МААМ-картинки

Сказ о том, как русская азбука по свету ходила, да людей грамоте учила

Елена Бобрышева
Сказ о том, как русская азбука по свету ходила, да людей грамоте учила

В давние-давние времена, в древнерусском государстве жила-была Азбука. Жила она в высоком тереме, на берегу глубокой и чистой реки, как большая дружная семья.

В тереме было 43 комнаты и в каждой из них жила буква. И у каждой буквы было своё имя. И почти у всех был свой звук.

Самой главной была буква "Аз", которая обозначала звук [а]- с неё начиналась Азбука. Были в Азбуке буквы-сестрички, которые обозначали один и тот же звук. Например, буквы "фита" и "ферт" обозначали звук [ф], а буквы "зело" и "земля" - звук [з].

Публикация «Сказ о том, как русская азбука по свету ходила, да людей грамоте учила» размещена в разделах

Буквы были очень дружными и любили играть друг с другом: то в прятки, то в догонялки, то перемешивались, то выстраивались в ряд и складывались в слова.

Однажды к терему, в котором жила Азбука, подъехал на своём богатырском коне Илья Муромец. Все буквы очень обрадовались гостю. Пригласили его в терем, усадили за стол, накормили, напоили. А потом буквы попросили Илью Муромца рассказать о своих подвигах, о том, как землю русскую от врагов защищает. Рассказал богатырь, как Соловья-разбойника победил, как защитил людей от Идолища Поганого, как разбил войско Калин-царя. О многих своих подвигах и подвигах других богатырей земли русской рассказал Илья Муромец. Слушали буквы внимательно, да вдруг и попросили богатыря записать все эти рассказы. Дескать, в тереме часто гости останавливаются, будет чем их развлечь долгими вечерами. А Илья почему-то смутился, буйну голову опустил.

"Я,- говорит,- многое могу рассказать. А вот записать ничего не могу, потому что грамоты не знаю. "

Тут буквы заулыбались и даже засмеялись:"Ты ведь в гостях у Азбуки! Мы научим тебя грамоте!"

Семь дней учился Илья грамоте. Ещё семь дней записывал он свои истории. А потом попрощался с Азбукой и дальше в путь отправился.

Проводили буквы Илью Муромца и задумались: сколько ещё людей, грамоты незнающих, по русской земле ходит? Думали они три дня и три ночи. А на четвёртый день собрали свои нехитрые пожитки и отправились в путь по земле русской, чтобы людей грамоте учить.

Шли они через леса и поля, переправлялись через реки и озёра, преодолевали топи и болота. Заходили во все города и сёла, что встречались на их пути и всех грамоте учили.

И стало на Руси много грамотных людей. Они стали письма друг другу писать, записывать разные истории из своей жизни и других людей грамоте учить.

Не год и не два, а много лет ходила Азбука по земле русской. И вот дошли буквы до Синего моря. Смотрят - на берегу моря дуб растёт. Вершина дуба до небес поднимается, а корни глубоко в землю уходят. На дубе цепь золотая висит, а по цепи кот учёный ходит.

"Наверное, мы дошли до края земли русской"- подумали буквы и спросили об этом учёного кота.

Кот им ответил, что край русской земли находится на другом берегу Синего моря.

И тут буквы заспорили: одни стали говорить, что надо вернуться в свой терем на берегу чистой реки, а другие говорили, что надо пройти путь до конца. Спорили-спорили и решили, что каждая буква поступит так, как хочет: кто-то вернётся в терем, а кто-то отправится за Синее море. Учёный кот заметил, что как раз сегодня за Синее море отплывает парусник. Десять букв отправились в обратный путь, а тридцать три буквы погрузились на парусное судно и отплыли от берега.

Неспокойно было Синее море. Высокие волны бились о борт ладьи, а сильный ветер раздувал её паруса. Долго ли, коротко ли, но переплыл корабль Синее море. Сошли буквы на берег и стали совет держать. Буква Аз и говорит: "Мы теперь уже не прежняя Азбука. Было нас 43 буквы, а теперь осталось 33. Надо нам выбрать себе новые имена, чтобы легче было нас запоминать. Я, например, буду теперь называться "буква А" и буду обозначать гласный звук [а]." Следом за буквой А выбрали себе новые имена другие буквы. И стала Азбука выглядеть так :

А а (а) Б б (бэ) В в (вэ) Г г (гэ) Д д (дэ) Е е (е) Ё ё (ё) Ж ж (жэ) З з (зэ)

И и (и) Й й (й) К к (ка) Л л (эль) М м (эм) Н н (эн) О о (о) П п (пэ) Р р (эр)

С с (эс) Т т (тэ) У у (у) Ф ф (фэ) Х х (ха) Ц ц (цэ) Ч ч (че) Ш ш (ша) Щ щ (ща)

Ъ ъ (тв. знак) Ы ы (ы) Ь ь (мягк. знак) Э э (э) Ю ю (ю) Я я (я)

И вот пошла новая Азбука берег незнакомый осматривать.

А там - в рощах берёзовых птицы поют, в лугах да полях цветы цветут. Одним словом - красота!

Смотрят буквы - на пригорке дворец сказочной красоты стоит. На башнях дворца два флага развеваются. На одном из них написано: "Дворец пустой". А на другом - "Живите, кто хотите". Обрадовались буквы и стали думать кому в какой башне поселиться.

Согласные буквы Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х собрались в кружок и сказали : "Нас, согласных, которые могут обозначать твёрдые и мягкие звуки, в азбуке больше всего. Поэтому мы займём две самые высокие башни".

В разговор вступили гласные буквы А, О, У, И, Ы, Э: "Нас, конечно, не так много, но без нас нельзя составить даже слог, а значит и слово без нас нельзя ни написать, ни произнести. Поэтому мы будем жить рядом с вами. "

"А мы, - сказали гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, - особенные. Мы можем обозначать один звук, а можем и два: Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу], Я - [йа]". Мы будем жить отдельно, в другой башне.

Постепенно все буквы новой русской Азбуки расселились во дворце. Всегда твёрдые согласные Ж, Ц, Ш заняли левую часть дворца. Всегда мягкие согласные Й, Ч, Щ - его правую часть, а не имеющие звуков Ъ и Ь поселились в передней башне. И по сей день живёт русская Азбука в своём дворце и продолжает учить людей грамоте, и раскрывает людям свои секреты.

Быть грамотным человеком очень хорошо. Можно читать книги, можно писать письма родным и друзьям, можно записывать свои мысли и делиться ими с другими людьми. Грамотный человек много знает и с ним всегда интересно. Азбука не просто учит нас читать - она учит нас быть добрыми, честными, справедливыми, смелыми. И за это мы говорим нашей азбуке : "СПАСИБО! "

Публикации по теме:

«Азбука витаминов». Фотоотчет о том, как мы делали салат«Азбука витаминов». Фотоотчет о том, как мы делали салат В один прекрасный сентябрьский день, к ребятам в гости пришла профессор Всезнайка, и принесла фрукты и ягоды - яблоки. виноград, грушу,.

Дидактическая сказка «Сказка о том, как маленький телефончик в сказку попал и как он там всем помогал» Сказка о том, как маленький телефончик в сказку попал и как он там всем помогал. В одном кабинете жил большой стационарный телефон. Он состоял.

Фотоотчет о том, как мы готовились к Дню ПобедыФотоотчет о том, как мы готовились к Дню Победы Здравствуйте!Сегодня я расскажу вам о нашей подготовке к празднику 9 мая. В эти рабочие предпразничные дни со 2 мая по 5 мая наши педагоги.

Фотоотчет о том, как «Почемучки» Масленицу встречали!Фотоотчет о том, как «Почемучки» Масленицу встречали! Составители: воспитатели Важенина Ольга Александровна и Ковалева Ольга Алексеевна. Вот и наступила веселая масленичная неделя. Мы в своей.

Фотоотчет о том, как мы ждали новый год.Фотоотчет о том, как мы ждали новый год. И весело и хлопотно одновременно, когда мы украшаем дом к Новому году. Хочется найти самые оригинальные идеи, использовать новые материалы.

Фотоотчет «Осенними тропами, или Сказ о том, как однажды мы пошли в лес и что из этого получилось» (средняя группа)Фотоотчет «Осенними тропами, или Сказ о том, как однажды мы пошли в лес и что из этого получилось» (средняя группа) Мы идём тропинками, мы идём дорожками…Золотым осенним днём в гости к Осени идем Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный,.

Фотоотчет с праздника «Как Машенька колобок ходила освящать»Фотоотчет с праздника «Как Машенька колобок ходила освящать» Фотоотчет с праздника «Как Машенька колобок ходила освещать» Пасха светлый, добрый праздник, Праздник счастья, красоты. Он несет нам всем.

Инсценировка «Сказка о том, как появился компьютер»Инсценировка «Сказка о том, как появился компьютер» Инсценировка «Сказка о том, как появился компьютер» Цель: Развивать умение детей последовательно и выразительно рассказывать сказку о.

Фотоотчет «Сказ о том, как Зимушка-зима помогла Сказку ледяную сотворить»Фотоотчет «Сказ о том, как Зимушка-зима помогла Сказку ледяную сотворить» фотоотчет "Сказ о том, как Зимушка-зима помогла Сказку ледяную сотворить" «Уж так устроен человек – зимой ждет тепла летнего, летом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказ о том, как русская азбука по свету ходила, да людей грамоте учила
Опубликовано: 28 мая 2017 в 18:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД