МААМ-картинки

Конспект занятия «Сказания и были о земле шебекинской»

Галина Максименко
Конспект занятия «Сказания и были о земле шебекинской»

Актуальность - возможность развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Цель: создание условий для индивидуально-личностных, духовно-нравственных, социокультурных потребностей детей через краеведение.

Задачи.

1. Обучающие:

- развивать познавательный интерес в области краеведения;

- способствовать приобретению и углублению знаний учащихся, дополняющих школьную программу по окружающему миру, литературному чтению;

2. Воспитательные:

-формировать потребность в бережном отношении к памятникам истории, культуре края, сохранении традиций малой родины.

Публикация «Конспект занятия „Сказания и были о земле шебекинской“» размещена в разделах

3. Развивающие:

- развивать самостоятельность;

- формировать умение вести себя в коллективе, организаторские навыки;

I. Личностные универсальные учебные действия

-формирование у детей мотивации к обучению,

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,

-развитие критического и творческого мышления.

II. Регулятивные универсальные учебные действия

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

III. Познавательные универсальные учебные действия

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, ресурсов библиотек и Интернета

- умение учиться; добывать необходимые знания и с их помощью выполнять конкретную работу;

IV. Коммуникативные универсальные учебные действия

- учить формулировать собственное мнение и позицию;

Мы приглашаем вас в путешествие со старинными «сказами» нашего края…

Однажды с классом мы были в лесу, который является частью охраняемой природной зоны в микрорайоне Титовка. Я рассказала детям такую историю.

Этот лес называется Пьяный лес. Вообще в России, далеко от нашего края, известно несколько «пьяных» лесов, связано их появление с деформацией и осадкой грунта в зоне вечной мерзлоты. Наш лес, по легендам, появился в результате поиска местными жителями во времена Петра Великого редкого кварцевого песка для продажи на стекольные заводы. Песок так и не нашли, но грунт, и так рыхлый из-за большой доли осадочных пород, привел к деформации и верхнего корневого слоя дубравы.

Детей заинтересовала эта информация. Так появилась идея для исследования: «Сказания и были шебекинской земли».

Шебекино, небольшой городок России, обрамлен и сейчас массивами лесов. Леса эти двух видов – широколиственные, в основном посадки дуба, и хвойные – меловые и песчаные сосновые боры. Красивейшее достояние Белгородчины, эти леса создали не менее красивый топонимический «сказ». Отголоски многовекового противостояния наших защитников с многочисленными степняками отразились в сказе о противоборстве Змея Степного и Богатыря Лесного. В жаркой схватке одолел Богатырь Змея, запряг его в «каленую соху» и заставил распахивать целинные степные черноземы. На «змееву выю» повесил победитель котомку с желудями и шишками, а в той было две дыры по краям – большая и малая. В большую проскальзывали желуди, из малой сыпались семена сосны… Так засевалась враждебная степь лесами, укрывавшими русских поселенцев. Необъяснимо, но факт – если посмотреть на территорию Белгородчины сверху, то лесные массивы сосны и дуба идут широкими, никогда не смешивающимися полосами …

Другой «сказ» переносит нас на окраину нашего города. Здесь начинаются высокие меловые кручи, в четырех местах района прокрытые посадками реликта прошлого – меловой сосны. Как ни странно, но наши предки прекрасно отличали сосну меловую от обыкновенной и предугадывали ископаемый, вымирающий характер меловых сосняков края. Старинный же сказ рассказывает о том, как сосны – светлое дерево, по представлениям славян, долгое время терпели вырубки и выжигание под поля. Часть деревьев, подстрекаемые духами природы, решили вредить человеку. Претерпев поражение от Небесного воинства, эти сосны остались злыми, «вредящими» человеку и были изгнаны на «трудняки» - склоны и обнаженный мел холмов, на левые (а по народным представлениям это всегда неправильные) берега рек. Вплоть до Великой Отечественной войны реликтовые сосняки лишь при крайней необходимости крестьяне использовали в своем быту. И кстати, реликтовая меловая сосна всегда, по всему миру растет только по левым берегам рек. Остается неясным, как об этом догадались наши предки…

С еще одним сказом мы познакомимся, перенесясь недалеко на северо-восток от Шебекино. Между селами Чураево и Крапивное расположен Аркатов лог – уникальный памятник природы. Он занимает площадь около 5 гектаров и представляет собой громадную раковину, образованную в меловой горе в доледниковый период. Склоны гор круто взмывают вверх, и кажется, что ущелье это похоже на громадный перевернутый колокол. На верху утеса имеется большая конусообразная яма неизвестного происхождения объемом около 300 кубических метров. Местные жители издавна называли Аркатов Лог (и только его, хотя лесов и непролазных зарослей в округе хватает) урочищем, то есть чем-то заповедным, отличным, отгороженным от остального. Не считая более поздних лиственнопородных обрастаний, лог сформирован остатками древнего мелового бора. Почти все растущие сосны Аркатова лога – старые, значительно более ста лет, а остатки пеньков отмерших стволов поражают своими размерами. Возможно, название лога происходит от арабского имени Аркат, несущего значение «быть сильным», но издавна Аркатов Лог считается местными жителями прибежищем природного духа, лешего по имени «Арый (возможно – «ярый») кат», который изредка проявлял свою власть над окружающей территорией. На протяжении десятилетий у входа в лог ему оставлялись подношения, да и сейчас иногда местные грибники берут с собой пироги и булки «лесу на прокорм». Последнее явление этого духа в народной топонимике относится к военному времени, когда вышедшая из леса группа заблудившихся красноармейцев рассказала, что их вывел на тропу местный мальчик по имени Аркатушка. Ребенка с таким именем в окружающих селах не было…

Еще один «сказ» есть о роднике, питающем реку Нежеголь, которая течет по всему городу Шебекино. Родник этот находится у села Артельное, считается святым и носит неофициальное название «Белый Ключ». Сказ отправляет нас во времена Белгородской засечной черты. «Родник этот непростой, мало кто в старину знал, что он всю реку Нежеголь питает. А та уж течет по всей нашей земле, в каждое село отправляя свою воду сама или с притоками – Нежегольком, Коренем и Кореньком… И сказывают, давно, когда еще из степи набеги были, вороги степные решили отыскать исток той речки, что кормила богатые черноземные земли. Найти и отравить его, чтобы не стояли на земле сторожи, не рассылали конницу и дозоры сторожить от набегов границу. Посылал воевода степной людей своих. И искусны были они в разведке, и сильны, и быстры, и ловки. Да только никто не вернулся обратно. Думал воевода, что сгубила их русская земля, а не так было – отыскали враги начало речки, белый ключ, что из земли бьет, не могли удержаться и перед тем, как испоганить родник – пили из него. А после поворачивались обратно, в свои степи и уже более злыми делами не занимались…»

Именно этот святой источник советуют знающие люди посетить тем, кого одолевают негативные чувства – обида, злость, желание мести…

Еще один сказ вновь отправляет нас в Шебекино. По всему городу течет, вьется, выходит из земли и вновь исчезает ручеек с неказистым названием Вердунок. Мало кто знает, насколько лиричную и трогательную историю таит его название. Она, кстати, подтверждает теорию о том, что на месте современного города еще до петровских времен располагалось поселение. Жила в том поселении девушка, которая, по традиции преданий и легенд, была самой красивой среди сверстниц. Заезжий купец предложил за ее любовь три вердунка – старинный размен XV-го века. Девушка отказалась, стала убегать, оступилась и упала в безвестную канаву, более не всплыв на поверхность. А через семь дней стал выливаться из канавы плачущий ручеек. Купец, не выдержав постоянного грустного шепотка, хотел бежать из селения. Но куда бы ни повернул он, всюду на его пути вставал ручеек.

Необъяснимо, но факт: как показали исследования, Вердунок – это редкий тип подземного ручья с резко извилистым руслом, который выбирается на поверхность несколькими струями в различных местах.

Возможно, название ручья восходит и к балто-славянскому «верды», подобных топонимов несколько на северо-западе нашей страны. Слово означает «круговорот», что также отражает характер ручья.

По-своему красивы и шебекинские «были». Недалеко от окраин современного Шебекино есть лес Малый. Образовался этот топоним, как считают старожилы, после масштабной гари, которые часты в засушливую погоду и раньше, и сейчас. Пожар спалил весь лес без остатка, но через несколько лет на пепелище поднялся небольшой по размеру лесок. Местные жители пожалели деревца и не тронули их для хозяйственных нужд, лес вырос, но прежних размеров достигнуть не смог…

Итог занятия

Зачем людям легенды? Ответ на этот вопрос дал в своей книге для школьников и студентов «Удивительная этимология» Анатолий Пасхалов.

«…Стремление [людей] как-то объяснить непонятные названия часто приводило к появлению самых нелепых этимологий и даже целых легенд, подкрепляемых ссылками на действительные исторические события, – говорит автор. – Разумеется, эти легенды не имеют ничего общего с действительным происхождением соответствующих топонимов. Но они важны в другом отношении… [они] показывают, как тесно народная этимология связана с устным народным творчеством – фольклором. Многие сказания и легенды возникли подобным же образом – в результате попытки этимологического осмысления непонятных слов и названий».

Иными словами, люди просто выдумывали красивые легенды, чтобы объяснить себе и своим детям название села или речушки. Затем эти легенды передавали из поколения в поколение, и в них искренне хотели верить.

https://krasnoe-znamya.info/?module=articles&action=view&id=7593

Публикации по теме:

«Чтобы занятия были интересными». Дидактические игры для дошкольников«Чтобы занятия были интересными». Дидактические игры для дошкольников Каждый педагог стремится сделать занятия занимательными и интересными. А чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно.

Фотоотчет «Как мы были мультипликаторами»Фотоотчет «Как мы были мультипликаторами» Все дети любят мультфильмы -это аксиома. Мои дошколята очень любопытны, и когда они заинтересовались мультипликацией, то пришлось нам потрудиться.

Конспект занятия «Хлеб — величайшее богатство на земле» Цель: Воспитание бережного отношения к хлебу, познание истоков возникновения хлеба, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Конспект беседы с детьми «Весенние работы на земле»Конспект беседы с детьми «Весенние работы на земле» Цель: расширять знания детей о труде крестьян. Задачи: - обогащать словарный запас новыми словами; - воспитывать уважение к труду крестьян;.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жили-были три королевы» для детей среднего возраста Цель: дать представление детям, что нас окружает живая и неживая природа. Программное содержание: - Учить детей называть объекты живой и.

Конспект НОД по экологии «За всё на Земле мы в ответе» для подготовительной группыКонспект НОД по экологии «За всё на Земле мы в ответе» для подготовительной группы Конспект НОД в игровой форме по экологическому воспитанию детей 5-6 лет совместно с родителями на тему: «За всё на земле мы в ответе».

Конспект урока по познанию мира для 3 класса «От чего зависит климат на Земле?» Создание положительного эмоционального настроя Учитель. Здравствуйте, ребята! Почему на севере не растут пальмы? Почему у нас бывает и снег,.

Конспект занятия-беседы «Мама — это ангел на земле»Конспект занятия-беседы «Мама — это ангел на земле» Цель: Развитие у детей доброго, уважительного, внимательного отношения к родителям. Задачи: 1. Учить составлять описательный рассказ.

Конспект урока «Цветы — остатки рая на земле» Конструкт занятияТема урока:Цветы – остатки рая на землеЦель: Развивать умения создавать цветочный мотив на основе группировки цветов с.

О том, как мы были мичуринцамиО том, как мы были мичуринцами В сентябре месяце в нашем дошкольном учреждение среди педагогов прошел конкурс. Назывался он "МИЧУРИНЦЫ". И был предложен нашим старшим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Сказания и были о земле шебекинской»
Опубликовано: 15 января 2020 в 12:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД