Получи документы

Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей

Екатерина Банникова
Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей

Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей.

Актуальность

Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Публикация «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей» размещена в разделах

В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в художественно-эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.

Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.

Теоретическая база проекта

Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;

• Постановления Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;

• Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

• Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• Приказа Минобрнауки России от 30. 08. 2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

• Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 1403 "О концепции художественного образования в Российской Федерации"

• Устав ДОУ

Методологические основы

Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний постепенно становится педагогикой развивающей, "динамичной". Это означает, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

Опыт формировался под влиянием взглядов и научных работ кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного образования Т. С. Комаровой; кандидата педагогических наук, доцента кафедры эстетического воспитания Московского государственного педагогического университете М. Б. Зацепиной; кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного образования Е. К. Ривиной.

Мною были изучены и использованы публикации и программа эстетического воспитания "Красота, Радость, Творчество" авторы: авторы Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина.

Изучила материалы кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника института развития дошкольного образования Российской академии образования Коротковой Н. А. в которых рассматриваются современные подходы к организации образовательного процесса ДОУ. Опираясь на исследования учёных (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугиной, Н. П. Саккулиной, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Л. А. Парамоновой, А. М. Виноградовой, Л. П. Стрелковой, Л. Н. Комиссаровой, В. А. Езикеевой, Л. В. Куцаковой, С. И. Мерзляковой и др., я ещё раз убедилась в необходимости совершенствования методов и средств художественно – эстетического развития детей.

В опыте представлена реализация форм, методов, организация работы с педагогами, детьми, родителями по художественно-эстетическому развитию детей.

При изучении психолого-педагогической литературы мной было выявлено противоречие между необходимостью художественно-эстетического развития дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в дошкольном учреждении. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему: поиск наиболее эффективных форм, методов и средств по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

Для реализации проекта я выдвинула следующую гипотезу: если в ДОУ создать систему по художественно - эстетическому направлению, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет способствовать максимальному раскрытию творческих способностей воспитанников.

Цель: Создание системы методической работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Создание современного социокультурного пространства в ДОУ, способствующего художественно- эстетическому развитию ребёнка.

2. Создать условия для реализации задач по художественно-эстетическому развитию (материально- техническое, методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса).

3. Создать возможности для формирования у детей эстетической культуры, развития творческих способностей, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

4. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ №8 по художественно-эстетическому развитию.

5. Повышение компетентности родительского сообщества по реализации приоритета деятельности дошкольного учреждения.

6. Координировать работу ДОУ с другими учреждениями (музеем, детской художественной школой, музыкальной школой, детской библиотекой, центром детского творчества).

Система художественно-эстетического развития дошкольников будет успешной, если будут реализованы следующие педагогические условия:

• создание обстановки эмоционального благополучия;

• создание и обновление предметно-развивающей среды;

• творческий подход к содержанию образования;

• вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

• использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

• синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой;

• использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;

• осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт);

• взаимодействие с семьями воспитанников;

• преемственность в работе с учреждениями культуры.

Работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

Построение проекта основано на принципах:

• Научность, аналитическая деятельность.

• Демократизация (активизация участия всех субъектов деятельности в процессе выбора и планирования содержания).

• Гуманизм (создание в ДОУ комфортного эмоционального поля отношений, обеспечивающих уважение к личности педагога, поиск средств индивидуального подхода с целью оптимального включения в образовательный процесс каждого педагога).

Системный подход (сбалансированность планирования).

• Перспективность (направленность на конечный результат).

• Ритмичность (равномерное распределение всех действий в течение учебного года между педагогами, участвующих в деятельности).

• Реалистичность поставленных целей.

• Динамичность (изменяемость под влиянием внешних и внутренних факторов).

В работе с педагогами руководствуюсь следующими принципами:

- индивидуальный подход;

- практический деятельностный подход;

- системный подход.

Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей опирается на следующие принципы:

• эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении.

• принцип взаимосвязи обучения и развития.

• детское творчество связано с жизнью и отражает в себе все многообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания, форм и методов организации детской художественной деятельности;

• интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом развитии детей (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой);

художественно-эстетический принцип отбора материала определяет стратегию отбора произведений;

• принципы народности и культуросообразности;

• индивидуальный подход в художественно-эстетическом воспитании;

• комплексно-тематический принцип

• принцип взаимодействие с родителями

Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

• вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением

• повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Перечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эстетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий содержание эстетического воспитания, которое включает два компонента: содержание воспитательной деятельности по развитию художественной деятельности детей; содержание воспитывающих влияний по художественно-эстетическому развитию воспитанников в процессе образовательной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.

Методическое сопровождение педагогов включает:

• анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы;

• анализ образовательной системы;

• наблюдение;

• изучение творческого потенциала в коллективе (тестирование);

• изучение уровня саморазвития педагогов (анкетирование, «Лист самооценки педагога»);

• организация коллективных просмотров, мастер-классов;

• изучение и обобщение педагогического опыта;

• изучение результатов деятельности.

Методы художественно-эстетического воспитания дошкольников:

1. Методы формирования эстетического сознания – сюда входят методы побуждения к сопереживанию (сопереживание формирует эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному, метод формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения.

2. Методы организации художественной деятельности – к ним относят метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт и поведение: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса и предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения у подрастающего ребенка.

3. Методы стимулирования и активизации художественного творчества – к ним принято относить метод поисковых ситуаций, творческих заданий, методы побуждения детей к творческим проявлениям: в этом отношении метод побуждения воспитанников к творческим проявлениям подразумевает направленное педагогом творчество детей, создание ситуаций для него. Этот метод – механизм развития детей. В свою очередь, проблемные ситуации являются средствами активизации данного механизма и побуждают детей к творческим и практическим действиям над поставленной задачей.

Вышеперечисленные методы приобретают специфику применительно к тому виду детской деятельности, который моделируется взрослым в процессе художественно-эстетического воспитания.

Реализации художественно-эстетического развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическими кадрами:

• консультации,

• просмотр и обсуждение видеоматериалов,

• совместные игровые и познавательные мероприятия,

• семинары, семинары – практикумы,

• педсоветы,

• деловые игры,

• смотры,

• конкурсы,

• творческие недели,

• мастер-классы,

• анкетирование педагогов по проблемам данного направления,

• творческое портфолио,

методические объединения по художественно – эстетическому развитию детей;

• представление опыта педагогов ДОУ на городских семинарах, конкурсах.

Средства реализации содержания художественно-эстетического развития подбиралось в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ:

• эстетическое общение – особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость;

природа: она заключает в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и благодаря этому имеет огромные возможности для понимания детьми, по словам Л. Леонова, богатства мира, в котором живут, мира, который дружески расположен к человеку, кроме того, природа способствует тому, чтобы и дети открылись ему всей душой;

• искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества) способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов;

• окружающая предметная среда, по мнению К. А. Флериной, повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников, ее результативность. Она указывала на то, что не только красивые предметы сами по себе эстетически воспитывают детей, "но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать";

• самостоятельная художественная деятельность детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая) представляет собой средство и процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать и любить искусство, развития потребности в художественно-творческой деятельности, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства;

разнообразные виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др. ;

• разные виды труда детей в детском саду, о значении которых говорил В. А. Сухомлинский: он связывал их с формированием представлений о красоте бытия и радости ее создания: "Радость труда – красота бытия";

• физические упражнения и элементы спортивных игр.

Сформированность ресурсной базы

Материально-техническая база:

• музыкальный зал, оснащенный, музыкальным, театральным оборудованием;

• центры театрализации, включающие разнообразные виды кукольных театров, декорации к ним;

• центры творчества в группах, способствующие самостоятельной творческой активности;

методический кабинет, оснащенный современной оргтехникой;

программно-методическое обеспечение, отвечающее целям и задачам эстетического развития детей всех возрастных групп.

Сроки реализации проекта 2019-2020 год

Этапы реализации проекта

I этап апрель 2019- сентябрь 2019 г.

Разработка системы работы : изучение научно - методической литературы, формулирование целей и задач, определение форм и методов работы, критериев оценки.

• Проблемный анализ работы с кадрами. Прогноз предполагаемых результатов.

• Проанализировать состояние развивающей среды ДОУ и уровень эстетического развития дошкольников.

• Изучить теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды.

II этап Сентябрь 2019 - сентябрь 2020 г.

• Провести диагностическое исследование развивающей среды и художественно-эстетического развития дошкольников

• Проанализировать полученные данные;

• Выявить и продемонстрировать проблемы;

• Сформировать материально-техническую базу;

• Сформировать методическую базу;

Разработать модель по формированию художественно-эстетического развития детей;

• Создание условий для реализации проекта;

• Повышение квалификации педагогов ДОУ в разных формах;

• Составление плана - программы работы с педагогами, детьми, родителями

• Изучение новых форм работы с родителями.

III этап Сентябрь 2019 - декабрь 2020 г.

• Пополнение методического кабинета разработками по проведению работы с родителями и педагогами (методические рекомендации, альбомы с практическим материалом, дидактические игры, демонстрационные пособия, иллюстрации)

• Анализ внедрения инновационных технологий.

• Внедрение системы работы по художественно-эстетическому развитию в практику ДОУ, анализ результатов работы, формулирование выводов.

• Провести повторную диагностику художественно-эстетического развития дошкольников;

• Диагностика компетенции педагогов;

• Дать полный анализ полученных результатов

• Планирование работы по обогащению и распространению опыта на уровне города.

Обработка результатов. Выводы.

Предполагаемый результат:

• Положительная динамика художественно-эстетического развития воспитанников МКДОУ д/сад № 2;

• Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг художественно-эстетического цикла.

• Повышение квалификации педагогов детского сада в области художественно-эстетического развития, включенность в инновационную деятельность, удовлетворенность потребностей в самовыражении, признании, психологическим климатом в учреждении.

• Совершенствование материально-технического, методического, дидактического обеспечения воспитательной системы.

• Создание образа дошкольного образовательного учреждения и образа выпускника, соответствующего статусу ДОУ и реализуемой в нем воспитательной системе :

Новизна и практическая значимость проекта

Впервые в нашем дошкольном учреждении внедряется воспитательная система художественно-эстетического развития, основанная на синтезе видов искусств и художественной деятельности :

• музыка и музыкальная деятельность, театр и театрализованная деятельность, литература и художественно-речевая деятельность, живопись, графика, скульптура и изобразительная деятельность.

Модель управления воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию предполагает активное использование потенциала окружающего социума: детской художественной школы, музея, центров досуговой деятельности.

Воспитательная система по художественно-эстетическому развитию предполагает использование нетрадиционных форм организации видов художественной деятельности. Особый акцент делается на творческой деятельности детей.

Все формы организации художественно-эстетической деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий.

Перспектива опыта работы :

На сегодняшний день наиболее значимыми и перспективными для нашего ДОУ является следующие вопросы:

• Продолжать трансляцию педагогического опыта по художественно-эстетическому развитию дошкольников на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

• Инициировать педагогов к овладению ими современными художественно-эстетическими технологиями.

• Поиск инновационных подходов к взаимодействию с семьями воспитанников, социальным окружением.

• Продолжать пополнять материально-техническую базу дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении ООД по художественно-эстетическому развитию «Снежинка» в группе детей с ЗПРФотоотчёт о проведении ООД по художественно-эстетическому развитию «Снежинка» в группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Фотоотчёт.

Картотека игр по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста 1)«Угадай картину» Цель: обучение детей умению находить по словесному описанию картину. Материал: репродукция картины. Описание игры: 1.

Конспект по художественно — эстетическому развитию для детей старшего возрастаКонспект по художественно — эстетическому развитию для детей старшего возраста Рисование «Новогодняя веточка с игрушками» Цель: обогащение представления о новогоднем празднике. Задачи: Образовательные: учить рассматривать.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей 5–6 лет «День сказки»Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей 5–6 лет «День сказки» Цель: Формирование интереса и любви к устному народному творчеству. Задачи: • Развивать внимание, память, воображение, мышление; • Развивать.

Фотоотчет о работах по художественно-эстетическому развитию детей младшей группыФотоотчет о работах по художественно-эстетическому развитию детей младшей группы Сегодня я хочу представить небольшой отчет по по художественно-эстетическому развитию с детьми младшей группы. Нужно отметить, что мои.

Система методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного краяСистема методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 257», г. Н. Новгорода Елесина Наталья Ивановна ТЕМА: «Создание эффективной системы методической.

Система работы по художественно-эстетическому направлению. ОО «Художественно-эстетическое развитие»Система работы по художественно-эстетическому направлению. ОО «Художественно-эстетическое развитие» Система работы по художественно-эстетическому направлению - оо: художественно-эстетическое развитие. В соответствии с задачами годового.

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Творческие работы детей по художественно — эстетическому развитию. ФотоотчетТворческие работы детей по художественно — эстетическому развитию. Фотоотчет Добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить Вашему вниманию творческие работы детей, которые были сделаны детьми на занятиях.

Занятие по художественно-эстетическому развитию (пластилинография) «Космос глазами детей»Занятие по художественно-эстетическому развитию (пластилинография) «Космос глазами детей» Занятие по художественно-эстетическому развитию (пластилинография) «Космос глазами детей». Коллективная работа. 2-я младшая группа. Интеграция.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей
Опубликовано: 15 апреля 2022 в 09:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД