Евгения Модлина
Система занятий с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по сохранению и укреплению здоровья детей является главной в системе воспитания. Основные навыки по формированию здорового образа жизни закладывается у детей в период в период дошкольного возраста. Поэтому занятия по валеологии нужно проводить в младшем дошкольном возрасте. Занятия на формирование у детей позиции познания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков гигиенической культуры. Несомненно, родители, старающиеся привить ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако, для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, необходима работа педагога и родителей.
Публикация «Система занятий с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Цель занятий по валеологии : учиться быть здоровыми и душой, и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
В работе по валеологии необходимо ориентироваться не только на усвоение детьми знаний и представлений, но и на становление их мотивационной сферы, гигиенического поведения, реализаций усвоенных детьми знаний и представлений в его реальном поведении. Нужно учитывать, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма психологически готовится к тому, чтобы осуществлять своё здоровье.
Занятия по валеологии содержат познавательный материал, соответствующий их возрасту в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз и осанки, дыхательные упражнения и т. д., необходимые для развития навыков ребёнка.
Занятия с дошкольниками необходимо наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами (доктор Вода, доктор Свежий Воздух, Страна здоровячков, «Сказка о микробах» и др.) Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику дошкольного возраста.
Занятия по валеологии включают в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров ( цикл бесед по темам: «Добрым быть, чем злым, завистливым и жадным», «Как помочь родителям?», «Как помочь больным и беспомощным?», «Наше здоровье»).
Занятия по валеологии могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора Природы», «Вопросы – ответы» и др.)
Беседы включают в себя вопросы: гигиены («Чистота и здоровье», «Чистота и порядок»); питание «Умеем ли мы питаться?», «Как следует питаться?»); закаливание («Если хочешь быть здоров»); строение человека («Скелет – наша опора»); ведения индивидуальной программы: вопросы, связанные в факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье(«Вредные привычки», «Полезны ли полезные привычки»).
В одной беседе может быть затронута одно или несколько направлений (занятие о пище, питании; изучение питания; тщательное пережёвывание, разумное отношение к приёму жидкости). Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «Этюды для души» («Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включать физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп т. д.
Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия. Когда ребята освоились, они самостоятельно проводят эти минутки. Примеры оздоровительных минуток: 1) потянуться 1- 2 раза; 2) сесть ровно и спокойно подышать, а значит отдохнуть; 3) изгнать плохие мысли, успокоить мозг.
Методика работы с дошкольниками построена в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делая акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении задания. Занятия по валеологии нужно планировать в соответствии с возрастом и возможностями детей. Занятия по валеологии детям нравятся, так как в ходе таких занятий нет нравоучений, на поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ, потому, что отрицательная оценка вызывает чувство страха, скованности, неуверенности в себе. Ребёнок в праве ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует, видит. В конечном итоге занятие приносит детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости, желание прийти на занятие снова.