МААМ-картинки

Система занятий по формированию исследовательских умений у дошкольников «Такое непростое простое яичко»

Селезнева Надежда Владимировна
Система занятий по формированию исследовательских умений у дошкольников «Такое непростое простое яичко»

Вступление

.

Формирование познавательной активности и развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Опытно-поисковая и экспериментальная деятельность позволяет ребенку самостоятельно добывать знания, что значительно повышает эффективность их усвоения и практического применения.

Публикация «Система занятий по формированию исследовательских умений у дошкольников „Такое непростое простое яичко“» размещена в разделах

Основное достоинство экспериментирования заключается в том, что ребенок имеет возможность провести всесторонний анализ предмета или явления, выявить характер их взаимоотношений с другими объектами, средой обитания, другими факторами. Поисковые методы способствуют развитию важнейших психических процессов (память, мышление, воображение); тренируются такие важнейшие мыслительные операции, как анализ и синтез, стимулируется речевое развитие, развивается креативность мышления.

Цель работы:формирование познавательной и исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Занятие №1

Задачи:Расширять представления детей о курином яйце, полезных свойствах вареных, сырых яиц, яичной скорлупы. Научить детей определять опытным путем сырые и вареные яйца. Учить решать практические задачи

методом экспериментирования; расширить представления о действии различных жидкостей на плотность яичной скорлупы (о влиянии кислоты на кальций).

Оборудование:

Схема с изображением сырого яйца, таблица для записи наблюдений, 4 вареных куриных яйца, 4 сырых куриных яйца, 8 стеклянных, прозрачных банок с крышками, настольная электрическая лампа, 1 литр негазированной воды, 1 литр газированной воды (спрайт, сок из 20 лимонов, 1 литр 9% уксуса.

Ход работы

Ребята отгадайте русские народные загадки:

Нашел я шар, разбил его,

Увидел серебро и золото.

Избушка нова - жильца нет,

Жилец появится, изба развалится.

Совершенно верно, это яйцо. Давайте с вами внимательно рассмотрим на схеме строение яйца (работа со схемой).

Ребята, а вы любите кушать яйца, а какие блюда вам нравятся больше всего? Как вы считаете яйца - это полезная еда? Ну, конечно яйца вкусны и полезны. Куриное яйцо обеспечивает наш организм белком, необходимыми витаминами и аминокислотами. Вот, например, в вареных яйцах содержится большое количество витаминов и минералов (А, В2, В6, В12, Е, Д, К, железо, йод, кальций, натрий, магний, цинк, фолиевая кислота, фосфор, рибофлавин и др.) Яичные желтки являются богатейшим источником холина, который имеет важное значение для работы клеток головного мозга человека. У яиц много полезных свойств: повышают иммунитет, т. е. помогают организму бороться с заболеваниями, помогают сердцу хорошо работать, помогают глазам хорошо видеть.

Ребята, а сырые яйца также полезны? На самом деле, тоже очень полезны. Но, важно, чтобы сырые яйца были свежими, а скорлупа не имела повреждений. И перед употреблением их необходимо хорошо помыть. Сырые яйца содержат в своем составе только полезный холестерин. Этот полезный холестерин является отличной "смазкой" для клеток нашего организма, более того, он помогает очищать кровь.

Сырой белок можно использовать для лечения некоторых заболеваний, например, для лечения желудка. Также сырые яйца можно использовать для приготовления лекарственных средств помогающих бороться с кашлем. А если вспомнить знаменитый "гоголь-моголь" основным ингредиентом которого были полезнейшие сырые яйца, то им лечили даже больных туберкулезом. Обычный желток, смешанный с сахаром обладает массой полезных свойств, которые помогают справиться с заболеванием легких.

Некоторые оперные певцы также выпивают перед выступление несколько сырых яиц, за счет чего их голоса начинают лучше звучать.

Ребята, а как вы думаете, есть ли какие-то полезные вещества в скорлупе куриного яйца? Яичная скорлупа содержит массу полезных элементов: кальций, фтор, медь, железо, марганец, молибден, фосфор, сера, цинк, кремний и другие. А какое вещество делает скорлупу такой крепкой и прочной?

Это вещество называется кальций. Именно кальций делает зубы и кости человека крепкими и прочными.

Зубная паста одержит кальций, также многие витаминные и лекарственные препараты, но можно получать этот элемент из яичной скорлупы, просто высушив ее и смолов в кофемолке.

Но существуют вещества, которые разрушают кальций, эти вещества, попадая в организм человека, могут плохо влиять на кости и зубы. Хотите узнать, что это за вещества?

Для этого мы проведем эксперимент. Я подготовила яйца вареные и сырые, но перепутала где какие. Может кто-то знает способ как это определить?

Предложить детям два способа.

Способ 1.

Яйцо поднести к включенной настольной лампе. Сырое яйцо хорошо просвечивает, а вареное яйцо почти не просвечивает.

Способ 2.

Яйцо нужно раскрутить. Вареное яйцо крутится долго. Это связано с тем, что в вареном яйце желток и белок как бы слиты в одно целое - имеют одинаковую плотность и четко зафиксированы на месте. Поэтому яйцо и крутится как любой плотный предмет, например шарик.

В сыром яйце желток не закреплен в белке, поэтому при вращении, начинает двигаться в обратную сторону и центр все время смещается. Значит, желток является тормозом и мешает яйцу быстро вращаться.

Вот мы определили вареные и сырые яйца. Теперь их положим в стеклянные прозрачные банки и зальем различными жидкостями. Банки подпишем. У нас получилось 8 банок:

1. Вареное яйцо в воде.

2. Сырое яйцо в воде.

3. Вареное яйцо в газированной воде.

4. Сырое яйцо в газированной воде.

5. Вареное яйцо в лимонном соке.

6. Сырое яйцо в лимонном соке.

7. Вареное яйцо в уксусе.

8. Сырое яйцо в уксусе.

Банки поставим на окно и будем ежедневно наблюдать.

В течение недели мы с ребятами наблюдали, что происходит в банках, как меняется вид яиц, цвет и запах жидкостей. Делали фотографии, вносили заметки в таблицу наблюдений. Начиная с третьего дня эксперимента решили вытащить и рассмотреть яйца поближе, ведь скорлупа в банках с уксусом и лимонным соком начала разрушаться.

Проведенный опыт позволил нам сделать вывод: чем кислее жидкость, тем быстрее она растворяет кальций, содержащийся в яичной скорлупе. Быстрее разрушается скорлупа на сырых яйцах. Газированная вода, делает яичную скорлупу тонкой и хрупкой, значит она вредна для здоровья зубов.

Занятие №2

"Такие разные птицы"

Задачи:Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: собирать интересные фотографии и иллюстрации птиц, птичьих гнезд, птенцов, их описания, рассматривать их; находить способы получения ответов на возникающие в ходе работы вопросы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: Фотографии, иллюстрации птиц, птичьих гнезд, яичек, птенцов, аудиозапись голосов птиц.

Подготовка: Предложить детям организовать в группе фотовыставку птиц.

Ход работы:

Ребята, в нашей группе открыта фотовыставка птиц, все они такие разные, но в чем-то очень схожи.

Чем похожи все птицы? (у всех птиц тело покрыто перьями, есть голова, тело, крылья, хвост, клюв; все птицы откладывают яйца).

Ребята, давайте послушаем голоса некоторых птиц, будьте внимательны, возможно, вы узнаете чью-то песню.

Предложить ребятам рассказать о какой-то одной из представленных птиц (описание, чем питается, где обитает, как заботится о птенцах и пр.).

Скажите, каких домашних птиц вы знаете? Почему их называют домашними?

Птица была приручена человеком около 5 тысяч лет назад, было это очень давно. Но из большого разнообразия птиц одомашнить и приручить удалось только несколько видов.

Предложить детям отгадать загадки про домашних птиц: гуся, утку, петуха, индюка. Последней загадать загадку про страуса. В местах, где обитают страусы, их давно уже разводят как домашнюю птицу, а несколько лет назад страусов стали разводить и в России. Эти птицы хорошо переносят суровые русские зимы, хотя и происходят они из знойных мест. Также они хорошо размножаются в неволе. А яйца страуса - настоящий деликатес, они очень вкусны и полезны.

А какую известную сказку про домашнюю птицу, вы знаете? А почему дед и баба больше радовались простому яичку, а не золотому?

Спасибо, ребята, вы приготовили замечательные фотографии и рассказы о птицах. Я также приготовила для вас рассказ об одной удивительной птичке. Это - перепелка, одна из малых птиц куриного семейства; питается растительной пищей, ее яйца и мясо богаты витаминами и минералами, и поэтому очень полезные. А яйца перепелка несет совсем маленькие - посмотрите (дети рассматривают фотографии, яйца); можно предложить детям попробовать отварные перепелиные яйца.

Занятие №3

" Кто появится из яйца?"

Задачи: Расширить представления детей о многообразии животного мира. Показать видовое разнообразие рептилий (пресмыкающихся). Дать представления о внешнем виде животных, среде обитания, о появлении потомства на свет из яиц.

Оборудование: Иллюстрации с изображением рептилий (черепахи, ящерицы, крокодилы, змеи, древнейшие представители - динозавры, их яйцекладки.

Ход деятельности:

Ребята, археологам иногда удается отыскать вот такие окаменевшие яйца, скажите, как вы думаете, какому животному они могли принадлежать? (рассказ сопровождать показом иллюстраций).

Сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, и перенесемся вглубь веков, в эпоху, когда нашу землю населяли огромные ящеры - динозавры. Динозавры - представители древних пресмыкающихся, самые могучие существа, когда-либо населявшие планету, об этом свидетельствуют найденные останки этих животных.

Пресмыкающиеся пережили рассвет в эпоху мезозоя, когда они обитали на земле, в море, в воздухе. Но в конце мелового периода большая часть пресмыкающихся вымерла. И современные рептилии - лишь разрозненные останки ого мира.

Но и сегодня родственники динозавров восхищают и удивляют нас.

Предложить детям отгадать загадку про крокодила.

Всем известно об острых, больших зубах крокодила, мощных челюстях, которые даже одним разом перекусывают жертву, о его сильном хвосте, который сбивает с ног даже лошадь.

Этот зеленый зверь - одна из удивительных загадок природы. Почему?

Во-первых, ему очень и очень много лет. Он древнейшее живое существо на планете. И помнит даже динозавров!

Во-вторых, он такой тяжелый, неповоротливый, у него коротенькие ножки и маленькие лапки, а бегает он за своей жертвой, как настоящий спортсмен.

В-третьих, он может жить и на суше, и в воде. Долгими часами, он будет лежать в воде, не шевелясь, не сопя и не фыркая.

Страшный и злой, но такой внимательный. Мамаша заботливая никогда не даст в обиду своих малышей, крокодильчиков, которые вылупляются из яиц. Люди едят эти яйца. Да-да! Они очень вкусные и полезные.

Люди всегда хотели разгадать все загадки о крокодиле, поэтому посвящали ему интересные рассказы и стихи.

В стихотворении Корнея Ивановича Чуковского " Краденое солнце" крокодила обвиняют даже в том, что он солнышко проглотил. О крокодиле можно узнать из сказки о докторе Айболите и из рассказа Н. Носова "Фантазеры".

Показать фотографию яйцекладки змеи, спросить, как они думают, какому животному принадлежит эта кладка? Загадать загадку о змее.

Ребята, змеи тоже относятся к рептилиям и многие из них откладывают яйца, а некоторые виды змей "высиживают" своих детенышей обвиваясь плотным кольцом вокруг кладки.

Змеи опасные животные, но они почти ничего не видят, точнее, они видят тепловую оболочку вокруг живых объектов. И реагируют на вибрацию воздуха, при движении живых организмов.

Тело змеи очень гибкое, покрыто гладкими плотно прилегающими друг к другу чешуйками, позволяющими змее быстро передвигаться по любой поверхности, по траве или по песку.

Укус змеи может быть смертельно опасен для человека. Однако фармацевты, научились применять яд змей в медицине, и сегодня есть препараты, которые способны вылечить множество болезней.

Ребята, как вы думаете, кто может вылупиться из этого яйца (демонстрация фотографии яйца черепахи? Мы познакомимся с мамой этого детеныша.

Предложить детям отгадать загадку о черепахе.

Давайте рассмотрим черепаху:

Чем покрыта голова? (чешуей, шея вся в складках кожи).

Какие глаза? Для чего они? (маленькие, круглые, видеть).

Что с боку на голове? (слуховые отверстия).

Для чего? (слушать).

На что похож рот у черепахи? (на клюв, зубов нет, откус как рез ножницами).

Есть ли нос у черепахи? Для чего?

Что на лапах? (когти).

Зачем когти? (отталкиваться, рыть).

Есть ли хвост у черепахи?

Что защищает тело черепахи сверху и снизу? (панцирь - щит).

Какой панцирь? (форма, цвет, величина, поверхность).

В панцире два отверстия. Зачем? (в момент опасности прячет голову, лапы, хвост).

На что стала похожа? (на камень).

Про кого говорят :" Ползаешь как черепаха"? (про медлительных людей).

Почему она так медленно, тяжело, неуклюже двигается? (панцирь тяжелый).

Ребята, это степная черепаха. Как вы думаете, чем она питается (травянистыми растениями, сочными стеблями, цветами).

А когда степь покрыта снегом? (она спит, зарывшись в землю, она активна, когда тепло).

Вывод: мы узнали, что нашей планете есть большое количество животных, рептилий, которые откладывают яйца и высиживают потомство.

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Демонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представленийДемонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представлений Сегодня мне бы хотелось показать свой демонстрационный материал, который я использую на занятиях по формированию элементарных математических.

Игры по формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста «Узнай на ощупь» Задача: Упражнять в умении отгадывать детали конструктора на ощупь. Оборудование: 2 набора деталей конструктора, 2 мешочка.

Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольниковИспользование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Цель: познакомить участников с опытом проведения речевых игр, танцевальных движений, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Система занятий по рисованию животных на год в старшей группеСистема занятий по рисованию животных на год в старшей группе Великий французкий просветитель 18 века Дени Дидро говорил:"Страна, в которой учили бы рисовать, как учат читать и писать, вскоре превзошла.

Выставка «Яичко не простое, а расписное!»Выставка «Яичко не простое, а расписное!» Уважаемые коллеги! От всей души я поздравляю Вас со светлым праздником Пасхи! Пусть это светлое воскресенье станет для вас, вашей семьи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система занятий по формированию исследовательских умений у дошкольников «Такое непростое простое яичко»
Опубликовано: 18 октября 2021 в 18:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД