Юлия Гашкова
Система работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста в условиях деткого сада
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
МДОБУ «Детский сад № 7 «Искорка» комбинированного вида» г. Волхов.
Педагог – психолог Гашкова Ю. В.
Цель: ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей, повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
Публикация «Система работы по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста в условиях деткого сада» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Задачи:
• формировать чувство принадлежности к группе;
• формировать позитивное отношение к своему «я» и к сверстникам;
• способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
• способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
• развивать навыки социального поведения;
• помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
• развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию;
• создавать условия для распознавания и принятия детьми своих эмоций;
• обучить детей демонстрации эмоциональных состояний с помощью различных выразительных средств;
• создать предпосылки для формирования саморегуляции эмоциональных состояний;
• учить установлению связи между событием и эмоцией;
• учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
• воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;
• вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
• корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения;
• развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения;
• развивать психические функции, мелкую моторику рук;
• формирование потребности родителей в психологических занятиях через просвещение и систему индивидуальных консультаций.
Моя система работы по социально-эмоциональному развитию состоит из 120 занятий и рассчитана на 5 лет (I младшая, II младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы) по 24 занятия в год.
Занятия во всех возрастных группах проводятся небольшими подгруппами (7 – 9 человек, которые формируются в зависимости от возраста, поведенческих отклонений и уровня социально-эмоционального развития.
Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе обучаться по этой программе. Занятия с подгруппой детей проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет от 10 до 40 минут (в зависимости от возраста детей). Они проводятся в кабинете педагога-психолога, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.
При работе с детьми в данном направлении делается акцент на развитие следующих умений :
• умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;
• умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и так далее);
• умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
На занятиях работа идет параллельно по четырем основным направлениям:
Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавать свои и чужие достоинства.
Инструментальное направление требует формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, то есть формирования личностной рефлексии.
Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.
Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
В занятиях используются следующие методические средства:
1) Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую регидность – неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность – неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности – неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.
2) Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:
• принятие своего имени;
• принятие своих качеств характера;
• принятие своего прошлого, настоящего, будущего.
3) Коммуникативные игры:
• игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;
• игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
• игры, обучающие умению сотрудничать.
4) Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
5) Игры, направленные на развитие воображения : вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
6) Задания с использованием «терапевтических» метафор. Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи».
7) Релаксационные методы – использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники.
8) Использование эмоционально-символических методов. Эта группа методов базируется на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращению символов или образов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личной интеграции.
Рассмотрим основные преимущества используемых методов при развитии основ произвольности психической регуляции у детей дошкольного возраста.
1. Игры-драматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы, чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент этой триады. Чтобы ход общей игры не прерывался, все упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов – одно из условий игр. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, то есть обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.
2. Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. В последовательности психогимнастических упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкновения с предметами, сопровождаемых попеременно мышечным расслаблением и напряжением. Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
3. Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции. Игровое и психологическое содержание этих упражнений призвано решать следующие задачи:
• фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
• подражательно воспроизводить чужие эмоции, фиксируя мышечные ощущения;
• анализировать и словесно описывать мышечные ощущения при проявленных эмоциях;
• повторно воспроизводить эмоции, контролируя ощущения.
4. Коммуникативные упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального взаимодействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты – пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.
5. Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие, связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.
6. Психомышечная тренировка нацелена на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, улучшение самочувствия и настроения, закрепление положительных эмоций, стимулирующих и упорядочивающих психическую и физическую активность детей, приводящих в равновесие их эмоциональное состояние.
7. Элементы психологического тренинга позволяют воссоздать и проиграть реальную ситуацию, окружающую ребенка, а также найти выход из нее как с положительным, так и с отрицательным результатом. В данном случае ребенок наглядно может убедиться в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений. Причем ребенок сам может повлиять на исход ситуации, выбирая для себя наиболее подходящий.
Содержание коррекционной работы по развитию социально-эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
1. Комфортная организация режимных моментов.
2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:
• оздоровительно-профилактической гимнастикой;
• физкультминуток;
• спортивных игр;
• подвижных игр (в том числе народных);
• игровых заданий и упражнений;
• досугов.
3. Игротерапия:
• сюжетно-ролевые игры;
• игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
• коммуникативные игры;
• дидактические игры.
4. Арттерапия:
• рисование;
• ритмопластика;
• танец;
• музыкально-ритмические движения.
5. Занятия-образы, игры-драматизации; сказкотерапия.
6. Психогимнастика:
• этюды;
• мимика;
• пантомимика.
7. Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка.
8. Посещение комнаты психологической разгрузки.
9. Задания, направленные на:
• организацию совместной деятельности;
• составление рассказов;
• организацию театрализованных игр и тому подобное.
10. Использование наглядных пособий:
• фотографий;
• рисунков;
• схем;
• символов;
• графических изображений.
При проведении занятий мы всегда придерживаемся основных правил работы с детьми :
1. Ребенок должен добровольно участвовать в обсуждении и в играх на занятиях. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять в этом участие. Заставляя, можно вызвать в ребенке чувство протеста, негативизма, в этом случае эффекта от занятия ожидать не стоит.
2. Взрослый должен стать непосредственным участником игр и обсуждений. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в процесс занятия. Он становится как бы центром притяжения. В то же время взрослый организовывает и направляет ход занятия. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли – участника и организатора.
3. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Надо дать ребенку возможность проявить, выразить себя, не загонять его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, надо помочь ему выразить все это.
В курсе развития социально-эмоциональной сферы можно выделить три фазы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.
Первая фаза включает объединение детей в подгруппы. Большинство приемов, используемые во время этой фазы, обеспечивают создание доброй, безопасной обстановки, где участники чувствуют взаимопонимание, поддержку, желание заниматься друг с другом.
Вторая фаза осуществляет основную коррекционную и обучающую задачу. Используются игровые, а также неигровые приемы, такие как психогимнастика, элементы сказкотерапии, изобразительная деятельность, обсуждение и проигрывание предложенных ситуаций.
Третья фаза включает закрепление полученных знаний и навыков. Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствует взаимопониманию участников, рефлексии, эмпатии и контролю своего поведения.
Занятия состоят из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Часть I. Вводная.
Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия.
Часть II. Рабочая.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию социально-эмоциональной и познавательной сфер ребенка.
Основные процедуры:
• элементы сказкотерапии с импровизацией;
• элементы психогимнастики;
• игры на развитие коммуникации;
• игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
• рисование и так далее.
Часть III. Завершающая.
Основной целью этой части является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основные процедуры – проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.
Поскольку занятия предполагают работу с маленькими детьми, то необходимо постоянно следить за тем, чтобы все его участники были включены в работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:
• упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);
• дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);
• мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
• двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию).
Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.
Тематический план занятий педагога – психолога МДОБУ «Детский сад № 7 «Искорка» комбинированного вида» г. Волхов.
I Младшая группа.
Раздел Темы занятий Время проведения
Я познаю мир
Я и Я
Я и другие дети
Я и моя семья
Я и животные
Итоговое «Знакомство»
«Осень наступила»
«Веселые зайчата»
«Непослушные мячики»
«Королева Кисточка»
«Круглое – не круглое»
«Сказка в гости к нам пришла»
«Волшебные фигуры»
«Зимние забавы»
«Кукла в гости к нам пришла»
«Мои умные помощники»
«Украсим елочку»
«Я хочу, я могу»
«Мальчики и девочки»
«Я в детском саду»
«Дружная семья»
«Все начинается с мамы»
«Ласковое солнышко»
«Мышата»
«Мой ласковый и нежный зверь»
«Детки в клетке»
«Нам птицы на крыльях весну принесли»
«Нам птицы на крыльях весну принесли» (продолжение)
«Я знаю, я умею, я могу» 1-я неделя октября
2-я неделя октября
3-я неделя октября
4-я неделя октября
1-я неделя ноября
2-я неделя ноября
3-я неделя ноября
4-я неделя ноября
1-я неделя декабря
2-я неделя декабря
3-я неделя декабря
4-я неделя декабря
1-я неделя февраля
2-я неделя февраля
3-я неделя февраля
4-я неделя февраля
1-я неделя марта
2-я неделя марта
3-я неделя марта
4-я неделя марта
1-я неделя апреля
2-я неделя апреля
3-я неделя апреля
4-я неделя апреля
II Младшая группа.
Раздел Темы занятий Время проведения
Я познаю мир
Я и Я
Я и другие дети
Я познаю мир
Я и другие дети (продолжение)
Я и взрослые
Я и культура общения
Итоговое «Сказка в гости к нам пришла»
«Петух и краски»
«Сказка в гости к нам пришла»
«Кто где живет»
«Мое имя»
«Мои умные помощники»
«Мои любимые сказки»
«Мои игрушки»
«Мое настроение»
«Плохо быть одному»
«Говорим руками и телом»
«Украсим елочку»
«Зимний лес»
«Зимние забавы»
«Мальчики и девочки»
«Я в детском саду»
«Все начинается с мамы»
«Дружная семья»
«Маленький помощник»
«Секрет волшебных слов»
«Мы поссоримся и помиримся»
«Давай поговорим»
«Что такое «хорошо», и что такое «плохо»
«Урок общения» 1-я неделя октября
2-я неделя октября
3-я неделя октября
4-я неделя октября
1-я неделя ноября
2-я неделя ноября
3-я неделя ноября
4-я неделя ноября
1-я неделя декабря
2-я неделя декабря
3-я неделя декабря
4-я неделя декабря
1-я неделя февраля
2-я неделя февраля
3-я неделя февраля
4-я неделя февраля
1-я неделя марта
2-я неделя марта
3-я неделя марта
4-я неделя марта
1-я неделя апреля
2-я неделя апреля
3-я неделя апреля
4-я неделя апреля
Средняя группа.
Раздел Темы занятий Время проведения
Я познаю мир
Я и Я
Я и другие
Я и животные
Я и моя семья
Я и мои эмоции
Итоговое «Осень золотая»
«Сказка в гости к нам пришла»
«Тайна моего имени»
«Автопортрет»
«Мой любимый сказочный герой»
«Мы так похожи, но все-таки мы такие разные»
«Язык жестов и движений»
«Давайте жить дружно»
«Мальчики и девочки»
«Мой ласковый и нежный зверь»
«Общение с животными»
«Украсим елочку»
«Зимний лес»
«Прятки – загадки»
«С кем я живу»
«Правила домашнего этикета»
«Все начинается с мамы»
«Хозяин своей радости»
«Хозяин своей грусти»
«Хозяин своей злости»
«Хозяин своего страха»
«Хозяин своего стыда»
«Хозяин своей гордости»
«Путешествие в сказку» 1-я неделя октября
2-я неделя октября
3-я неделя октября
4-я неделя октября
1-я неделя ноября
2-я неделя ноября
3-я неделя ноября
4-я неделя ноября
1-я неделя декабря
2-я неделя декабря
3-я неделя декабря
4-я неделя декабря
1-я неделя февраля
2-я неделя февраля
3-я неделя февраля
4-я неделя февраля
1-я неделя марта
2-я неделя марта
3-я неделя марта
4-я неделя марта
1-я неделя апреля
2-я неделя апреля
3-я неделя апреля
4-я неделя апреля
Старшая группа.
Раздел Темы занятий Время проведения
Я познаю мир
Я и Я
Я и другие
Я и животные
Я и мои эмоции
Я и моя семья
Я и мои эмоции
Итоговое «Маша и медведь»
«Вороны»
«Автопортрет»
«Путешествие на сказочную планету»
«Мой внутренний мир»
«Мы так похожи, но все таки мы такие разные»
«Язык жестов и движений»
«Мальчики и девочки»
«Давайте жить дружно»
«Мой ласковый и нежный зверь»
«Общение с животными»
«Украсим елочку»
«Радость»
«Горе»
«Страх»
«Гнев»
«Мама – надежный помощник»
«Удивление»
«Робость»
«Обида»
«Стыд»
«Вина»
«Интерес»
«Я знаю, я умею, я могу» 1-я неделя октября
2-я неделя октября
3-я неделя октября
4-я неделя октября
1-я неделя ноября
2-я неделя ноября
3-я неделя ноября
4-я неделя ноября
1-я неделя декабря
2-я неделя декабря
3-я неделя декабря
4-я неделя декабря
1-я неделя февраля
2-я неделя февраля
3-я неделя февраля
4-я неделя февраля
1-я неделя марта
2-я неделя марта
3-я неделя марта
4-я неделя марта
1-я неделя апреля
2-я неделя апреля
3-я неделя апреля
4-я неделя апреля
Подготовительная к школе группа.
Раздел Темы занятий Время проведения
Я и Я
Я и другие
Я и мои эмоции
Я и моя семья
Я и мои эмоции (продолжение)
Итоговое «Кто я такой»
«О бабушках и дедушках»
«Красота лица и души»
«Какой я без взрослых»
«Учусь оценивать себя»
«Учусь мечтать»
«Мы готовимся к школе»
«Давайте жить дружно»
«Легко ли быть справедливым?»
«Зачем нужен друг»
«Новенький (скоро в школу)»
«Украсим елочку»
«Радость»
«Удивление»
«Страх»
«Гнев»
«Самый дорогой человек»
«Горе»
«Интерес»
«Наши эмоции»
«Привычки хорошие и плохие»
«Достаточно ли мы воспитаны?»
«Здравствуйте!»
«Я знаю, я умею, я могу» 1-я неделя октября
2-я неделя октября
3-я неделя октября
4-я неделя октября
1-я неделя ноября
2-я неделя ноября
3-я неделя ноября
4-я неделя ноября
1-я неделя декабря
2-я неделя декабря
3-я неделя декабря
4-я неделя декабря
1-я неделя февраля
2-я неделя февраля
3-я неделя февраля
4-я неделя февраля
1-я неделя марта
2-я неделя марта
3-я неделя марта
4-я неделя марта
1-я неделя апреля
2-я неделя апреля
3-я неделя апреля
4-я неделя апреля
Содержание занятий.
I Младшая группа
Тема занятия Содержание Цель
Знакомство - Упражнение «Приветствие».
- Игра – упражнение «Скажи как я».
- Игра – имитация «Имена».
- Игра «Ласковые слова».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Способствовать сплочению детского коллектива.
- Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени.
- Учить детей обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей.
- Развивать эмпатию и навыки общения.
Осень наступила - Упражнение «Приветствие».
- Рассматривание картины «Осень».
- Беседа «Осень наступила».
- Игра «Кузнечик».
- Релаксация «Листики осенние».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие мышления.
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).
- Развитие внимания и памяти.
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Веселые зайчата - Ритуал приветствия «Дай ладошечку, моя крошечка».
- Расслабляющее упражнение «Как у наших зайчиков».
- Учебно-игровое упражнение «Непослушные кубики».
- Релаксация «Мы немного поиграли».
- Учебно-игровое упражнение «Собери кубики».
- Релаксация «Посидим немножко».
- Игра с правилами «Построй дорожку для зайчика».
Релаксация «Маленькие ножки».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Настроить детей на предстоящее занятие, погрузить в атмосферу событий.
- Снятие физического и психологического напряжения.
- Снятие у детей излишней агрессивности.
- Знакомство детей с социально приемлемыми способами выражения агрессии.
- Регуляция процессов возбуждения и торможения.
- Формирование произвольного поведения.
- Стабилизация психоэмоционального состояния.
- Формирование у ребенка навыков социально приемлемых форм поведения.
Непослушные мячики - Ритуал приветствия «Дай ладошечку, моя крошечка».
- Расслабляющее упражнение «Тише, мяч».
- Учебно-игровое упражнение «Непослушные мячики».
- Релаксация «Мячики устали».
- Учебно-игровое упражнение «Мячики в воде».
- Релаксация «Высушим мячики».
- Игра с правилами «Попади мячом в корзину».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Настроить детей на предстоящее занятие, погрузить в атмосферу событий.
- Снятие физического и психологического напряжения.
- Снятие у детей излишней агрессивности.
- Знакомство детей с социально приемлемыми способами выражения агрессии.
- Регуляция процессов возбуждения и торможения.
- Формирование произвольного поведения.
- Стабилизация психоэмоционального состояния.
- Формирование у ребенка навыков социально приемлемых форм поведения.
Королева Кисточка - Ритуал приветствия «Дай ладошечку, моя крошечка».
- Расслабляющее упражнение «Разбудим пальчики».
- Учебно-игровое упражнение «Рисуем пальчиками».
- Релаксация «Вытрем пальчики».
- Учебно-игровое упражнение «Уберемся на столе».
- Релаксация «Музыканты».
- Игра с правилами «Нарисуем рельсы».
- Релаксация «Паровозик».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Настроить детей на предстоящее занятие, погрузить в атмосферу событий.
- Снятие физического и психологического напряжения.
- Снятие у детей излишней агрессивности.
- Знакомство детей с социально приемлемыми способами выражения агрессии.
- Регуляция процессов возбуждения и торможения.
- Формирование произвольного поведения.
- Стабилизация психоэмоционального состояния.
- Формирование у ребенка навыков социально приемлемых форм поведения.
Круглое – не круглое - Упражнение «Приветствие».
- Учебно-игровое упражнение «Найди круглые предметы».
- Учебно-игровое упражнение «Волшебные кружки».
- Релаксация «Доброе животное».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие мышления.
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).
- Развитие внимания и памяти.
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Сказка в гости к нам пришла - Упражнение «Приветствие».
- Учебно-игровое упражнение «Герои какой сказки спрятались в домике?»
- Учебно-игровое упражнение «Вспомним сказку «Курочка Ряба».
- Игра «Раздувайся пузырь».
- Игра с правилами «Построй домик».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие мышления, навыков конструирования по образцу.
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Волшебные фигуры - Упражнение «Приветствие».
- Учебно-игровое упражнение «Найди квадратные предметы».
- Учено-игровое упражнение «Найди треугольные предметы».
- Учебно-игровое упражнение «Волшебные фигуры».
- Игра «Вороны».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие мышления.
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).
- Развитие внимания и памяти.
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Зимние забавы - Упражнение «Приветствие».
- Рассматривание картины «Зима».
- Беседа «Зима пришла».
- Рассматривание картины «Зимние забавы».
- Игра «Один, два, три».
- Рисование «Снеговик».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие мышления.
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).
- Развитие внимания и памяти.
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Кукла в гости к нам пришла - Упражнение «Приветствие».
- Игра «Где же, где же наши ручки».
- Рассматривание куклы.
- Упражнение «Отражение в зеркале».
- Игра «Дотронься до…»
- Упражнение «Ребенок и кукла».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста.
- Развивать у детей умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека.
- Учить детей выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия – куклы.
Мои умные помощники - Упражнение «Приветствие».
- Игра-имитация «Послушай и угадай».
- Подвижная игра «Снежинки».
- Дидактическая игра «Свой цвет узнай».
- Игра-упражнение «Что в мешочке».
- Этюд «Снежинки».
- Рисование на тему «Снежинки».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Учить детей понимать и ценить роль наших «умных помощников» - органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения.
- Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.
Украсим елочку - Упражнение «Приветствие».
- Беседа «Что такое Новый год».
- Игра «Хоровод».
- Рисование «Украсим елочку».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие мышления.
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие мелкой моторики.
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Я хочу, я могу - Упражнение «Приветствие».
- Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка».
- Подвижная игра «Карусели».
- Этюд «Зайчики».
- Игра-имитация «Умная головка».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Развивать у детей способность оценивать свои желания.
- Учить детей управлять своим поведением и способствовать формированию волевых качеств личности.
- Воспитывать в детях способность сдерживать себя, а также оценивать выполнение игровых правил.
- Развивать познавательную активность детей.
Мальчики и девочки - Упражнение «Приветствие».
- Упражнение «Найди отличия».
- Дидактическая игра «Мальчик и девочка».
- Игра-имитация «Надуй мяч».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и поведению.
- Учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
- Развивать навыки общения мальчиков и девочек.
Я в детском саду - Упражнение «Приветствие».
- Игра-имитация «Лесная зарядка».
- Игра-упражнение «Утреннее приветствие».
- Упражнение «Качели».
- Подвижная игра «Веселый танец».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Создать положительный эмоциональный климат в группе.
- Развивать навыки общения.
- Вырабатывать навыки социального поведения и совместных действий.
- Способствовать профилактике социальной дезадаптации.
Дружная семья - Упражнение «Приветствие».
- Пальчиковый театр «Семья».
- Подвижная игра «Карусели».
- Игра-упражнение «Ласковый мелок».
- Пальчиковая игра «Моя семья».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Учить детей проявлять чуткое, ласковое отношение к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке.
- Формировать у детей интерес к своей семье и учить делиться с ними своими впечатлениями.
- Развивать у детей стремление и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением.
Все начинается с мамы - Упражнение «Приветствие».
- Подвижная игра «Идем к маме».
- Дидактическая игра «Наша мама».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к маме.
- Учить детей выражать внимание и сочувствие по отношению к маме.
- Учить понимать эмоциональные состояния на примере мамы.
Ласковое солнышко - Ритуал приветствия «Дай ладошечку, моя крошечка».
- Расслабляющее упражнение «Ласковые лучики».
- Учебно-игровое упражнение «Солнечные зайчики».
- Релаксация «Давайте отдохнем».
- Учебно-игровое упражнение «Лепим солнечных зайчиков из пластилина».
- Релаксация «Разгладь листочек».
- Игра с правилами «Преврати солнечного зайчика в солнышко».
- Релаксация «Пальчик о пальчик».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Настроить детей на предстоящее занятие, погрузить в атмосферу событий.
- Снятие физического и психологического напряжения.
- Снятие у детей излишней агрессивности.
- Знакомство детей с социально приемлемыми способами выражения агрессии.
- Регуляция процессов возбуждения и торможения.
- Формирование произвольного поведения.
- Стабилизация психоэмоционального состояния.
- Формирование у ребенка навыков социально приемлемых форм поведения.
Мышата - Ритуал приветствия «Дай ладошечку, моя крошечка».
- Расслабляющее упражнение «Превращаемся в мышат».
- Учебно-игровое упражнение «Непослушные мышата».
- Релаксация «Скачут мышки-шалунишки».
- Учебно-игровое упражнение «Музыкальные инструменты».
- Релаксация «Музыканты».
- Игра с правилами «Оркестр».
- Релаксация «Семья мышат».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Настроить детей на предстоящее занятие, погрузить в атмосферу событий.
- Снятие физического и психологического напряжения.
- Снятие у детей излишней агрессивности.
- Знакомство детей с социально приемлемыми способами выражения агрессии.
- Регуляция процессов возбуждения и торможения.
- Формирование произвольного поведения.
- Стабилизация психоэмоционального состояния.
- Формирование у ребенка навыков социально приемлемых форм поведения.
Мой ласковый и нежный зверь - Упражнение «Приветствие».
- Рассматривание картины «Домашние животные».
- Игра-имитация «Кто как говорит».
- Беседа «Какие животные живут у нас дома».
- Игра «Раздувайся пузырь».
- Учебно-игровое упражнение «Накорми животных».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши».
- Сплочение детского коллектива.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие мышления.
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).
- Развитие внимания и памяти.
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Детки в клетке - Упражнение «Приветствие».
- Рассматривание картины «Звери в лесу».
- Отгадывание загадок.
- Игра «Мишка косолапый».
- Чтение стихотворения «Детки в клетке».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие мышления.
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).
- Развитие внимания и памяти.
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Нам птицы на крыльях весну принесли - Упражнение «Приветствие».
- Рассматривание картин «Птицы».
- Игра «Вороны».
- Игра-имитация «Кто как кричит».
- Подвижная игра «Летает – не летает».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие мышления.
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).
- Развитие внимания и памяти.
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Нам птицы на крыльях весну принесли - Упражнение «Приветствие».
- Рассматривание картин «Птицы».
- Игра «Вороны».
- Игра-имитация «Кто как кричит».
- Подвижная игра «Летает – не летает».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие мышления.
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).
- Развитие внимания и памяти.
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Я знаю, я умею, я могу - Упражнение «Приветствие».
- Игра-имитация «К нам приехали друзья».
- Творческая игра «Украсим наш мячик».
- Подвижная игра «Воздушный бал».
- Песенка-игра «Если весело живется».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Развивать эмпатию детей.
- Продолжать учить детей взаимодействовать и сотрудничать друг с другом.
- Развивать у детей навыки общения.
- Расширить поведенческий репертуар и словарный запас детей.
II Младшая группа
Тема занятия Содержание Цель
Сказка в гости к нам пришла - Упражнение «Приветствие».
- Рассказывание сказки «Репка».
- Учебно-игровое упражнение «Сосчитай фигуры».
- Учебно-игровое упражнение «Большое – маленькое».
- Учебно-игровое упражнение «Разложи фигуры по образцу».
- Театрализация «Репка».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Развитие зрительного восприятия.
- Закрепление навыков счета.
- Развитие мышления и воображения.
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).
- Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.
- Развитие мелкой моторики.
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Петух и краски - Упражнение «Приветствие».
- Игра-имитация «Петух и краски».
- Учебно-игровое упражнение «Разложи карандаши по стаканчикам».
- Игра «Большие ноги».
- Учебно-игровое упражнение «Большое – маленькое».
- Учебно-игровое упражнение «Раскрась петушка по образцу».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Развитие зрительного восприятия.
- Закрепление навыков счета.
- Развитие мышления и воображения.
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).
- Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.
- Развитие мелкой моторики.
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Сказка в гости к нам пришла - Упражнение «Приветствие».
- Учебно-игровое упражнение «Сосчитай фигуры».
- Учебно-игровое упражнение «Большое – маленькое».
- Рассказывание сказки «Три медведя».
- Учебно-игровое упражнение «Разложи предметы по размеру».
- Подвижная игра «Мишутка».
- Учебно-игровое упражнение «Какой предмет лишний?».
- Учебно-игровое упражнение «Продолжи ряд».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Развитие зрительного восприятия.
- Закрепление навыков счета.
- Развитие мышления и воображения.
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).
- Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Воспитание нравственно-волевых качеств.
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Кто где живет - Упражнение «Приветствие».
- Учебно-игровое упражнение «Кто где живет?».
- Учебно-игровое упражнение «Проводи животных домой».
- Игра «Зеркало».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Развитие внимания и восприятия.
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Домашние и дикие животные», совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие умения согласовывать свои действия с действиями взрослого.
- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Мое имя - Упражнение «Приветствие».
- Игра – упражнение «Скажи как я».
- Игра – имитация «Имена».
- Игра «Ласковые слова».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Способствовать сплочению детского коллектива.
- Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени.
- Учить детей обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей.
- Развивать эмпатию и навыки общения.
Мои умные помощники - Упражнение «Приветствие».
- Игра-имитация «Послушай и угадай».
- Подвижная игра «Снежинки».
- Дидактическая игра «Свой цвет узнай».
- Игра-упражнение «Что в мешочке».
- Этюд «Снежинки».
- Рисование на тему «Снежинки».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Учить детей понимать и ценить роль наших «умных помощников» - органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения.
- Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.
Мои любимые сказки - Упражнение «Приветствие».
- Игра-имитация «Путешествие в сказочный лес».
- Игра-упражнение «Колобок».
- Рассказы детей «Моя любимая сказка».
- Игра-имитация «Лесная зверобика».
- Ритуал прощая «До свидания, старый лес!». - Учить детей определять свои предпочтения по отношению к сказкам и сказочным героям.
- Развивать творческое воображение ребенка, способствовать освоению образных движений.
Мои игрушки - Упражнение «Приветствие».
- Игра-упражнение «Возьми игрушку».
- Упражнение «Назови любимую игрушку».
- Игра-упражнение «Куклы».
- Игра-упражнение «Отгадай, что в мешочке».
- Рисование на тему «Игрушки».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Учить детей определять свои предпочтения по отношению к игрушкам.
- Развивать познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям, которые приводят к построению обязательного образа воспринимаемой формы.
Мое настроение - Упражнение «Приветствие».
- Упражнение «Зеркало».
- Подвижная игра «Веселый мячик».
- Игра-имитация «Прогулка по лесу».
- Этюд «Король Боровик».
- Подвижная игра «Развеселим дедушку».
- Игра-упражнение «Волшебный мешок».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Дать детям знания о некоторых базовых эмоциях (радость, грусть, злость).
- Учить детей изображать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты).
- Помочь детям осознать свои некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций.
Плохо быть одному - Упражнение «Приветствие».
- Чтение рассказа «Поезд Я. Тайца.
- Игра «Ау, ау».
- Игра-упражнение «Передай другому».
- Подвижная игра «Ищу друга».
Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Учить детей устанавливать и поддерживать социальные контакты.
- Учить детей ориентироваться на партнера, обращаться к нему с высказываниями и вопросами.
- Учить детей поддерживать короткий диалог.
- Способствовать плавному переходу от игры «рядом» к игре «вместе».
Говорим руками и телом - Упражнение «Приветствие».
- Подвижная игра «Веселый хоровод».
- Творческая игра «Живая картинка».
- Игра-имитация «Мы обезьянки».
- Творческая игра «Подарки».
- Этюд «До свидания!». - Дать детям начальные знания о культуре жеста.
- Учить детей воспроизводить выразительные движения и позы.
- Учить детей изображать с помощью движений различные предметы.
- Развивать у детей творческое воображение.
Украсим елочку - Упражнение «Приветствие».
- Беседа «Что такое Новый год».
- Игра «Хоровод».
- Рисование «Украсим елочку».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие мышления.
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие мелкой моторики.
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Зимний лес - Упражнение «Приветствие».
- Рассматривание картины «Зимний лес».
- Разгадывание загадок.
- Игра «Зайчата и волк».
- Учебно-игровое упражнение «Найди различия».
- Учебно-игровое упражнение «Соедини точки».
- Учебно-игровое упражнение «Четвертый лишний».
- Подвижная игра «Один, два, три».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Развитие слухового и зрительного восприятия.
- Развитие речи и мышления.
- Развитие внимания и наблюдательности.
- Развитие зрительной памяти.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Зимние забавы - Упражнение «Приветствие».
- Рассматривание картины «Зимние забавы».
- Беседа «Приметы зимы».
- Беседа «Зимние забавы».
- Игра-имитация «Изобрази игрушку».
- Подвижная игра «Паровоз».
- Учебно-игровое упражнение «Солдатики».
- Игра «Лохматый пес».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Развитие слухового и зрительного восприятия.
- Развитие речи и мышления.
- Развитие внимания и наблюдательности.
- Развитие зрительной памяти.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Совершенствование невербальных средств общения.
- Воспитание нравственно-волевых качеств.
Мальчики и девочки - Упражнение «Приветствие».
- Упражнение «Найди различия».
- Дидактическая игра «Мальчик и девочка».
- Творческая игра «Подружки».
- Игра-имитация «Надуй мяч».
- Дидактическая игра «Кому что подарим?».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и поведению.
- Учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
- Развивать навыки общения мальчиков и девочек.
Я в детском саду - Упражнение «Приветствие».
- Рассказывание произведения Р. Зерновой «Как Антон полюбил ходить в детский сад».
- Игра-упражнение «Утреннее приветствие».
- Игра-имитация «Лесная зарядка».
- Упражнение «Качели».
- Подвижная игра «Веселый танец».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Создать положительный эмоциональный климат в группе.
- Развивать навыки общения.
- Вырабатывать навыки социального поведения и совместных действий.
- Способствовать профилактике социальной дезадаптации.
Все начинается с мамы - Упражнение «Приветствие».
- Подвижная игра «Идем к маме».
- Дидактическая игра «Наша мама».
- Рисование на тему «Цветочек для мамы».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к маме.
- Учить детей выражать внимание и сочувствие по отношению к маме.
- Учить понимать эмоциональные состояния на примере мамы.
Дружная семья - Упражнение «Приветствие».
- Пальчиковый театр «Семья».
- Подвижная игра «Карусели».
- Игра-упражнение «Ласковый мелок».
- Дидактическая игра «Портрет семьи».
- Пальчиковая игра «Моя семья».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Учить детей проявлять чуткое, ласковое отношение к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке.
- Формировать у детей интерес к своей семье и учить делиться с ними своими впечатлениями.
- Развивать у детей стремление и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением.
Маленький помощник - Упражнение «Приветствие».
- Беседа «Маленький помощник».
- Дидактическая игра «Маленький помощник».
- Подвижная игра «Кенгуру».
- Творческая игра «Волшебные превращения веревочки».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Учить детей радовать своих родных и близких добрыми делами и хорошими поступками.
- Воспитывать у детей желание оказывать окружающим людям посильную помощь.
- Способствовать продуктивному общению в процессе совместной деятельности.
Секрет волшебных слов - Упражнение «Приветствие».
- Беседа «Вежливые слова».
- Игра-занятие «Волшебные слова».
- Игра-упражнение «Выполни задание».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Формировать у детей навыки культурного поведения, учить употреблять в речи вежливые слова («спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания», «извините»).
- Учить детей видеть недостатки в своем поведении и их исправлять.
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Мы поссоримся и помиримся - Упражнение «Приветствие».
- Дидактическая игра-беседа «Умей извиняться».
- Упражнение «Просим извинения».
- Подвижная игра «Гнездышко».
- Подвижная игра «Нам не тесно».
- Игра «Хоровод друзей».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Учить детей понимать некоторые причины возникновения ссор и находить правильный выход из конфликтных ситуаций.
- Учить детей пользоваться общими вещами и игрушками, уступать друг другу и считаться друг с другом, уместно употреблять различные формы извинения.
- Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.
Давай поговорим - Упражнение «Приветствие».
- Игра – упражнение «Потерянное словечко».
- Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит».
- Беседа «Как вести себя во время разговора».
- Творческая игра «Мир без тебя».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Познакомить детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.
- Учить детей вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, употреблять различные обращения и использовать разнообразные средства выразительности.
Что такое «хорошо, и что такое «плохо» - Упражнение «Приветствие».
- Беседа «Хорошо и плохо».
- Игра-драматизация «Узнай себя».
- Этюд «Упрямые козлики».
- Игра-упражнение «Я принес тебе подарок».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках.
- Учить детей правильно оценивать собственное поведение и поведение других, видеть положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений.
- Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, доброта, уступчивость и умение сопереживать и сочувствовать другим людям.
Урок общения - Упражнение «Приветствие».
- Игра-имитация «Путешествие друзей».
- Творческая игра «Украсим наш мячик».
- Подвижная игра «Воздушный бал».
- Подвижная игра «Самолет летит по небу».
- Песенка-игра «Если весело живется».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Развивать эмпатию детей.
- Продолжать учить детей взаимодействовать и сотрудничать друг с другом.
- Развивать у детей навыки общения.
- Расширить творческий репертуар и словарный запас детей.
Средняя группа
Тема занятия Содержание Цель
Осень золотая - Упражнение «Приветствие».
- Беседа «Осенние приметы».
- Учебно-игровое упражнение «Осенние листики».
- Заучивание стихотворения «Как у нашего кота».
- Учебно-дидактическое упражнение «Что изменилось?».
- Составление рассказа по картинкам «Озорной котенок».
- Игра «Зевака».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Развитие слухового и зрительного восприятия.
- Развитие внимания и наблюдательности.
- Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
- Развитие памяти.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Сказка в гости к нам пришла - Упражнение «Приветствие».
- Игра-упражнение «Колобок».
- Учебно-игровое упражнение «Сосчитай грибы».
- Учебно-игровое упражнение «Придумай окончание сказки».
- Игра «Зеваки».
- Учебно-игровое упражнение «Найди и раскрась двух одинаковых колобков».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Развитие зрительного восприятия.
- Совершенствование навыков счета.
- Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Тайна моего имени - Упражнение «Приветствие».
- Игра «Паровозик с именем».
- Игра «Поем имя».
- Игра «Колокольчик».
- Игра «Потерялся мальчик».
- Игра «Соседи».
- Игра «Ветер шепчет имя».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени.
- Учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.
Автопортрет - Упражнение «Приветствие».
- Упражнение «Выбери картинку».
- Игра «Дотронься до…».
- Игра «Мишка и кукла».
- Рисунок «Живая рука».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Учить детей различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол).
Мой любимый сказочный герой - Упражнение «Приветствие».
- Игра «Колобок».
- Игра-упражнение «Сказочные зайцы».
- Игра «Хоровод сказочных героев».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Способствовать самовыражению ребенка.
- Учить его средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.
Мы так похожи, но все-таки мы такие разные - Упражнение «Приветствие».
- Игра «Клубочек».
- Упражнение «Чем я похож на соседа справа».
- Игра «Обезьянки».
- Игра «Люблю – не люблю».
- Игра «Дотронься до…».
- Игра «Что не так».
- Игра «Превращения».
- Игра «Волшебник».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Обеспечивать профилактику социальной дезадаптации детей.
- Формировать чувство принадлежности к группе.
- Помогать ребенку почувствовать себя более уверенно.
- Учить различать индивидуальные особенности детей в группе.
- Сравнивать свой вкус со вкусами других.
Язык жестов и движений - Упражнение «Приветствие».
- Игра «Покажи руками».
- Игра «Походки».
- Игра «Игрушки».
- Игра «Расскажи стихи руками».
- Игра «Расскажи сказку без слов».
- Этюд «Это я! Это мое!».
- Этюд «Тише!».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.
Давайте жить дружно - Упражнение «Приветствие».
- Упражнение «Назови соседа ласково».
- Игра «Поезд».
- Игра «Котенок».
- Игра «Передай мячик».
- Игра «Рукавички».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Формировать чувство принадлежности к группе.
- Помогать каждому ребенку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении.
Мальчики и девочки - Упражнение «Приветствие».
- Игра «Мальчик или девочка».
- Игра «Знакомство».
- Игра «Цветы и пчелки».
- Игра «Наши прически».
- Игра «Надень и попляши».
- Этюд «Игрушки».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Учить детей понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении.
- Развивать навык общения мальчиков с девочками.
Мой ласковый и нежный зверь - Упражнение «Приветствие».
- Игра «Хоровод».
- Игра «мама и детеныш».
- Игра «Повстречались».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Дать детям знания о том, чем человек отличается от животных.
- Учить изображать животных, используя различные выразительные средства.
- Учить детей общаться с животными.
Общение с животным - Упражнение «Приветствие».
- Чтение сказки «Маша и медведь».
- Беседа «Злой медведь».
- Упражнение «Разминка».
- Игра «У медведя во бору».
- Беседа «Добрый медведь».
- Упражнение «Доброе слово медведю».
- Игра «Шел медведь по лесу».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Способствовать адекватному ролевому развитию детей, то есть обучать детей принимать роли, адекватные новым ситуациям и развивать творчество.
- Оптимизировать общение со сверстниками.
- Способствовать снижению страха перед животными.
Украсим елочку - Упражнение «Приветствие».
- Беседа «Что такое Новый год».
- Игра «Хоровод».
- Рисование «Украсим елочку».
- Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши». - Сплочение детского коллектива.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие мышления.
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие мелкой моторики.
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Зимний лес - Упражнение «Приветствие».
- Беседа «Зимние приметы».
- Рассматривание картины «Зимний лес».
- Учебно-игровое упражнение «Вспомни, кто где спрятался».
- Подвижная игра «Широкий и узкий ров».
- Учебно-игровое упражнение «Запомни и нарисуй фигуры».
- Учебно-игровое упражнение «Солдатики».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Развитие слухового и зрительного восприятия.
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие речи и мышления.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Прятки – загадки - Ритуал «Приветствие».
- Игра-разминка «Бой шарфами».
- Беседа с детьми.
- Упражнение «Загадки».
- Игра «Море волнуется».
- Игра «Театр загадок».
- Упражнение «Мои ощущения».
- Релаксационное упражнение.
- Ритуал прощания. - Расширение опыта детей в понимании и выражении эмоций.
- Вызвать чувство доверия, безопасности.
- Снижение психоэмоцинального напряжения, побуждение к управлению своими действиями.
- Учить высказываться о пережитом.
- Учить ориентироваться в рисуночных и схематических изображениях эмоций: радость, злость, страх, грусть.
- Тренировать детей в выражении заданных эмоциональных состояний с помощью мимики и позы; профилактика ролевой регидности.
- Учить детей по мимике и пантомимике различать эмоциональные состояния других, тренировать детей в выражении с помощью мимики и пантомимики задуманных эмоциональных состояний.
- Расширить опыт детей в установлении связи между восприятием сенсорной информации и сопровождающими ее эмоциями.
- Помочь ребенку почувствовать себя более защищенными среди сверстников.
С кем я живу - Упражнение «Приветствие».
- Беседа «С кем ты живешь?».
- Игра-беседа «Кто мы?».
- Подвижная игра «Карусели».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Вызвать у детей интерес к собственной личности.
- Дать детям представление о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук, брат и т. п.).
- Показать отличие конкретного человека от других людей (по имени, возрасту, полу и др.).
- Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.
- Учить выражать внимание к маминой заботе обо всех членах семьи.
Правила домашнего этикета - Упражнение «Приветствие».
- Игра-драматизация «Медвежонок – невежа».
- Этюд «Любящие родители».
- Игра «Найди свою маму».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Учить детей ценить хорошее отношение и получать радость об общения со своими близкими.
- Создавать положительное эмоциональное настроение у детей.
Все начинается с мамы - Упражнение «Приветствие».
- Беседа «Мамина красота».
- Этюд «Маме улыбаемся».
- Игра «Найди свою маму».
- Рисунок «Подарок для милой мамы».
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки». - Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.
- Учить выражать внимание к маминой заботе обо всех членах семьи.
Хозяин совей радости - Ритуал «Приветствие».
- Упражнение «Выбор человечка».
- Упражнение-разминка «Корчим рожи и кривляемся».
- Беседа с детьми.
- Упражнение «Зеркало».
- Иг