МААМ-картинки

Система работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста в условиях деткого сада

Юлия Гашкова
Система работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста в условиях деткого сада
▼ Скачать + Заказать документы

Система работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

МДОБУ «Детский сад № 7 «Искорка» комбинированного вида» г. Волхов.

Педагог – психолог Гашкова Ю. В.

Цель: ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей, повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Публикация «Система работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста в условиях деткого сада» размещена в разделах

Задачи:

• формировать чувство принадлежности к группе;

• формировать позитивное отношение к своему «я» и к сверстникам;

• способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;

• способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;

развивать навыки социального поведения;

• помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;

развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;

• создавать условия для распознавания и принятия детьми своих эмоций;

• обучить детей демонстрации эмоциональных состояний с помощью различных выразительных средств;

• создать предпосылки для формирования саморегуляции эмоциональных состояний;

• учить установлению связи между событием и эмоцией;

• учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;

• воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;

• вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

• корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения;

развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения;

развивать психические функции, мелкую моторику рук;

• формирование потребности родителей в психологических занятиях через просвещение и систему индивидуальных консультаций.

Моя система работы по социально-эмоциональному развитию состоит из 120 занятий и рассчитана на 5 лет (I младшая, II младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы) по 24 занятия в год.

Занятия во всех возрастных группах проводятся небольшими подгруппами (7 – 9 человек, которые формируются в зависимости от возраста, поведенческих отклонений и уровня социально-эмоционального развития.

Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе обучаться по этой программе. Занятия с подгруппой детей проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет от 10 до 40 минут (в зависимости от возраста детей). Они проводятся в кабинете педагога-психолога, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

При работе с детьми в данном направлении делается акцент на развитие следующих умений :

• умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;

• умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и так далее);

• умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

На занятиях работа идет параллельно по четырем основным направлениям:

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавать свои и чужие достоинства.

Инструментальное направление требует формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, то есть формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

В занятиях используются следующие методические средства:

1) Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую регидность – неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность – неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности – неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.

2) Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:

• принятие своего имени;

• принятие своих качеств характера;

• принятие своего прошлого, настоящего, будущего.

3) Коммуникативные игры:

• игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;

• игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;

• игры, обучающие умению сотрудничать.

4) Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

5) Игры, направленные на развитие воображения : вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».

6) Задания с использованием «терапевтических» метафор. Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи».

7) Релаксационные методы – использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники.

8) Использование эмоционально-символических методов. Эта группа методов базируется на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращению символов или образов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личной интеграции.

Рассмотрим основные преимущества используемых методов при развитии основ произвольности психической регуляции у детей дошкольного возраста.

1. Игры-драматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы, чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент этой триады. Чтобы ход общей игры не прерывался, все упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов – одно из условий игр. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, то есть обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.

2. Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. В последовательности психогимнастических упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкновения с предметами, сопровождаемых попеременно мышечным расслаблением и напряжением. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

3. Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции. Игровое и психологическое содержание этих упражнений призвано решать следующие задачи:

• фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;

• подражательно воспроизводить чужие эмоции, фиксируя мышечные ощущения;

• анализировать и словесно описывать мышечные ощущения при проявленных эмоциях;

• повторно воспроизводить эмоции, контролируя ощущения.

4. Коммуникативные упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального взаимодействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты – пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.

5. Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие, связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

6. Психомышечная тренировка нацелена на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, улучшение самочувствия и настроения, закрепление положительных эмоций, стимулирующих и упорядочивающих психическую и физическую активность детей, приводящих в равновесие их эмоциональное состояние.

7. Элементы психологического тренинга позволяют воссоздать и проиграть реальную ситуацию, окружающую ребенка, а также найти выход из нее как с положительным, так и с отрицательным результатом. В данном случае ребенок наглядно может убедиться в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений. Причем ребенок сам может повлиять на исход ситуации, выбирая для себя наиболее подходящий.

Содержание коррекционной работы по развитию социально-эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

1. Комфортная организация режимных моментов.

2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:

• оздоровительно-профилактической гимнастикой;

• физкультминуток;

• спортивных игр;

• подвижных игр (в том числе народных);

• игровых заданий и упражнений;

• досугов.

3. Игротерапия:

• сюжетно-ролевые игры;

• игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;

• коммуникативные игры;

• дидактические игры.

4. Арттерапия:

• рисование;

• ритмопластика;

• танец;

• музыкально-ритмические движения.

5. Занятия-образы, игры-драматизации; сказкотерапия.

6. Психогимнастика:

• этюды;

• мимика;

• пантомимика.

7. Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка.

8. Посещение комнаты психологической разгрузки.

9. Задания, направленные на:

• организацию совместной деятельности;

• составление рассказов;

• организацию театрализованных игр и тому подобное.

10. Использование наглядных пособий:

• фотографий;

• рисунков;

• схем;

• символов;

• графических изображений.

При проведении занятий мы всегда придерживаемся основных правил работы с детьми :

1. Ребенок должен добровольно участвовать в обсуждении и в играх на занятиях. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять в этом участие. Заставляя, можно вызвать в ребенке чувство протеста, негативизма, в этом случае эффекта от занятия ожидать не стоит.

2. Взрослый должен стать непосредственным участником игр и обсуждений. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в процесс занятия. Он становится как бы центром притяжения. В то же время взрослый организовывает и направляет ход занятия. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли – участника и организатора.

3. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Надо дать ребенку возможность проявить, выразить себя, не загонять его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, надо помочь ему выразить все это.

В курсе развития социально-эмоциональной сферы можно выделить три фазы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.

Первая фаза включает объединение детей в подгруппы. Большинство приемов, используемые во время этой фазы, обеспечивают создание доброй, безопасной обстановки, где участники чувствуют взаимопонимание, поддержку, желание заниматься друг с другом.

Вторая фаза осуществляет основную коррекционную и обучающую задачу. Используются игровые, а также неигровые приемы, такие как психогимнастика, элементы сказкотерапии, изобразительная деятельность, обсуждение и проигрывание предложенных ситуаций.

Третья фаза включает закрепление полученных знаний и навыков. Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствует взаимопониманию участников, рефлексии, эмпатии и контролю своего поведения.

Занятия состоят из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть I. Вводная.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия.

Часть II. Рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию социально-эмоциональной и познавательной сфер ребенка.

Основные процедуры:

• элементы сказкотерапии с импровизацией;

• элементы психогимнастики;

• игры на развитие коммуникации;

• игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;

• рисование и так далее.

Часть III. Завершающая.

Основной целью этой части является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основные процедуры – проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Поскольку занятия предполагают работу с маленькими детьми, то необходимо постоянно следить за тем, чтобы все его участники были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

• упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);

• дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);

• мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);

• двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию).

Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.

Тематический план занятий педагога – психолога МДОБУ «Детский сад № 7 «Искорка» комбинированного вида» г. Волхов.

I Младшая группа.

Раздел Темы занятий Время проведения

Я познаю мир

Я и Я

Я и другие дети

Я и моя семья

Я и животные

Итоговое «Знакомство»

«Осень наступила»

«Веселые зайчата»

«Непослушные мячики»

«Королева Кисточка»

«Круглое – не круглое»

«Сказка в гости к нам пришла»

«Волшебные фигуры»

«Зимние забавы»

«Кукла в гости к нам пришла»

«Мои умные помощники»

«Украсим елочку»

«Я хочу, я могу»

«Мальчики и девочки»

«Я в детском саду»

«Дружная семья»

«Все начинается с мамы»

«Ласковое солнышко»

«Мышата»

«Мой ласковый и нежный зверь»

«Детки в клетке»

«Нам птицы на крыльях весну принесли»

«Нам птицы на крыльях весну принесли» (продолжение)

«Я знаю, я умею, я могу» 1-я неделя октября

2-я неделя октября

3-я неделя октября

4-я неделя октября

1-я неделя ноября

2-я неделя ноября

3-я неделя ноября

4-я неделя ноября

1-я неделя декабря

2-я неделя декабря

3-я неделя декабря

4-я неделя декабря

1-я неделя февраля

2-я неделя февраля

3-я неделя февраля

4-я неделя февраля

1-я неделя марта

2-я неделя марта

3-я неделя марта

4-я неделя марта

1-я неделя апреля

2-я неделя апреля

3-я неделя апреля

4-я неделя апреля

II Младшая группа.

Раздел Темы занятий Время проведения

Я познаю мир

Я и Я

Я и другие дети

Я познаю мир

Я и другие дети (продолжение)

Я и взрослые

Я и культура общения

Итоговое «Сказка в гости к нам пришла»

«Петух и краски»

«Сказка в гости к нам пришла»

«Кто где живет»

«Мое имя»

«Мои умные помощники»

«Мои любимые сказки»

«Мои игрушки»

«Мое настроение»

«Плохо быть одному»

«Говорим руками и телом»

«Украсим елочку»

«Зимний лес»

«Зимние забавы»

«Мальчики и девочки»

«Я в детском саду»

«Все начинается с мамы»

«Дружная семья»

«Маленький помощник»

«Секрет волшебных слов»

«Мы поссоримся и помиримся»

«Давай поговорим»

«Что такое «хорошо», и что такое «плохо»

«Урок общения» 1-я неделя октября

2-я неделя октября

3-я неделя октября

4-я неделя октября

1-я неделя ноября

2-я неделя ноября

3-я неделя ноября

4-я неделя ноября

1-я неделя декабря

2-я неделя декабря

3-я неделя декабря

4-я неделя декабря

1-я неделя февраля

2-я неделя февраля

3-я неделя февраля

4-я неделя февраля

1-я неделя марта

2-я неделя марта

3-я неделя марта

4-я неделя марта

1-я неделя апреля

2-я неделя апреля

3-я неделя апреля

4-я неделя апреля

Средняя группа.

Раздел Темы занятий Время проведения

Я познаю мир

Я и Я

Я и другие

Я и животные

Я и моя семья

Я и мои эмоции

Итоговое «Осень золотая»

«Сказка в гости к нам пришла»

«Тайна моего имени»

«Автопортрет»

«Мой любимый сказочный герой»

«Мы так похожи, но все-таки мы такие разные»

«Язык жестов и движений»

«Давайте жить дружно»

«Мальчики и девочки»

«Мой ласковый и нежный зверь»

«Общение с животными»

«Украсим елочку»

«Зимний лес»

«Прятки – загадки»

«С кем я живу»

«Правила домашнего этикета»

«Все начинается с мамы»

«Хозяин своей радости»

«Хозяин своей грусти»

«Хозяин своей злости»

«Хозяин своего страха»

«Хозяин своего стыда»

«Хозяин своей гордости»

«Путешествие в сказку» 1-я неделя октября

2-я неделя октября

3-я неделя октября

4-я неделя октября

1-я неделя ноября

2-я неделя ноября

3-я неделя ноября

4-я неделя ноября

1-я неделя декабря

2-я неделя декабря

3-я неделя декабря

4-я неделя декабря

1-я неделя февраля

2-я неделя февраля

3-я неделя февраля

4-я неделя февраля

1-я неделя марта

2-я неделя марта

3-я неделя марта

4-я неделя марта

1-я неделя апреля

2-я неделя апреля

3-я неделя апреля

4-я неделя апреля

Старшая группа.

Раздел Темы занятий Время проведения

Я познаю мир

Я и Я

Я и другие

Я и животные

Я и мои эмоции

Я и моя семья

Я и мои эмоции

Итоговое «Маша и медведь»

«Вороны»

«Автопортрет»

«Путешествие на сказочную планету»

«Мой внутренний мир»

«Мы так похожи, но все таки мы такие разные»

«Язык жестов и движений»

«Мальчики и девочки»

«Давайте жить дружно»

«Мой ласковый и нежный зверь»

«Общение с животными»

«Украсим елочку»

«Радость»

«Горе»

«Страх»

«Гнев»

«Мама – надежный помощник»

«Удивление»

«Робость»

«Обида»

«Стыд»

«Вина»

«Интерес»

«Я знаю, я умею, я могу» 1-я неделя октября

2-я неделя октября

3-я неделя октября

4-я неделя октября

1-я неделя ноября

2-я неделя ноября

3-я неделя ноября

4-я неделя ноября

1-я неделя декабря

2-я неделя декабря

3-я неделя декабря

4-я неделя декабря

1-я неделя февраля

2-я неделя февраля

3-я неделя февраля

4-я неделя февраля

1-я неделя марта

2-я неделя марта

3-я неделя марта

4-я неделя марта

1-я неделя апреля

2-я неделя апреля

3-я неделя апреля

4-я неделя апреля

Подготовительная к школе группа.

Раздел Темы занятий Время проведения

Я и Я

Я и другие

Я и мои эмоции

Я и моя семья

Я и мои эмоции (продолжение)

Итоговое «Кто я такой»

«О бабушках и дедушках»

«Красота лица и души»

«Какой я без взрослых»

«Учусь оценивать себя»

«Учусь мечтать»

«Мы готовимся к школе»

«Давайте жить дружно»

«Легко ли быть справедливым?»

«Зачем нужен друг»

«Новенький (скоро в школу)»

«Украсим елочку»

«Радость»

«Удивление»

«Страх»

«Гнев»

«Самый дорогой человек»

«Горе»

«Интерес»

«Наши эмоции»

«Привычки хорошие и плохие»

«Достаточно ли мы воспитаны?»

«Здравствуйте!»

«Я знаю, я умею, я могу» 1-я неделя октября

2-я неделя октября

3-я неделя октября

4-я неделя октября

1-я неделя ноября

2-я неделя ноября

3-я неделя ноября

4-я неделя ноября

1-я неделя декабря

2-я неделя декабря

3-я неделя декабря

4-я неделя декабря

1-я неделя февраля

2-я неделя февраля

3-я неделя февраля

4-я неделя февраля

1-я неделя марта

2-я неделя марта

3-я неделя марта

4-я неделя марта

1-я неделя апреля

2-я неделя апреля

3-я неделя апреля

4-я неделя апреля

Содержание занятий.

I Младшая группа

Тема занятия Содержание Цель

Знакомство - Упражнение «Приветствие».

- Игра – упражнение «Скажи как я».

- Игра – имитация «Имена».

- Игра «Ласковые слова».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Способствовать сплочению детского коллектива.

- Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени.

- Учить детей обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей.

- Развивать эмпатию и навыки общения.

Осень наступила - Упражнение «Приветствие».

- Рассматривание картины «Осень».

- Беседа «Осень наступила».

- Игра «Кузнечик».

- Релаксация «Листики осенние».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.

- Развитие зрительного восприятия.

- Развитие мышления.

- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).

- Развитие внимания и памяти.

- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Веселые зайчата - Ритуал приветствия «Дай ладошечку, моя крошечка».

- Расслабляющее упражнение «Как у наших зайчиков».

- Учебно-игровое упражнение «Непослушные кубики».

- Релаксация «Мы немного поиграли».

- Учебно-игровое упражнение «Собери кубики».

- Релаксация «Посидим немножко».

- Игра с правилами «Построй дорожку для зайчика».

Релаксация «Маленькие ножки».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Настроить детей на предстоящее занятие, погрузить в атмосферу событий.

- Снятие физического и психологического напряжения.

- Снятие у детей излишней агрессивности.

- Знакомство детей с социально приемлемыми способами выражения агрессии.

- Регуляция процессов возбуждения и торможения.

- Формирование произвольного поведения.

- Стабилизация психоэмоционального состояния.

- Формирование у ребенка навыков социально приемлемых форм поведения.

Непослушные мячики - Ритуал приветствия «Дай ладошечку, моя крошечка».

- Расслабляющее упражнение «Тише, мяч».

- Учебно-игровое упражнение «Непослушные мячики».

- Релаксация «Мячики устали».

- Учебно-игровое упражнение «Мячики в воде».

- Релаксация «Высушим мячики».

- Игра с правилами «Попади мячом в корзину».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Настроить детей на предстоящее занятие, погрузить в атмосферу событий.

- Снятие физического и психологического напряжения.

- Снятие у детей излишней агрессивности.

- Знакомство детей с социально приемлемыми способами выражения агрессии.

- Регуляция процессов возбуждения и торможения.

- Формирование произвольного поведения.

- Стабилизация психоэмоционального состояния.

- Формирование у ребенка навыков социально приемлемых форм поведения.

Королева Кисточка - Ритуал приветствия «Дай ладошечку, моя крошечка».

- Расслабляющее упражнение «Разбудим пальчики».

- Учебно-игровое упражнение «Рисуем пальчиками».

- Релаксация «Вытрем пальчики».

- Учебно-игровое упражнение «Уберемся на столе».

- Релаксация «Музыканты».

- Игра с правилами «Нарисуем рельсы».

- Релаксация «Паровозик».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Настроить детей на предстоящее занятие, погрузить в атмосферу событий.

- Снятие физического и психологического напряжения.

- Снятие у детей излишней агрессивности.

- Знакомство детей с социально приемлемыми способами выражения агрессии.

- Регуляция процессов возбуждения и торможения.

- Формирование произвольного поведения.

- Стабилизация психоэмоционального состояния.

- Формирование у ребенка навыков социально приемлемых форм поведения.

Круглое – не круглое - Упражнение «Приветствие».

- Учебно-игровое упражнение «Найди круглые предметы».

- Учебно-игровое упражнение «Волшебные кружки».

- Релаксация «Доброе животное».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.

- Развитие зрительного восприятия.

- Развитие мышления.

- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).

- Развитие внимания и памяти.

- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Сказка в гости к нам пришла - Упражнение «Приветствие».

- Учебно-игровое упражнение «Герои какой сказки спрятались в домике?»

- Учебно-игровое упражнение «Вспомним сказку «Курочка Ряба».

- Игра «Раздувайся пузырь».

- Игра с правилами «Построй домик».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.

- Развитие зрительного восприятия.

- Развитие мышления, навыков конструирования по образцу.

- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).

- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Волшебные фигуры - Упражнение «Приветствие».

- Учебно-игровое упражнение «Найди квадратные предметы».

- Учено-игровое упражнение «Найди треугольные предметы».

- Учебно-игровое упражнение «Волшебные фигуры».

- Игра «Вороны».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.

- Развитие зрительного восприятия.

- Развитие мышления.

- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).

- Развитие внимания и памяти.

- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Зимние забавы - Упражнение «Приветствие».

- Рассматривание картины «Зима».

- Беседа «Зима пришла».

- Рассматривание картины «Зимние забавы».

- Игра «Один, два, три».

- Рисование «Снеговик».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.

- Развитие зрительного восприятия.

- Развитие мышления.

- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).

- Развитие внимания и памяти.

- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Кукла в гости к нам пришла - Упражнение «Приветствие».

- Игра «Где же, где же наши ручки».

- Рассматривание куклы.

- Упражнение «Отражение в зеркале».

- Игра «Дотронься до…»

- Упражнение «Ребенок и кукла».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста.

- Развивать у детей умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека.

- Учить детей выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия – куклы.

Мои умные помощники - Упражнение «Приветствие».

- Игра-имитация «Послушай и угадай».

- Подвижная игра «Снежинки».

- Дидактическая игра «Свой цвет узнай».

- Игра-упражнение «Что в мешочке».

- Этюд «Снежинки».

- Рисование на тему «Снежинки».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Учить детей понимать и ценить роль наших «умных помощников» - органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения.

- Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

Украсим елочку - Упражнение «Приветствие».

- Беседа «Что такое Новый год».

- Игра «Хоровод».

- Рисование «Украсим елочку».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.

- Развитие зрительного восприятия.

- Развитие мышления.

- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).

- Развитие внимания и памяти.

- Развитие мелкой моторики.

- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Я хочу, я могу - Упражнение «Приветствие».

- Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка».

- Подвижная игра «Карусели».

- Этюд «Зайчики».

- Игра-имитация «Умная головка».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Развивать у детей способность оценивать свои желания.

- Учить детей управлять своим поведением и способствовать формированию волевых качеств личности.

- Воспитывать в детях способность сдерживать себя, а также оценивать выполнение игровых правил.

- Развивать познавательную активность детей.

Мальчики и девочки - Упражнение «Приветствие».

- Упражнение «Найди отличия».

- Дидактическая игра «Мальчик и девочка».

- Игра-имитация «Надуй мяч».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и поведению.

- Учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

- Развивать навыки общения мальчиков и девочек.

Я в детском саду - Упражнение «Приветствие».

- Игра-имитация «Лесная зарядка».

- Игра-упражнение «Утреннее приветствие».

- Упражнение «Качели».

- Подвижная игра «Веселый танец».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Создать положительный эмоциональный климат в группе.

- Развивать навыки общения.

- Вырабатывать навыки социального поведения и совместных действий.

- Способствовать профилактике социальной дезадаптации.

Дружная семья - Упражнение «Приветствие».

- Пальчиковый театр «Семья».

- Подвижная игра «Карусели».

- Игра-упражнение «Ласковый мелок».

- Пальчиковая игра «Моя семья».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Учить детей проявлять чуткое, ласковое отношение к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке.

- Формировать у детей интерес к своей семье и учить делиться с ними своими впечатлениями.

- Развивать у детей стремление и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением.

Все начинается с мамы - Упражнение «Приветствие».

- Подвижная игра «Идем к маме».

- Дидактическая игра «Наша мама».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к маме.

- Учить детей выражать внимание и сочувствие по отношению к маме.

- Учить понимать эмоциональные состояния на примере мамы.

Ласковое солнышко - Ритуал приветствия «Дай ладошечку, моя крошечка».

- Расслабляющее упражнение «Ласковые лучики».

- Учебно-игровое упражнение «Солнечные зайчики».

- Релаксация «Давайте отдохнем».

- Учебно-игровое упражнение «Лепим солнечных зайчиков из пластилина».

- Релаксация «Разгладь листочек».

- Игра с правилами «Преврати солнечного зайчика в солнышко».

- Релаксация «Пальчик о пальчик».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Настроить детей на предстоящее занятие, погрузить в атмосферу событий.

- Снятие физического и психологического напряжения.

- Снятие у детей излишней агрессивности.

- Знакомство детей с социально приемлемыми способами выражения агрессии.

- Регуляция процессов возбуждения и торможения.

- Формирование произвольного поведения.

- Стабилизация психоэмоционального состояния.

- Формирование у ребенка навыков социально приемлемых форм поведения.

Мышата - Ритуал приветствия «Дай ладошечку, моя крошечка».

- Расслабляющее упражнение «Превращаемся в мышат».

- Учебно-игровое упражнение «Непослушные мышата».

- Релаксация «Скачут мышки-шалунишки».

- Учебно-игровое упражнение «Музыкальные инструменты».

- Релаксация «Музыканты».

- Игра с правилами «Оркестр».

- Релаксация «Семья мышат».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Настроить детей на предстоящее занятие, погрузить в атмосферу событий.

- Снятие физического и психологического напряжения.

- Снятие у детей излишней агрессивности.

- Знакомство детей с социально приемлемыми способами выражения агрессии.

- Регуляция процессов возбуждения и торможения.

- Формирование произвольного поведения.

- Стабилизация психоэмоционального состояния.

- Формирование у ребенка навыков социально приемлемых форм поведения.

Мой ласковый и нежный зверь - Упражнение «Приветствие».

- Рассматривание картины «Домашние животные».

- Игра-имитация «Кто как говорит».

- Беседа «Какие животные живут у нас дома».

- Игра «Раздувайся пузырь».

- Учебно-игровое упражнение «Накорми животных».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши».

- Сплочение детского коллектива.

- Развитие зрительного восприятия.

- Развитие мышления.

- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).

- Развитие внимания и памяти.

- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Детки в клетке - Упражнение «Приветствие».

- Рассматривание картины «Звери в лесу».

- Отгадывание загадок.

- Игра «Мишка косолапый».

- Чтение стихотворения «Детки в клетке».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.

- Развитие зрительного восприятия.

- Развитие мышления.

- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).

- Развитие внимания и памяти.

- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Нам птицы на крыльях весну принесли - Упражнение «Приветствие».

- Рассматривание картин «Птицы».

- Игра «Вороны».

- Игра-имитация «Кто как кричит».

- Подвижная игра «Летает – не летает».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.

- Развитие зрительного восприятия.

- Развитие мышления.

- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).

- Развитие внимания и памяти.

- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Нам птицы на крыльях весну принесли - Упражнение «Приветствие».

- Рассматривание картин «Птицы».

- Игра «Вороны».

- Игра-имитация «Кто как кричит».

- Подвижная игра «Летает – не летает».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.

- Развитие зрительного восприятия.

- Развитие мышления.

- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).

- Развитие внимания и памяти.

- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Я знаю, я умею, я могу - Упражнение «Приветствие».

- Игра-имитация «К нам приехали друзья».

- Творческая игра «Украсим наш мячик».

- Подвижная игра «Воздушный бал».

- Песенка-игра «Если весело живется».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Развивать эмпатию детей.

- Продолжать учить детей взаимодействовать и сотрудничать друг с другом.

- Развивать у детей навыки общения.

- Расширить поведенческий репертуар и словарный запас детей.

II Младшая группа

Тема занятия Содержание Цель

Сказка в гости к нам пришла - Упражнение «Приветствие».

- Рассказывание сказки «Репка».

- Учебно-игровое упражнение «Сосчитай фигуры».

- Учебно-игровое упражнение «Большое – маленькое».

- Учебно-игровое упражнение «Разложи фигуры по образцу».

- Театрализация «Репка».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Развитие зрительного восприятия.

- Закрепление навыков счета.

- Развитие мышления и воображения.

- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

- Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.

- Развитие мелкой моторики.

- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Петух и краски - Упражнение «Приветствие».

- Игра-имитация «Петух и краски».

- Учебно-игровое упражнение «Разложи карандаши по стаканчикам».

- Игра «Большие ноги».

- Учебно-игровое упражнение «Большое – маленькое».

- Учебно-игровое упражнение «Раскрась петушка по образцу».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Развитие зрительного восприятия.

- Закрепление навыков счета.

- Развитие мышления и воображения.

- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

- Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.

- Развитие мелкой моторики.

- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Сказка в гости к нам пришла - Упражнение «Приветствие».

- Учебно-игровое упражнение «Сосчитай фигуры».

- Учебно-игровое упражнение «Большое – маленькое».

- Рассказывание сказки «Три медведя».

- Учебно-игровое упражнение «Разложи предметы по размеру».

- Подвижная игра «Мишутка».

- Учебно-игровое упражнение «Какой предмет лишний?».

- Учебно-игровое упражнение «Продолжи ряд».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Развитие зрительного восприятия.

- Закрепление навыков счета.

- Развитие мышления и воображения.

- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

- Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Воспитание нравственно-волевых качеств.

- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Кто где живет - Упражнение «Приветствие».

- Учебно-игровое упражнение «Кто где живет?».

- Учебно-игровое упражнение «Проводи животных домой».

- Игра «Зеркало».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Развитие внимания и восприятия.

- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Домашние и дикие животные», совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

- Развитие мелкой моторики.

- Развитие умения согласовывать свои действия с действиями взрослого.

- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Мое имя - Упражнение «Приветствие».

- Игра – упражнение «Скажи как я».

- Игра – имитация «Имена».

- Игра «Ласковые слова».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Способствовать сплочению детского коллектива.

- Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени.

- Учить детей обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей.

- Развивать эмпатию и навыки общения.

Мои умные помощники - Упражнение «Приветствие».

- Игра-имитация «Послушай и угадай».

- Подвижная игра «Снежинки».

- Дидактическая игра «Свой цвет узнай».

- Игра-упражнение «Что в мешочке».

- Этюд «Снежинки».

- Рисование на тему «Снежинки».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Учить детей понимать и ценить роль наших «умных помощников» - органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения.

- Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

Мои любимые сказки - Упражнение «Приветствие».

- Игра-имитация «Путешествие в сказочный лес».

- Игра-упражнение «Колобок».

- Рассказы детей «Моя любимая сказка».

- Игра-имитация «Лесная зверобика».

- Ритуал прощая «До свидания, старый лес!». - Учить детей определять свои предпочтения по отношению к сказкам и сказочным героям.

- Развивать творческое воображение ребенка, способствовать освоению образных движений.

Мои игрушки - Упражнение «Приветствие».

- Игра-упражнение «Возьми игрушку».

- Упражнение «Назови любимую игрушку».

- Игра-упражнение «Куклы».

- Игра-упражнение «Отгадай, что в мешочке».

- Рисование на тему «Игрушки».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Учить детей определять свои предпочтения по отношению к игрушкам.

- Развивать познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям, которые приводят к построению обязательного образа воспринимаемой формы.

Мое настроение - Упражнение «Приветствие».

- Упражнение «Зеркало».

- Подвижная игра «Веселый мячик».

- Игра-имитация «Прогулка по лесу».

- Этюд «Король Боровик».

- Подвижная игра «Развеселим дедушку».

- Игра-упражнение «Волшебный мешок».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Дать детям знания о некоторых базовых эмоциях (радость, грусть, злость).

- Учить детей изображать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты).

- Помочь детям осознать свои некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций.

Плохо быть одному - Упражнение «Приветствие».

- Чтение рассказа «Поезд Я. Тайца.

- Игра «Ау, ау».

- Игра-упражнение «Передай другому».

- Подвижная игра «Ищу друга».

Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Учить детей устанавливать и поддерживать социальные контакты.

- Учить детей ориентироваться на партнера, обращаться к нему с высказываниями и вопросами.

- Учить детей поддерживать короткий диалог.

- Способствовать плавному переходу от игры «рядом» к игре «вместе».

Говорим руками и телом - Упражнение «Приветствие».

- Подвижная игра «Веселый хоровод».

- Творческая игра «Живая картинка».

- Игра-имитация «Мы обезьянки».

- Творческая игра «Подарки».

- Этюд «До свидания!». - Дать детям начальные знания о культуре жеста.

- Учить детей воспроизводить выразительные движения и позы.

- Учить детей изображать с помощью движений различные предметы.

- Развивать у детей творческое воображение.

Украсим елочку - Упражнение «Приветствие».

- Беседа «Что такое Новый год».

- Игра «Хоровод».

- Рисование «Украсим елочку».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.

- Развитие зрительного восприятия.

- Развитие мышления.

- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).

- Развитие внимания и памяти.

- Развитие мелкой моторики.

- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Зимний лес - Упражнение «Приветствие».

- Рассматривание картины «Зимний лес».

- Разгадывание загадок.

- Игра «Зайчата и волк».

- Учебно-игровое упражнение «Найди различия».

- Учебно-игровое упражнение «Соедини точки».

- Учебно-игровое упражнение «Четвертый лишний».

- Подвижная игра «Один, два, три».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Развитие слухового и зрительного восприятия.

- Развитие речи и мышления.

- Развитие внимания и наблюдательности.

- Развитие зрительной памяти.

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Зимние забавы - Упражнение «Приветствие».

- Рассматривание картины «Зимние забавы».

- Беседа «Приметы зимы».

- Беседа «Зимние забавы».

- Игра-имитация «Изобрази игрушку».

- Подвижная игра «Паровоз».

- Учебно-игровое упражнение «Солдатики».

- Игра «Лохматый пес».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Развитие слухового и зрительного восприятия.

- Развитие речи и мышления.

- Развитие внимания и наблюдательности.

- Развитие зрительной памяти.

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Совершенствование невербальных средств общения.

- Воспитание нравственно-волевых качеств.

Мальчики и девочки - Упражнение «Приветствие».

- Упражнение «Найди различия».

- Дидактическая игра «Мальчик и девочка».

- Творческая игра «Подружки».

- Игра-имитация «Надуй мяч».

- Дидактическая игра «Кому что подарим?».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и поведению.

- Учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

- Развивать навыки общения мальчиков и девочек.

Я в детском саду - Упражнение «Приветствие».

- Рассказывание произведения Р. Зерновой «Как Антон полюбил ходить в детский сад».

- Игра-упражнение «Утреннее приветствие».

- Игра-имитация «Лесная зарядка».

- Упражнение «Качели».

- Подвижная игра «Веселый танец».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Создать положительный эмоциональный климат в группе.

- Развивать навыки общения.

- Вырабатывать навыки социального поведения и совместных действий.

- Способствовать профилактике социальной дезадаптации.

Все начинается с мамы - Упражнение «Приветствие».

- Подвижная игра «Идем к маме».

- Дидактическая игра «Наша мама».

- Рисование на тему «Цветочек для мамы».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к маме.

- Учить детей выражать внимание и сочувствие по отношению к маме.

- Учить понимать эмоциональные состояния на примере мамы.

Дружная семья - Упражнение «Приветствие».

- Пальчиковый театр «Семья».

- Подвижная игра «Карусели».

- Игра-упражнение «Ласковый мелок».

- Дидактическая игра «Портрет семьи».

- Пальчиковая игра «Моя семья».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Учить детей проявлять чуткое, ласковое отношение к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке.

- Формировать у детей интерес к своей семье и учить делиться с ними своими впечатлениями.

- Развивать у детей стремление и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением.

Маленький помощник - Упражнение «Приветствие».

- Беседа «Маленький помощник».

- Дидактическая игра «Маленький помощник».

- Подвижная игра «Кенгуру».

- Творческая игра «Волшебные превращения веревочки».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Учить детей радовать своих родных и близких добрыми делами и хорошими поступками.

- Воспитывать у детей желание оказывать окружающим людям посильную помощь.

- Способствовать продуктивному общению в процессе совместной деятельности.

Секрет волшебных слов - Упражнение «Приветствие».

- Беседа «Вежливые слова».

- Игра-занятие «Волшебные слова».

- Игра-упражнение «Выполни задание».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Формировать у детей навыки культурного поведения, учить употреблять в речи вежливые слова («спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания», «извините»).

- Учить детей видеть недостатки в своем поведении и их исправлять.

- Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Мы поссоримся и помиримся - Упражнение «Приветствие».

- Дидактическая игра-беседа «Умей извиняться».

- Упражнение «Просим извинения».

- Подвижная игра «Гнездышко».

- Подвижная игра «Нам не тесно».

- Игра «Хоровод друзей».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Учить детей понимать некоторые причины возникновения ссор и находить правильный выход из конфликтных ситуаций.

- Учить детей пользоваться общими вещами и игрушками, уступать друг другу и считаться друг с другом, уместно употреблять различные формы извинения.

- Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.

Давай поговорим - Упражнение «Приветствие».

- Игра – упражнение «Потерянное словечко».

- Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит».

- Беседа «Как вести себя во время разговора».

- Творческая игра «Мир без тебя».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Познакомить детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.

- Учить детей вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, употреблять различные обращения и использовать разнообразные средства выразительности.

Что такое «хорошо, и что такое «плохо» - Упражнение «Приветствие».

- Беседа «Хорошо и плохо».

- Игра-драматизация «Узнай себя».

- Этюд «Упрямые козлики».

- Игра-упражнение «Я принес тебе подарок».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках.

- Учить детей правильно оценивать собственное поведение и поведение других, видеть положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений.

- Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, доброта, уступчивость и умение сопереживать и сочувствовать другим людям.

Урок общения - Упражнение «Приветствие».

- Игра-имитация «Путешествие друзей».

- Творческая игра «Украсим наш мячик».

- Подвижная игра «Воздушный бал».

- Подвижная игра «Самолет летит по небу».

- Песенка-игра «Если весело живется».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Развивать эмпатию детей.

- Продолжать учить детей взаимодействовать и сотрудничать друг с другом.

- Развивать у детей навыки общения.

- Расширить творческий репертуар и словарный запас детей.

Средняя группа

Тема занятия Содержание Цель

Осень золотая - Упражнение «Приветствие».

- Беседа «Осенние приметы».

- Учебно-игровое упражнение «Осенние листики».

- Заучивание стихотворения «Как у нашего кота».

- Учебно-дидактическое упражнение «Что изменилось?».

- Составление рассказа по картинкам «Озорной котенок».

- Игра «Зевака».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Развитие слухового и зрительного восприятия.

- Развитие внимания и наблюдательности.

- Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

- Развитие памяти.

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Сказка в гости к нам пришла - Упражнение «Приветствие».

- Игра-упражнение «Колобок».

- Учебно-игровое упражнение «Сосчитай грибы».

- Учебно-игровое упражнение «Придумай окончание сказки».

- Игра «Зеваки».

- Учебно-игровое упражнение «Найди и раскрась двух одинаковых колобков».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Развитие зрительного восприятия.

- Совершенствование навыков счета.

- Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

- Развитие внимания и памяти.

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Тайна моего имени - Упражнение «Приветствие».

- Игра «Паровозик с именем».

- Игра «Поем имя».

- Игра «Колокольчик».

- Игра «Потерялся мальчик».

- Игра «Соседи».

- Игра «Ветер шепчет имя».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени.

- Учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.

Автопортрет - Упражнение «Приветствие».

- Упражнение «Выбери картинку».

- Игра «Дотронься до…».

- Игра «Мишка и кукла».

- Рисунок «Живая рука».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Учить детей различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол).

Мой любимый сказочный герой - Упражнение «Приветствие».

- Игра «Колобок».

- Игра-упражнение «Сказочные зайцы».

- Игра «Хоровод сказочных героев».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Способствовать самовыражению ребенка.

- Учить его средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Мы так похожи, но все-таки мы такие разные - Упражнение «Приветствие».

- Игра «Клубочек».

- Упражнение «Чем я похож на соседа справа».

- Игра «Обезьянки».

- Игра «Люблю – не люблю».

- Игра «Дотронься до…».

- Игра «Что не так».

- Игра «Превращения».

- Игра «Волшебник».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Обеспечивать профилактику социальной дезадаптации детей.

- Формировать чувство принадлежности к группе.

- Помогать ребенку почувствовать себя более уверенно.

- Учить различать индивидуальные особенности детей в группе.

- Сравнивать свой вкус со вкусами других.

Язык жестов и движений - Упражнение «Приветствие».

- Игра «Покажи руками».

- Игра «Походки».

- Игра «Игрушки».

- Игра «Расскажи стихи руками».

- Игра «Расскажи сказку без слов».

- Этюд «Это я! Это мое!».

- Этюд «Тише!».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.

Давайте жить дружно - Упражнение «Приветствие».

- Упражнение «Назови соседа ласково».

- Игра «Поезд».

- Игра «Котенок».

- Игра «Передай мячик».

- Игра «Рукавички».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Формировать чувство принадлежности к группе.

- Помогать каждому ребенку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении.

Мальчики и девочки - Упражнение «Приветствие».

- Игра «Мальчик или девочка».

- Игра «Знакомство».

- Игра «Цветы и пчелки».

- Игра «Наши прически».

- Игра «Надень и попляши».

- Этюд «Игрушки».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Учить детей понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении.

- Развивать навык общения мальчиков с девочками.

Мой ласковый и нежный зверь - Упражнение «Приветствие».

- Игра «Хоровод».

- Игра «мама и детеныш».

- Игра «Повстречались».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Дать детям знания о том, чем человек отличается от животных.

- Учить изображать животных, используя различные выразительные средства.

- Учить детей общаться с животными.

Общение с животным - Упражнение «Приветствие».

- Чтение сказки «Маша и медведь».

- Беседа «Злой медведь».

- Упражнение «Разминка».

- Игра «У медведя во бору».

- Беседа «Добрый медведь».

- Упражнение «Доброе слово медведю».

- Игра «Шел медведь по лесу».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Способствовать адекватному ролевому развитию детей, то есть обучать детей принимать роли, адекватные новым ситуациям и развивать творчество.

- Оптимизировать общение со сверстниками.

- Способствовать снижению страха перед животными.

Украсим елочку - Упражнение «Приветствие».

- Беседа «Что такое Новый год».

- Игра «Хоровод».

- Рисование «Украсим елочку».

- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.

- Развитие зрительного восприятия.

- Развитие мышления.

- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).

- Развитие внимания и памяти.

- Развитие мелкой моторики.

- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Зимний лес - Упражнение «Приветствие».

- Беседа «Зимние приметы».

- Рассматривание картины «Зимний лес».

- Учебно-игровое упражнение «Вспомни, кто где спрятался».

- Подвижная игра «Широкий и узкий ров».

- Учебно-игровое упражнение «Запомни и нарисуй фигуры».

- Учебно-игровое упражнение «Солдатики».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Развитие слухового и зрительного восприятия.

- Развитие внимания и памяти.

- Развитие речи и мышления.

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Прятки – загадки - Ритуал «Приветствие».

- Игра-разминка «Бой шарфами».

- Беседа с детьми.

- Упражнение «Загадки».

- Игра «Море волнуется».

- Игра «Театр загадок».

- Упражнение «Мои ощущения».

- Релаксационное упражнение.

- Ритуал прощания. - Расширение опыта детей в понимании и выражении эмоций.

- Вызвать чувство доверия, безопасности.

- Снижение психоэмоцинального напряжения, побуждение к управлению своими действиями.

- Учить высказываться о пережитом.

- Учить ориентироваться в рисуночных и схематических изображениях эмоций: радость, злость, страх, грусть.

- Тренировать детей в выражении заданных эмоциональных состояний с помощью мимики и позы; профилактика ролевой регидности.

- Учить детей по мимике и пантомимике различать эмоциональные состояния других, тренировать детей в выражении с помощью мимики и пантомимики задуманных эмоциональных состояний.

- Расширить опыт детей в установлении связи между восприятием сенсорной информации и сопровождающими ее эмоциями.

- Помочь ребенку почувствовать себя более защищенными среди сверстников.

С кем я живу - Упражнение «Приветствие».

- Беседа «С кем ты живешь?».

- Игра-беседа «Кто мы?».

- Подвижная игра «Карусели».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Вызвать у детей интерес к собственной личности.

- Дать детям представление о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук, брат и т. п.).

- Показать отличие конкретного человека от других людей (по имени, возрасту, полу и др.).

- Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

- Учить выражать внимание к маминой заботе обо всех членах семьи.

Правила домашнего этикета - Упражнение «Приветствие».

- Игра-драматизация «Медвежонок – невежа».

- Этюд «Любящие родители».

- Игра «Найди свою маму».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Учить детей ценить хорошее отношение и получать радость об общения со своими близкими.

- Создавать положительное эмоциональное настроение у детей.

Все начинается с мамы - Упражнение «Приветствие».

- Беседа «Мамина красота».

- Этюд «Маме улыбаемся».

- Игра «Найди свою маму».

- Рисунок «Подарок для милой мамы».

- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

- Учить выражать внимание к маминой заботе обо всех членах семьи.

Хозяин совей радости - Ритуал «Приветствие».

- Упражнение «Выбор человечка».

- Упражнение-разминка «Корчим рожи и кривляемся».

- Беседа с детьми.

- Упражнение «Зеркало».

- Иг

Публикации по теме:

Самоанализ создания условий для развития социальной уверенности у детейСамоанализ создания условий для развития социальной уверенности у детей амоанализ создания условий для развития социальной уверенности у детей старшей логопедической группы «Фантазеры» Дети нашей группы имеют.

Ура! Мы — победители.Ура! Мы — победители. В Своих блогах девочки часто пишут о победах в том или ином конкурсе. Хочу тоже поделиться с вами радостью. В этом году наш МБДОУ "Центр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста в условиях деткого сада
Опубликовано: 11 ноября 2012 в 13:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста в условиях деткого сада» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Гашкова (УИ 14365) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД