Олеся Лобыгина
Система взаимодействия ДОУ и семьи в вопросе здоровьесбережения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Публикация «Система взаимодействия ДОУ и семьи в вопросе здоровьесбережения дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги)
В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей. Направить на установление преемственных связей детского сада и родителей в вопросах здоровьесбережения и на повышение родительской компетентности в данных вопросах. Таким образом, чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьей.
Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но большая часть из них не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не соблюдают режим дня и питания. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей.
Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующиму:
- единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным
содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания;
- систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду;
- индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей;
- взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей должна включать :
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
- целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания, ортопедической гимнастики, корригирующей гимнастики, аутотренинги и психогимнастика, музотерапия, стретчинг и т. д.).
Целью нашей работы стало: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья.
Задачи:
- обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;
- оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;
- расширить спектр средств и способов работы с родителями.
В нашем детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий :
1. Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН.
2. Утренняя гимнастика.
3. Корригирующая гимнастика после сна.
4. Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей).
5. Ортопедическая гимнастика – для профилактики плоскостопия.
6. Правильная организация прогулок и их длительность.
7. Мытье прохладной водой ног.
8. Самомассаж
9. Диетотерапия (рациональное питание);
10. Неделя здоровья (2 раза в год). Три раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, которые проводит инструктор ФК, в том числе один раз (в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке). Кроме того, проводятся спортивные игры и соревнования, в том числе на свежем воздухе.
11. Применяем народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций.
12. Систематически проводится гимнастика для глаз с целью профилактики близорукости. Важная роль в рамках здоровьесберегающих программ отводится противоэпидемической работе и медицинскому контролю работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами.
13. С детьми проводится звуковая, артикуляционная гимнастики, логоритмика (с участием логопеда, музыкального руководителя).
Работа с родителями по внедрению здоровьесберегающих технологий жизни дошкольников будет эффективной, если она будет строиться на основе сотрудничества, методы работы с родителями будут способствовать их личной заинтересованности в её результатах. Для родителей разработаны:
1. Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе.
2. Информационный стенд медицинской сестры о медицинской профилактической работе с детьми ДОУ.
3. Приобщение родителей к участию в физкультурно - массовых мероприятиях (соревнования, спортивно – музыкальные праздники, дни и недели здоровья).
4. Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Были проведены спортивные мероприятия с родителями "Зимушка зима спортивная пора ", "Весёлые старты", «Приключения снеговика», «В гостях у солнышка» - эти мероприятия традиционно проводятся в нашем детском саду. Проводимые нами мероприятия позволили привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма. У родителей повысился интерес к вопросам ЗОЖ детей. Они стали чаще задавать вопросы по поводу питания и закаливающих процедур в домашних условиях. Изъявлять желание услышать рекомендации специалистов по укреплению здоровья детей.
Таким образом, для решения проблемы сохранения здоровья воспитанников в ДОУ необходимо создавать условия и определять содержание работы с родителями, при этом повышая теоретические и практические знания педагогов и родителей в процессе проведения совместных мероприятий, внедрения в практику новых форм работы. Только такая комплексная, целенаправленная и многокомпонентная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты. Родители отмечают, что у их детей формируются такие качества, как целеустремленность, выносливость, ответственность и самостоятельность. А это значит, что совместная работа детского сада и семьи воспитанников может дать реальные эффективные результаты.
Список литературы
1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2001
2. Глебова С. В. Детский сад – семья. Аспекты взаимодействия. Воронеж, 2007
3. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 60.
4. Осокина Г. И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни // Инструктор по физической культуре. 2008. № 1. С. 92-97.
5. Приложение к //Управление ДОУ "Работа с родителями в ДОУ"
6. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - №11. -С. 57.
7. Свирская Л. Работа с семьей. - М. : Линке - Пресс, 2007.