Лучший педагог года

Сказ о том, как психологи в мультиках пользу искали…

Анастасия Иванова
Сказ о том, как психологи в мультиках пользу искали…

«Как мир, в котором созданы такие прекрасные вещи, может быть плох?»

м ф «Русалочка» (1989)

Задумывались ли вы когда-нибудь, какие мультфильмы смотрел или смотрит ваш ребенок по телевизору, планшету или телефону? Как долго ребенку безопасно находиться за просмотром мультфильмов? С какого возраста ребенку можно показывать мультики и вообще извлекает ли он из этого пользу? Если вы родитель внимательный к своему ребенку, то хотя бы раз один из этих вопросов вы себе задавали. А получили ли вы на них ответы? Изучением этих вопросов занимается Московский городской Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета.

Публикация «Сказ о том, как психологи в мультиках пользу искали…» размещена в разделах

В этой статье вы найдете ответы на наиболее интересующие родителей вопросы, касающиеся психолого-педагогической точки зрения на пользу и вред, оказываемые мультфильмами на детей.

Существует ли возраст, до которого просмотр мультфильмов ребенку противопоказан?

ВОЗ не рекомендует просмотр мультфильмов детям до 3 лет. Психологи с этим полностью согласны. Не доверяйте слепо значку «0+». Доверяйтесь своей родительской инуиции.

Чем опасен просмотр мультфильмов и ТВ в раннем возрасте?

Не существует ни одного мультфильма для детей младше 3-х лет. В этом нежном и очень важном для развития человеческого мозга возрасте ребенку не важно что именно он смотрит, а важно мелькание на экране, за которым он собственно и следит. Он не может оторваться от этого притягивающего, гипнотизирующего зрелища, при этом ничего не понимая из того, что происходит. У малышей блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны развиваться. Нарушается общение, нарушается двигательное развитие, блокируются те виды деятельности, в которых должно проходить развитие в этом возрасте, в частности, это предметная деятельность. Ребенок без телевизора не есть, не пьет, не спит, он требует, чтобы ему снова и снова включали телевизор, планшет или телефон. Возникает самое страшное – зависимость.

В раннем возрасте телевизор для ребенка под запретом, а как выбрать мультфильм для ребенка начиная с 3-х лет?

Начиная с 3-х лет можно говорить о том, какие мультфильмы (на ряду с книжкой, а желательно после книжки) можно рекомендовать для просмотра детям дошкольного возраста, с точки зрения развивающего эффекта производимого на ребенка. О каком эффекте идет речь? Расширение жизненного мира ребенка: знакомство с природными зонами, растениями, животными, сюжетами, событиями, которые ему недоступны в его реальной жизни. Расширение переживаний ребенка. Если ребенок включается в события, если он сопереживает героям, то соответственно развивается его эмоциональная сфера. Он переживает эмоции, которые не всегда доступны в его повседневной жизни. Одна из главных – эстетическая эмоция, т. е. переживание чего-то красивого.

Модели поведения героев. Герои мультфильма ссорятся, мирятся, дерутся, делают какие-то поступки и вот эти вот поступки, если ребенок им сопереживает, становятся для ребенка некоторым образцом поведения. Представления о хорошем и плохом тоже могут приходить с экрана.

Каковы психолого-психологические критерии выбора мультфильма для просмотра ребенком дошкольного возраста?

1. Открытость сюжета и близость темы для этого возраста ребенка. Так называемый познавательный пласт. Пример - «Смешарики» - мультфильм, рассчитанный на семейный просмотр. И тут идет расщепление: образ узнаваемый, прилипчивый, детский, а в сюжетах серий очень много взрослого (офисный юмор профессиональные шуточки и даже некоторые эротические намеки). В результат из 1000 серий есть более детские, более взрослые, но очень многое из этого содержания – не для детей. Этот мультфильм по юмору подходит больше для школьников и подростков. В результате каждая серия для разного возраста, но в целом не для дошкольников. «Фиксики» - мультфильм, рассказывающий об устройстве бытовых приборов, будет полезен скорее ребенку возраста начальной школы, чем дошкольнику.

2. Открытость, понятность эмоций, выражаемых героем. Какое у него настроение: радостный, грустный, злой, обиженный, удивленный.

3. Позитивная модель поведения героя. Поступки могут быть разные, но они должны быть оправданы и понятны ребенку.

Анти пример - Маша из мультика «Маша и медведь». Она совершает такие агрессивные и злобные действия по отношению к медведю, что ее поведение конечно не может быть моделью поведения для дошкольника. Но становится. Дети переносят модели поведения на своих родителей.

4. Должна быть нравственная основа, но не открытая дидактика. Герой не должен говорить: «Дети, нельзя…», «Не ведите себя….». На дидактике, например, построен сюжет любимого детьми мультика «Лунтик», но она имеет обратный воспитательный эффект.

Какой должна быть продолжительность мультфильма?

Не больше 10-15 минут.

На какую тематику можно смотреть мультфильм с ребенком 3-4 лет?

Контекст интересов ребенка: семья, бытовые правила поведения, жизнь людей, перенесенная на образы растений и животных. Модели поведения – усвоение гигиенических правил, режимных моментов, путешествие. Например, «Паровозик из Ромашково», «По дороге с облаками», мультики по сказкам В. Г. Сутеева. Очень хорошо, когда в мультфильме есть мелодичная, легко запоминающаяся песенка.

Какие жанры мультфильмов не рекомендуются психологами для просмотра?

Непонятные мультфильмы жанра фэнтези и экшн. Из этих фильмов разлетается агрессия. Герои - чудовища из непонятных миров, других планет ведут борьбу. Например «Бакуганы», «Трансформеры» и т. д. Дети абсолютно не понимают, что там происходит, но по сюжету идет битва, сражение противостояние, а почему, за что, кто победил – не понимают. Остается только агрессивный импульс - бить.

А есть мультфильмы, с точки зрения психологов, полезные к просмотру?

Большинство советских мультфильмов, в том числе, например «Винни-пух», «Малыш и Карлсон», «Снежная Королева», «Варежка», «Старая игрушка» - гениальные мультфильмы, в которых есть мысль, чувства и заразительный персонаж. Из современных, например, новые серии «Простоквашино».

А как же мультфильмы производства Дисней?

Это очень хорошие мультики. Одни из лучших по мнению психологов. Они хороши и с эстетической точки зрения, безусловно, очень красивые, прорисованные. С помощью этих мультфильмов действительно можно сформировать у ребенка эстетический вкус, вкус к красивому, пониманию этой красоты. Там затронуты замечательные темы, с их помощью можно формировать эмоциональную сферу ребенка, прививать моральные нормы. Эти мультфильмы уже можно дозированно показывать ребенку с 5 лет, естественно опять же подбирая содержание. Для более младшего возраста – до 5 лет, можно подбирать мультфильмы, где главные герои животные, детям это интереснее.

Почему современные дети советским мультфильмам предпочитают современные?

Чем активнее и быстрее фильм, тем быстрее парализуется воля и сознание самого зрителя. Современный мультфильм - быстрый поток событий и мелькание кадров, скорость от мелькающего потока впечатлений завораживает ребенка и он не успевает схватывать смысл того, что происходит. Ему трудно сосредоточиться и удержать ход событий. В детском фильме обязательно должна быть пауза, чтобы понять, немножечко предвидеть что будет и чтобы самому включиться. Детям, которые привыкли к мельканию на экране трудно смотреть советские настоящие художественные произведения. Советские фильмы, том числе и перечисленные выше, современным детям кажутся слишком медленными, скучными, занудными.

Вызывает ли просмотр телевизора у ребенка зависимость и чем она опасна?

Сегодня зависимость от экрана есть у большинства детей. Существует даже вид аддикции (зависимости) – так называемая телемания, от которой надо лечить. Ребенок вместо просмотра телевизора не хочет играть. По словам родителей он не любит рисовать, лепить, придумывать сюжетные игры, он любит – смотреть телевизор. Но это не любовь, а самая настоящая зависимость. Экран блокирует его инициативность и активность. Ребенок в состоянии пассивности. У него пустой взгляд. Так называемый паралич активности тормозит все развитие ребенка и опасен в будущем развитием других аддикаций, когда я пассивен, не хочу ничего делать, но при этом хочу, чтобы меня развлекали, хочу адреналина, хочу имитации новых ощущений.

PS. Опрос, проведенный накануне среди родителей детей дошкольного возраста показал, что 100% детей дошкольников смотрят мультики.

С 0 до 1 года смотрят мультики - 26%, с 1 года до 3 лет - 60%, с 3 до 5 лет - 14%.

Советские мультики предпочитает 10% детей, современные Российские 32%, диснеевского производства 14%, все подряд смотрят 12%, советские и современные российские 16%, современные и диснеевские 16%.

За просмотром мультфильмов 46% детей проводят от 30 минут до 2 часов, 30% проводят более 2 часов, 20% от 15-до 30 минут и лишь 4% проводят за мультиком, положенные, 10-15 минут.

Желаю родителям, чтобы прочитанная информация оказалась полезной и отозвалась бы в вас более пристальным вниманием и более тщательным фильтром к тому, что смотрят ваши маленькие, а возможно уже и не очень маленькие дети – это ВсеПсихоЛогично.

Публикации по теме:

«Какую пользу организму приносит свежая зелень». Консультация«Какую пользу организму приносит свежая зелень». Консультация Зима, не смотря на свои морозы, снег, холод, пожалуй, самое волшебное время года. Однако именно зимой наш организм особенно страдает.

«Сказ о том, как Иван-царевич с бедой справился» В некотором царстве, В книжном государстве Жили сказок там герои И не знали они горя. Царь Горох страной там правил, И народ его прославил.

«Сказ о том, как Конёк деда Мороза посох уволок». Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе«Сказ о том, как Конёк деда Мороза посох уволок». Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе Дети входят в зал и исполняют танцевальную композицию «Новый год». Возле ёлки детей встречает Снегурочка. Снегурочка С дедушкой Морозом.

Фотоотчёт о фольклорном досуге для детей среднего дошкольного возраста «Сказ про то, как Весну украли!»Фотоотчёт о фольклорном досуге для детей среднего дошкольного возраста «Сказ про то, как Весну украли!» Цель: приобщение детей среднего дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством народного фольклора, формирование любви к русским.

Фотоотчёт «Поможем дворнику, или Труд на пользу»Фотоотчёт «Поможем дворнику, или Труд на пользу» Наконец-то выпал снег, много снега. Мы с ребятами долго ждали этого дня. С утра очень долго дети шли в садик. Не потому, что не хотелось.

Концертная программа «Логопеды и психологи всем нужны!» «Концерт поздравительный – психологов и логопедов» (23.11.2019г) МБДОУ ДС «Машенька» Ведущий. Собрались все в этом зале Мы сегодня неспроста,.

Консультация для педагогов и родителей «Труд на пользу»Консультация для педагогов и родителей «Труд на пользу» В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда. Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие.

Проект «Уральский сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце» и конструкторы ЛегоПроект «Уральский сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце» и конструкторы Лего Вид проекта: кратковременный, групповой Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский Участники проекта: дети подготовительной.

Сказ о том, как мы с фасолью подружилисьСказ о том, как мы с фасолью подружились В настоящее время мы стали свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один метод познания закономерностей.

Стихотворения для выбора профессии для детей 5–12 лет «Какую пользу приносит профессия» Тяжела преподавателя работаЮрий Валенкин Вчера мама, уходя в магазин, Попросила, выручай меня, сын. Рисовать сестрёнку научи, Не умеет,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сказ о том, как психологи в мультиках пользу искали…
Опубликовано: 17 марта 2021 в 14:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД