Папки-передвижки

Система работы по этнокультурному воспитанию в ДОУ

Хисамова
Система работы по этнокультурному воспитанию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Современная система образования, вырастающая из культурно-исторических традиций народов России должна развиваться в многомерном пространстве этнической, национально-территориальной, общероссийской и мировой культуры.

Ключевые слова: этнокультурное воспитание, комната фольклора, региональный компонент, патриотизм, проект, народная культура.

Публикация «Система работы по этнокультурному воспитанию в ДОУ» размещена в разделах

В наши дни этнокультурное воспитание переживает непростой период. Постепенно оно перерастает в общественно значимую область знаний о человеке и его культуре. Живя рядом с уникальными историческими местами, иногда соприкасаясь с обычаями, традициями, культурой того или иного народа, мы в должной мере не интересуемся ими. И редко кто склонен проявить к этому интерес. Но, как известно, только зная прошлое родного края, зная традиции и обычаи людей которые нас окружают, можно творить будущее [2, c. 101].

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное – педагог должен быть патриотом своей Родины.

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нашим педагогам помогает традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно-прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление. Окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского наро-да[3, c.56].

В детском саду оборудована «Комната фольклора», где разместились предметы домашней утвари: у печи – ухват, кочерга; на полках – предметы народного прикладного искусства; сундук с одеждой, прялка, чугунный утюг, веретено, люлька и многое другое. Гордость нашего музея – русский самовар.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой.

Как жили люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам народной культуры родного края, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру разных народностей в ДОУ началась работа над трехгодовым проектом «Мир, в котором мы живем».

В 2014-2015 учебном году велась работа над совместным проектом «Путешествие по родному краю» по формированию патриотических чувств путем приобщения к национальной культуре.

Взяв одну из годовых задач ДОУ по формированию основ патриотизма при ознакомлении детей с родным краем, а так же для систематизации знаний детей о людях различных национальностей, воспитатели знакомили детей с устным и декоративно-прикладным народным творчеством, художественной литературой разных народов, их живописью, музыкой и предметами быта - народными играми, народными игрушками и национальными куклами, национальным костюмом.

В группах обновили народные уголки с целью знакомства с бытом, традициями народов Поволжья, выпустили стенгазеты «Прогулка по городу» в средней группе, «Один день в парке» в 1 младшей группе, в старших – «Прогулка по Йошкар-Оле» и «Город, в котором я живу».

Закончился проект познавательным праздником-развлечением для всех детей «Люблю тебя, мой край родной».

В 2015-2016 учебном году мы решили расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине, дать детям общее представление о Поволжских республиках, познакомить с обычаями и традициями, с народным творчеством и продолжили работу над совместным проектом «Поволжские просторы». Цель проекта – помочь воспитателям ДОУ раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих район Поволжья: русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т. д., их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.

Продолжив совместные проекты, воспитатели с детьми разучивали песни, рассказывали детям о народах Поволжья, их быте, культуре, читали стихи, сказки, играли в различные национальные игры. Пополнили народные уголки материалом «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья», «Национальный костюм народов Поволжья», «Национальный орнамент», «Сказки поволжских народов», «Пословицы и поговорки народов Поволжья», «Игры народов Поволжья»; создали галерею детского творчества; оформили стенд фотографиями, отражающих работу по проекту.

Проведен познавательный праздник-развлечение «Путешествие по Волге», чем и закончился проект.

В 2016-2017 учебном году продолжилась работа над проектом «Дружат дети всей Земли», где мы познакомили детей с национальными и культурными особенностями людей разных стран. Цель проекта: формировать и углублять знания воспитанников о культуре, традициях, фольклоре, национальных костюмах народов Мира.

Педагоги знакомили детей с национальными особенностями разных народов: их обычаями, культурами, совершаем так называемые путешествия по России, Белоруссии, Японии, Китаю, Индии, Южной и Северной Америке, Австралии. В ходе таких путешествий дети получают информацию о традиционном национальном костюме страны: деталях, материалах, техниках изготовления, способах украшения. Знакомятся дети и с национальными народными инструментами.

В конце ноября 2017 года у нас состоялся заключительный этап проекта ДОУ «Мир, в котором мы живем», проведен праздник для детей и родителей «Со сказкой по миру».

Одним из важных звеньев поликультурного образования у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляем через подготовку детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок. Предлагаем вниманию родителей папки-передвижки, консультации в соответствии с тематической неделей. Активно привлекаем родителей к организации фотовыставок, к изготовлению костюмов, в которых отражены региональные особенности культуры.

В результате проведенной работы и на основании мониторинга, можно сделать следующие выводы: данный проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской, марийской, мордовской, татарской и чувашской культуре и культуре народов мира. Это нашло свое отражение в детских рассказах, рисунках и поделках; дети с большим уважением стали относиться к членам своей семьи, к сверстникам; повысилась познавательная активность детей; толерантное отношение к другим народностям, повысился уровень активности родителей к жизни детского сада.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле[1].

Список литературы

1. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Н. Ф. Андреева // Управление ДОУ. 2005. №1. С.

2. Джуринский, А. Н. Этнокультурное воспитание в современном мире / А. Н. Джуринский. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 310с.

3. Софронова, Т. И. В мир национального искусства: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Т. И. Софронова, В. А. Шабалкина. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд., 2007. – 112с

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Система работы педагогов над темами самообразования Система работы педагогов над темами самообразованияОдним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации.

Система работы по ОО «Познавательное развитие» через нетрадиционное рисование Система работы по ОО «Познавательное развитие» через нетрадиционное рисование на учебный год для воспитанников 2 младшей группы. Система.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Система работы воспитателя по составлению календарного плана Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня мы познакомим вас с тем, как воспитатели нашего детского сада «Улыбка» пишут календарный план: на примере.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по этнокультурному воспитанию в ДОУ
Опубликовано: 23 сентября 2021 в 15:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по этнокультурному воспитанию в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Хисамова (УИ 2748727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД