих семей, проблемы социализации воспитанников, защита их прав и законных интересов будет обеспечиваться более эффективно при условии межведомственного взаимодействия, которое предполагает конструктивное сотрудничество специалистов, объединение усилий государственных, негосударственных, общественных органов и организаций. Совместная плановая деятельность специалистов заинтересованных служб и ведомтв (психолога, социального педагога, юриста) и представителей структур межведомственного взаимодействия позволяет осуществить комплекс запланированных мероприятий, обеспечивает эффективность реализации межведомственного плана воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите, с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей обучающихся, специфики семей, потребностей обучающихся и их законных представителей.
Главная задача, которую ставят перед собой специалисты, работающие с детьми, воспитывающимися в замещающих семьях, состоит в том, чтобы защитить интересы и права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать их право на воспитание в семье, воспитать в них чувство уверенности в завтрашнем дне, самостоятельности, самоутверждения, оправдать детские надежды и ожидания и создать возможности для их реализации. Однако актуальным в работе специалистов также является создание условий для воспитания и развития воспитанников, создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников, обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников, формирование у воспитанников готовности к самостоятельности жизни и профессиональной деятельности, обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья воспитанников, создание условий для профессионального самоопределения и творческого труда воспитанников. Важным также является профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения и правонарушений воспитанников, устройство воспитанников на воспитание в семьи, осуществление их психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения, оказание социальной, психолого-педагогической помощи выпускникам детских интернатных учреждений, испытывающим трудности в социализации.
Реализация названных направлений деятельности предъявляет к специалистам особые требования выражающиеся в понятии профессиональная компетентность - способность и готовность эффективно и профессионально решать социальные проблемы педагогическими средствами в быстро меняющихся условиях социально-педагогической действительности.
Развитие компетнтного специалиста нового типа, умеющего воплощать ведущие идеи и тенденции образования, находят широкое отражение в работах В. П. Беспалько, В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой, А. К. Марковой и др. В научных исследованиях существует позиция, в соответствии с которой, компетентность рассматривается как степень сформированности общественно-практического опыта субъекта (Ю. Н. Емельянов); адекватность реализации профессиональных требований (Л. И. Анцыферова); уровень обучаемости специальным и индивидуальным формам активности (Л. П. Урванцев, Н. В. Яковлев).
В ходе исследовательской работы, проводимой научным коллективом в период с 2011-2015 было уточнено основополагающее понятие — профессиональные компетенции специалистов, работающих с воспитанниками ДДГ, которые представляют собой совокупность знаний диагностики и организации социального опыта детей и подростков; умений и навыков практического и оперативного применения полученных знаний при решении конкретных социально-педагогических задач; опыт использования приобретенных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.
В процессе научно-исследовательской работы акцентировалось внимание на определении состава и разработке содержания профессиональных компетенций специалистов ДДГ, представленных совокупностью когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов.
Когнитивный компонент составляет совокупность теоретических знаний о специфике социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возрастных особенностях, знаний нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность специалистов ДДГ, знаний о системе межведомственного взаимодействия по защите прав и законных интересов воспитанников ДДГ, знаний о формах и методах социально-педагогической помощи, поддержки, защиты, сопровождения, и др.
Деятельностный компонент - умения и навыки профессиональной деятельности в сфере социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, владение навыками осуществления межведомственного взаимодействия по защите прав и законных интересов воспитанников ДДГ социально-педагогической помощи, поддержки, защиты, сопровождения, реабилитации.
Рефлексивный компонент — опыт применения, анализа и оценивания знаний, умений, навыков.
Компетенцию специалистов, работающих в ДДГ можно рассматривать как возможность установления связи между социально-педагогическим знанием и социально-педагогической (социальной) ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить необходимое знание, действие, подходящее для решения социально-педагогической проблемы конкретного ребёнка, оставшегося без попечения родителей и конкретной семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации.
Соответственно, реализация специалистами, работающими с воспитанниками ДДГ компетентностного подхода предполагает решение следующих профессиональных задач:
научить воспитанников понимать и объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи;
научить воспитанников ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, экономических, политических, межкультурного взаимодействия и др. ;
научить воспитанников ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, развитие духовно-нравственной и политической культуры личности;
научить воспитанников решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, труженика, организатора, члена семьи и т. д.);
научить воспитанников решать проблемы, связанные с жизненным и профессиональным самоопределением, воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям и т. д.
Специалисты, работающие с замещающей семьёй, зачастую имеют дело с экстремальной ситуацией в жизни ребенка и его семьи, что вызывает большие эмоциональные нагрузки. Для решения сложных проблем детей и их семей специалисты должны не только обладать развитой эмпатией и проявлять профессиональный интерес к своим подопечным, но и уметь контролировать состояние собственного психологического здоровья.
Значительное место в практике работы специалистов, работающих с замещающей семьёй, занимает социальное посредничество – содействие разрешению возникших проблем в системе социальных взаимодействий подопечных, участие в поиске и мобилизации средств, подключении соответствующих специалистов и организаций для оказания необходимой помощи.
Специалисты, ответственные за сопровождение замещающих семей, совместно с приемными родителями, родителями-воспитателями, должны постоянно анализировать участие родителей и родственников в воспитании детей, предпринимать меры для улучшения взаимодействия детей и родителей, особенно в ситуациях, когда в замещающей семье воспитываются дети подросткового возраста, имеющие тесные эмоциональные связи с родителями, лишенными родительских прав, или иными родственниками. Для проведения работы в этом направлении следует в полной мере использовать ставшие традиционными методики поиска ресурсов контактной сети, семейной и межсемейной медиации.
Следует поощрять самообразование и саморазвитие приемных родителей и родителей-воспитателей, их участие в тематических интернет-сообществах, чтение новинок социально-психолого-педагогической литературы, изучение и распространение позитивного опыта семейного воспитания.
В настоящее время в работе по сопровождению необходимо использовать, а они действительно работают, как показывает практический опыт, инновационные формы, основанные на тематическом общении участников: клубы замещающих родителей (опекунов, приемных родителей, усыновителей, психологические гостиные (для взрослых и детей, родительские семинары и тренинги.
Таким образом, эффективность функционирования замещающих семей будет обеспечиваться, наличием следующих компетенций специалистов :
уметь организовывать социально-педагогическую деятельность по защите прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с основными направлениями социальной политики Республики Беларусь;
уметь взаимодействовать со специалиста органов опеки и попечительства по защите жилищных и имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
уметь разрабатывать и осуществлять социально-педагогическое сопровождение детей, воспитывающихся в замещающих семьях в трудных жизненных ситуациях;
уметь осуществлять подготовку и повышение профессиональной компетентности замещающих родителей, подбор воспитательных групп (детская деревеня (городк);
иметь способность обеспечивать постоянную супервизию контактов кандидатов в усыновители с ребенком;
уметь проводить разъяснительную работу, подчеркивающую приоритет права ребенка на жизнь и воспитание в постоянной семье;
уметь последовательно осуществлять профилактику у профессиональных замещающих родителей синдрома присвоения ребенка;
уметь осуществлять работу по профилактике синдрома эмоционального выгорания и др.