Бережнёва Ольга Ивановна
Система работы по обучению детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по обучению детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций
Бережнева Ольга Ивановна, воспитатель МДОУ №32 «Кэскил», с. Кылайы, Усть-Алданского района (улуса)
Изучение проблемы конфликта в социологии, в психологии и других отраслях научного знания имеет давние традиции. Eе изучению посвящаются исследования в политических, исторических науках, B литературе. Сегодня проблема конфликтов имеет огромный интерес, ее значимость, актуальность в общественной жизни и социализации людей значительно возросла: Конфликт можно рассмотреть как столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор, также как и воспринимаемое расхождение интересов: убеждение сторон в том, что существующие у них в данный момент стремления не могут быть реализованы одновременно. Общепризнанным стало не просто принятие конфликта, но и признание их важных функций в развитии личности и ее отношениях с другими людьми. Проблема конфликтов тесно связана с отношения, с понятием межличностные внутригрупповые отношения, внутригрупповые имеют формальную и неформальную структуру. Они могут определяться социальным статусом человека его позиций в системе формальных отношений, так и чувствами, которые индивиды вольно или невольно испытывают друг к другу в процессе совместной деятельности и общения. Чувства, сопровождающие межличностные отношения, так основательно вмешиваются в процессы взаимодействия, определяя систему предпочтений, отвержения и оценочных суждений, что заслуживают самого пристального внимания в контексте изучения проблем общения и совместной деятельности.
Публикация «Система работы по обучению детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребенок каким-то стихийным образом нащупывает способы разрешения настигшего его противоречия, и именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и Вновь к ней обращаться. Игра обретает вид искусственной конструкции противоречий реальной жизни и является культурно представленным, зафиксированным (неоднократно описанным) и передаваемым «по наследству» способом разрешения конфликтов. Она имеет преимущества в разрешении представленного в ней конфликта за счет его концентрации во времени и пространстве. Г. П. Щедровский утверждал: «. нормы могут задаваться детям в качестве особых содержаний усвоения только В ситуациях, возникающих по поводу, именно в конфликтных ситуациях, ибо только они могут быть использованы в качестве средства разрешения конфликта, и только здесь ребенок сможет увидеть и понять их роль в качестве таких средств». Однако следует отметить, что не каждая игра, рассматриваемая как место, механизм конструкция для разрешения конфликтов, исчерпывающе выполняет разрешающую функцию. Существует некоторый набор («банк») игр, в которые играют почти все дети в той или иной вариации (в свое время подробный анализ и описание таких игр провел Е. А. Покровский).
Предполагается, что сюжет игры ребенок выбирает в зависимости от того противоречия, которое требует разрешения и может быть разрешено в данных условиях. По установлению игровых предпочтений, определенных правил есть основания предполагать содержание не только определенных конфликтов, но и тот ресурс разрешения, дефицит которого снимается в конкретных играх (Выготский Л. С.) [19, с. 84]
Практика проведения игр и тренингов показывает, что ядром напряженных взаимоотношений, которые требуют поиска специальных средств понимания и объединения в решении возникшей проблемы, • является Специально сконструированный конфликт, B котором сталкиваются различные позиции в попытках преобразования объекта изменения. Особенностью таких игр является, прежде всего, то, что они предназначены для решения задач создания ресурсов для развития мышления и деятельности. Специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения задач создания ресурсов для развития мышления и деятельности. Специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетентности в дошкольном возрасте.
В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций в ДОУ используются :
Сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);
Имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо «человеческий» процесс);
Интерактивные игры (игры на взаимодействии);
Социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);
Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
Психогимнастика;
Чтение и обсуждение художественных произведений;
Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
Дискуссии.
Главная цель проведения занятий, в которых дети сталкиваются с проблемными ситуациями, это:
Обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекательности HOPM поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов;
Упражнять взаимоотношений; его в применении ценных этических норм взаимоотношений;
Научить использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов;
Проявить миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником;
Принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации;
Принимать ответственность за свои чувства на самих себя.