Литвиненко Юлия Викторовна
Система работы в ДОУ по воспитанию у детей экологической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы в ДОУ по воспитанию у детей
МАДОУ «Березка» организует работу по воспитанию у детей экологической культуры в соответствии с общеобразовательной программой ДОУ, включающей в себя парциальную программу Николаевой «Юный эколог». За три года работы с детьми в этом направлении в ДОУ сложилась определенная система работы.
Публикация «Система работы в ДОУ по воспитанию у детей экологической культуры» размещена в разделах
Целью этой работы явилось необходимость создания оптимальных условий в ДОУ для воспитания у детей экологической культуры, в комплексе используя развивающую среду ДОУ в полном объеме.
Задачи:
1. Обогащение знаний детей по воспитанию экологической культуры.
2. Обогащение и использование РППС ДОУ в системе.
3. повышение компетентности педагогов и родителей по воспитанию экологической культуры у детей.
4. Создание системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей при формировании основ экологической культуры у дошкольников, через организацию экологических акций и праздников
Механизм реализации.
1. Проведение мониторинга развивающей среды, компетентности педагогов и родителей по воспитанию экологической культуры.
2. По результатам составление плана работы.
3. Практическая деятельность.
4. Анализ полученных результатов.
Создание и обогащение среды.
• Обогащение экологических комнат демонстрационным материалом (игрушками, плакатами, макетами, схемами, моделями). Использование комнаты «Животный мир» для временного содержания животных при проведении наблюдений за живым объектом. По договоренности с родителями объект приносится на один-два дня.
• Обогащение библиотеки художественной литературой о природе, составление рекомендованной литературы о природе в соответствии с возрастом детей для педагогов ДОУ.
• Оснащение лаборатории необходимым оборудованием (пробирки, подносы, пипетки, микроскопы, коллекции (семян, камней, листьев, гербарий, и т. д. Обогащение развивающей среды в группах в центрах природы.
• Создание в летний период экологической тропы на территории детского сада. Разбивка огорода, цветника, озеленение территории ДОУ.
Создание системы работы по воспитанию экологической культуры, с учетом экологических акций и праздников.
• Организуются экскурсии, целевые прогулки и походы в лес, к реке, до самой глубокой осени, во время которых детей педагоги учат понимать красоту природы, ощущать радость общения с ней, беречь и охранять её.
• Регулярно дети посещают комнаты экологии и лабораторию, где формируются экологические знания и навыки применения знаний в жизни. В работе используются множество экологических игр. Содержание игр разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, труд людей в различные времена года, вопросы охраны природы, здоровья, гигиены, взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Например: «Знаешь ли ты деревья?», «Домашние и дикие животные», «Назови детёнышей», «Зверь, птица, небылица» и другие.
• В каждой группе создан «Почемучкин портфель!», сколько вопросов приносят ребята, на которые их друзья и педагог должны ответить.
• Организуются в ДОУ выставки книг, выставки рисунков: «Зимующие птицы», «Береги природу», «Друзья природы», «Кто живёт в зимнем лесу».
• Организована проектная деятельность с детьми и родителями : «Осень -чудная пора», «В мире животных», «Водичка. Водичка…», «Планета-земля» и др.
• Проводятся экологические мероприятия: КВН, познавательные игры, экологические праздники, с учетом всероссийских праздников: «День лесника», «Синичкин день», «День заповедников и национальных парков России (знакомство с Красной книгой)», «Международный день птиц», «Всемирный день здоровья», «День экологических знаний», «День эколога».
• Проводятся экологические акции совместно с родителями и детьми: «Зеленая Россия», «Спасти и сохранить», всемирная акция «Очистим планету от мусора», «Посади дерево».
• Организуются ежегодные субботники по очистке территории ДОУ и вокруг нее, уборки леса и берегов реки Ингу-Ягун.
Повышение компетентности педагогов и взаимодействие с родителями.
• Повышение компетентности педагогов проходит путем консультирования, проведения деловых игр, а так же в рамках самообразования.
• Повышение компетентности родителей происходит на групповых собраниях, которые педагоги проводят в нетрадиционной форме: КВН, деловая игра, круглый стол, где родителей учат экологической культуре и как свои знания и умения передать детям.
• В ДОУ организуются выставки и конкурсы с участием родителей и детей: «Осенняя ваза», «Каждой пичужке, по кормушке», «В лесу родилась елочка», «Поделки из бросового материала», «Огород на подоконнике».
• Регулярно помещается информация на сайте ДОУ: новости о проведенных мероприятиях, объявление о приглашении участвовать в экологических акциях, консультации, игры и т. д.
Достигнутые результаты: среда в ДОУ экологической направленности отвечает всем требованиям ФГОС ДО, экологическая культура детей повысилась в среднем за год на 70%, налажен контакт по взаимодействию с родителями, они являются участниками практически каждого экологического мероприятия.
Используемая литература:
1. Николаева С. Н, Парциальная программа "Юный эколог" (3-7 лет) Мозаика-Синтез: Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" – 2014
2.. Масленникова О. М., Экологические проекты в детском садуИздатель - Учитель Серия - Образовательное пространство ДОУ
Год: 2015
3. Соломенникова Ольга, Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет Мозаика-Синтез: Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" – 2014