Папки-передвижки

Системно-деятельностный подход в процессе познания окружающей среды с использованием потенциала сенсорной комнаты ДОУ

Ольга Шипиль
Системно-деятельностный подход в процессе познания окружающей среды с использованием потенциала сенсорной комнаты ДОУ

Система дошкольного образования перешла на новый этап: Федеральные государственные образовательные стандарты задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Организация педагогического процесса основана на том, что дети раннего и дошкольного возраста развиваются в процессе активного исследования окружающего и предметного мира, взаимодействия с взрослыми, другими детьми. Такое обучение с самого начала предполагает, что его основным результатом является развитие, а не знания, умения и навыки, пусть даже очень важные.

Публикация «Системно-деятельностный подход в процессе познания окружающей среды с использованием потенциала сенсорной комнаты ДОУ» размещена в разделах

Детство – это пора познания ребенком окружающего мира, пора выявления и развития природосообразных качеств, пора становления личности. В соответствие с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, др.) является одной из ведущих задач образовательной области «Познание» и служит средством достижения целей формирования у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.

Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Это наиболее доступный, а на определенном этапе единственный, способ исследования окружающих предметов и явлений. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей раннего возраста.

Основная задача сенсорного развития детей раннего возраста в ДОУ заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.

Организованная совместная деятельность с детьми раннего возраста в сенсорной комнате направлена на активизацию различных видов восприятия.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Обследование - это специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. Она оказывает особое воздействие на его познавательное развитие. Исследования детской психологии показали, что ключом к развитию познавательных способностей ребенка является его личный опыт в первые три года жизни. Главное – расширить для ребенка мир познания, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития последующих.

Помимо этого, говоря об эмоциях, которые определяют специфику раннего возраста, необходимо иметь в виду, что современным детям очень недостает эмоций. А ведь это условие успешного формирования мотивов познания, которое является важнейшей задачей дошкольного образования.

Взрослый придумывает такие ситуации, в которых у малыша возникает мотив познания, проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Дети раннего возраста активно познают мир по принципу : "Что вижу, с чем действую, то и познаю". На протяжении всей организованной образовательной совместной деятельности воспитатель создает мотив ребенка к действию. Таким образом, формирование познавательных интересов, познание окружающего мира и сенсорное развитие детей раннего возраста мы осуществляем посредством деятельностного подхода. Под деятельностным подходом мы понимаем такую организацию образовательного процесса, при которой ребенок познает мир не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности. Деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности, которые позволят придать процессу формирования интегральных характеристик развития личности ребенка целостность и системность, мы понимаем как системно-деятельностный.

В системно-деятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Психолого-педагогическими условиями становления ребенка является свобода действия, существование выбора, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность. Поэтому, мы говорим о системно-деятельностном подходе в дошкольном образовании, как основном.

В современном дошкольном образовании, реализуя системно-деятельностный подход, мы сформулировали одну из главных задач - создание условий для организации процесса познания окружающей действительности и формирования представлений о внешних свойствах предметов детьми раннего возраста. Такими условиями для нашего детского сада – стало создание системы работы в сенсорной комнате ДОУ.

Научную основу работы в сенсорной комнате составляют психолого-педагогические принципы, которые действуют как целостная система, позволяющая создать единое развивающее образовательное пространство.

1. Принцип индивидуального подхода.

Данный принцип обеспечивает учет индивидуальных особенностей, способностей, степени адаптированности к условиям детского сада, интересов ребенка. Это позволяет более продуктивно сформулировать цели и задачи взаимодействия, с опорой на зону ближайшего развития конкретного ребенка. В раннем возрасте предпочтительным является индивидуальное игровое взаимодействие взрослого и ребенка. Что возможно в отдельном помещении сенсорной комнаты. Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, его характером и настроением.

2. Принцип этапности.

Система работы в сенсорной комнате разделена условно на три этапа. На начальном этапе наиболее эффективна индивидуальная форма работы, педагог должен уметь наладить эмоциональный контакт с ребёнком, продуктивное взаимодействие, в зависимости от общего, соматического и эмоционального состояния ребёнка. Специалист постепенно знакомит ребёнка с интерактивным оборудованием и его возможностями. По мере овладения ребёнком различными навыками, на протяжении основного и заключительного этапов, педагог постепенно усложняет задания, варьируя степень и интенсивность воздействия, использует более сложное оборудование.

3. Принцип активности.

Освоить игровой интерактивный материал сенсорной комнаты можно лишь при достаточном уровне активности познавательных процессов ребенка, при его активном участии. Если ребенок мотивирован, ему легче усваивать представления об объектах окружающего мира.

Чем больше ребенок решает познавательных и практических задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие.

Поэтому все упражнения построены в игровой форме, объединены сюжетной линией. Педагог ориентирован на обязательность формирования индивидуального познавательного интереса, познавательного поиска каждого ребенка.

4. Принцип непрерывности.

Непрерывный подход обеспечивается за счёт того, что на занятиях в сенсорной комнате решаются те же образовательные задачи, которые присутствуют на протяжении всего педагогического процесса. А так же единством тематического планирования и тесным взаимодействием с родителями ребёнка. Родители приглашаются на совместные игры в сенсорную комнату, где обучаются способам взаимодействия с детьми, навыкам игр, способствующих развитию зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторного соотнесения, учатся правильной работе по освоению и закреплению сенсорных эталонов. Всё это даёт возможность предоставлять родителям наиболее полную информацию об актуальном уровне развития ребёнка и его потенциальных возможностях, о зоне ближайшего развития, чтобы работа, начатая по сенсорному воспитанию, была продолжена родителями дома. Совместная деятельность родителей и ребёнка – залог гармоничного развития ребёнка.

Главная особенность сенсорной комнаты - то, что в ней удалось объединить один из основных принципов обучения и развития - от простого к сложному. Большинство элементов сенсорной комнаты и развивающих игр, не исчерпываются предлагаемыми заданиями, а позволяют детям и взрослым составлять новые варианты, придумывать новые образы и даже новые игры, заниматься творческой деятельностью. Осуществляя решение практически, у детей развивается умение брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.

Главное отличие -это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества.

Публикации по теме:

5 июня-Всемирный день охраны окружающей среды.5 июня-Всемирный день охраны окружающей среды. В 1972 году, в ходе Стокгольмской конференции, была принята резолюция утвердившая праздник- Всемирный день охраны окружающей среды. Основная.

День защиты окружающей среды (фотоотчет)День защиты окружающей среды (фотоотчет) 5 июня ежегодно мы отмечаем Всемирный день защиты окружающей среды. В этот день мы подводим итоги работы за год, используя «Панораму добрых.

Фотоотчёт об участии в районном МО воспитателей «Системно-деятельностный подход в оптимизации Рппс доо»Фотоотчёт об участии в районном МО воспитателей «Системно-деятельностный подход в оптимизации Рппс доо» Недавно старший воспитатель нашего детского сада предложила мне выступить на методическом объединении воспитателей с проектом "Посткроссинг.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Индивидуально-дифференцированный подход в процессе подготовки к музыкальным театральным постановкам Индивидуально – дифференцированный подход в процессе подготовки к музыкальным театральным постановкам. От форм организации зависит обучение.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Мастер-класс по изготовлению оформления для сенсорной комнаты «Смайлики»Мастер-класс по изготовлению оформления для сенсорной комнаты «Смайлики» Детям разного возраста очень нравятся смайлики. Они круглой формы, их легко может держать руке. Дети младшего возраста любят играть с ними.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Занятие в старшей группе «Охрана окружающей среды».Занятие в старшей группе «Охрана окружающей среды». Цель : Формировать у детей понятие, что природа - это наш общий дом; воспитывать любознательность, любовь к природе, желание её охранять;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Системно-деятельностный подход в процессе познания окружающей среды с использованием потенциала сенсорной комнаты ДОУ
Опубликовано: 17 августа 2020 в 17:09
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД