Получи документы

Сказка как метод экологического воспитания дошкольника

Елена Сергеевна Биешева
Сказка как метод экологического воспитания дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка как метод экологического воспитания дошкольника

Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Поэтому именно в этот период важно заложить в ребенке позитивное отношение к природе, к себе и к своему окружению. На мой взгляд, зарождение ответственного взрослого начинается в раннем детстве именно с экологического воспитания в семье, а затем и в детском саду. А в наше время экологическое воспитание – это одно из приоритетных направлений работы ДОУ. Сформированное бережное отношение к природе и знание навыков по охране природы приобщают ребенка к мировому уровню экологической культуры, учат искренне ценить себя и всех окружающих как частичку этого мира.

Публикация «Сказка как метод экологического воспитания дошкольника» размещена в разделах

Для реализации стратегической цели экологического воспитания дошкольников необходим системный и целостный подход к этому процессу. Экологическое воспитание необходимо не просто включать в познавательную деятельность детей, его можно и нужно осуществлять по всем образовательным областям.

Конечно, конкретное содержание образовательных областей при реализации экологически направленной деятельности в ДОУ зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, но в целом направленность каждой области развития выглядит следующим образом:

1. Социально-коммуникативное развитие направлено на:

• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,

• развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания по отношению к природным объектам,

• формирование основ безопасного поведения в природе;

2. Познавательное развитие направлено на формирование первичных представлений:

• об объектах окружающего мира,

• о планете Земля как общем доме людей,

• об особенностях природы,

• о многообразии стран и народов;

3. Речевое развитие направлено на:

• знакомство с природоведческой детской литературой;

4. Художественно-эстетическое развитие направлено на:

• становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы,

• формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом;

5. Физическое развитие направлено на:

• становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Таким образом, чтобы собрать в одно целое все компоненты экологического воспитания, каждый воспитатель и специалист, работающий с детьми, должен следовать единой стратегической цели. Педагоги ДОУ должны быть не просто учителями, они должны быть носителями экологической культуры, создавая своим примером образец взаимодействия с природой. Также следует уделить большое внимание работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание экологически грамотного человека. На практике видно, что использование лишь традиционных форм не дают нужного результата, ведь участие в родительских собраниях, беседах и консультациях, носят как правило формальный характер. Можно привлечь родителей с помощью совместных домашних заданий с детьми на экологическую тематику (рисунки, поделки, просмотр передач про бережное отношение к природе, посещение выставок и музеев). Родителям можно предложить такую форму работы как серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь». Нормы поведения в природе дети смогут усвоить, если педагоги совместно с родителями грамотно их составят:

• «Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.

• Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.

• Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки».

Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей в природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору.

Для приобретения опыта поведения в природной среде необходимо создание экологических ситуаций, решить которые предлагается родителям вместе с детьми дома.

Например, дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их. Дайте оценку этому поступку.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, помогает участие в экологических акциях. В этом году Экологии, мы вместе с родителями наших воспитанников активно участвовали в экологической акции по сбору макулатуры «Бумажный Бум». Даже удивительно, насколько ответственно родители отнеслись к данной акции, гордо неся огромные пакеты и коробки с макулатурой и объясняя детям, с какой целью проводятся подобные акции.

Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают формы организации общения - досуги.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазеты.

Интересная форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. В ширме помещаются и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например, на асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?

Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены:

- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы).

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.

Говоря о непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста,следует обратить внимание на творческий подход к подаче материала. В качестве примера, приведу несколько вариантов работы со сказками.

У дошкольников еще преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребенка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствует формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Один из вариантов работы со сказкой заключается в ее дополнении ребенком.

Еще одним вариантом работы со сказкой можно назвать, когда предлагается уже существующую сказку обыграть так, чтобы она приобрела экологическую направленность.

Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, непринужденно, что позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. К примеру, в младшем дошкольном возрасте, читая сказку «Репка», можно дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем дошкольном возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», можно познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших дошкольников в сказке «Двенадцать месяцев», можно дать понятие о том, что в природе все взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.

Также интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с большим удовольствием слушают сказки и ищут в них неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Наряду с разнообразными способами работы со сказками не стоит забывать, что основной частью экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение за практической деятельностью по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые получает ребенок от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных экологической точки зрения) условиях.

Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому воспитанию имеет создание развивающей экологической среды, необходимой для воспитания детей.

Поэтому, педагогам дошкольных организаций стоит не забывать периодически пополнять свои экологические уголки.

Список использованной литературы

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.

2. Бочаров Е. А., Бочарова Н. И. Ступени обучения выживанию; Владос - Москва, 2008. - 208 c.

3. Воспитание здорового ребенка / М. Д. Маханева. – М. : Аркти, 1997.

4. Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников; Речь - Москва, 2007. - 160 c

5. Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (+ 16 карточек); Детство-Пресс - Москва, 2011. - 615 c.

6. Гурович Л., Береговая Л., Логинова В. Ребенок и книга. – СПб., 1996.

7. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т. С. Яковлевой. – М. : Школьная пресса, 2006.

8. Конструирование из природного материала. / Л. А. Парамонова. – М: Карапуз.

9. Копцева Т. А. «Природа и художник». - М. : Сфера, 2001.

10. Куликовская, И. Э. Педагогическое сопровождение развития мировидения ребёнка-дошкольника : теоретико-методологический контекст / И. Э. Куликовская // Детский сад от А до Я : журнал. — 2014 .— №2 .— С. 54-69.

11. Лечебная физкультура для дошкольников / О. В. Козырева. – М. : Просвещение, 2003.

12. Литература и фантазия / Сост. Л. Е. Стрельцова. – М. : Просвещение, 1992.

13. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М. : Просвещение, 1983.

14. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М. : Сфера, 2008.

15. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком? – М. : Сфера, 2008.

16. Мысова, Е. Б. Играем в сказку / Е. Б. Мысова // Дошкольная педагогика : журнал. — 2014 .— №2 .— С. 24-26.

17. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет; Мозаика-Синтез - Москва, 2009. - 414 c.

18. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики; Мозаика-Синтез - Москва, 2010. - 128 c.

19. Пензулаева Л. И. Растем здоровыми и крепкими. 5-6 лет; Дрофа - Москва, 2007. - 762 c.

20. «Природа и ребенок»// Программа экологического образования дошкольников/ Т. М. Енакай, Г. Ш. Мазитова, В. З. Шигапова- Казань: РИЦ «Школа», 2002.- 92 с.

21. Растем здоровыми / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 2002.

22. «Развивающая педагогика оздоровления / В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров. – М. : Линка-пресс, 2000. «Юный эколог» // Николаева С. Н. В кн. : Юный эколог : Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. - М., 1998.

23. С физкультурой дружить - здоровым быть / М. Д. Маханева. – М. : ТЦ «Сфера», 2009.

24. Смирнова Е. О., Богуславская З. М. Развивающие игры для детей. – М. : Просвещение, 1991.

25. Сундукова А. Х. Волшебный мир здоровья; Дрофа - Москва, 2015. - 113 c.

26. «Я-ТЫ-МЫ» / О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина- М: Просвещение, 2008.

Публикации по теме:

Консультация «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника» Для ГМО воспитателей. Тема: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольника» Выполнила: воспитатель.

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника»Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника» Мастер класс для ГМО воспитателей Тема: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольника» Выполнила:.

Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения, соответствующих различным ситуациям, моделей поведения. С.

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников МБДОУ «Подпорожский детский сад № 4 комбинированного вида» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ на тему «Опытно-экспериментальная деятельность,.

Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания (этапы работы над проектом) Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный и перспективный метод,.

Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников «Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников» Учитывая тенденцию модернизации дошкольного.

Консультация для родителей «Игра как метод обучения и развития дошкольника» Преимущество игры перед любой другой детской деятельность заключается в том, что в ней ребёнок добровольно подчиняется определённым правилам,.

Консультация для родителей «Экологическая сказка как метод нравственного воспитания» Консультация: «Экологическая сказка – как метод нравственного воспитания дошкольников» Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей.

Прогулка как метод экологического воспитания дошкольников ПРОГУЛКА КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 1. Значение прогулок в экологическом образовании дошкольников Удивительный.

Экспериментирование как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как метод экологического воспитания дошкольника
Опубликовано: 23 февраля 2018 в 11:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как метод экологического воспитания дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сергеевна Биешева (УИ 1483843) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД