Папки-передвижки

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Забелина
Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Проблемы нравственного воспитания детей всегда занимали существенное место в дошкольной педагогике. В настоящее время они приобрели особую остроту. Среди педагогов растет озабоченность в связи с тенденции нарастания антинравственности в поведении старших дошкольников.

Публикация «Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Эта проблема стала актуальной, т. к. уровень сформированности нравственного начала дошкольников играет важную роль в становлении личности и её направленности.

Для решений проблемы необходимы новые средства нравственного воспитания, т. к. именно они являются инструментом педагогического воздействия, которые с помощью методов реализуют цель воспитания подрастающего поколения.

В 50-80-х годах 20 века нашими учеными-педагогами была создана теория и методика нравственного воспитания (Усова А. П., Жуковская Ф. И., Нечаева В. Г., Маркова Т. А. и мн. другие) Исследователи разработали её теоретические основы, где выделены были и средства : природа, художественные средства (литература, искусство и т. д., собственная деятельность детей (игра, труд, общение и т. д.). Однако такой специфический жанр литературы как сказка, в качестве отдельного средства нравственного воспитания, выделено не было. Сказка использовалась в работе с дошкольниками в основном в занимательных и развлекательных целях.

Вместе с тем, возможности сказки гораздо больше ее художественно-образной значимости. Сказка и особенности её восприятия маленькими детьми, влияния на формирование личности – предмет целого ряда интересных исследований отечественных сказковедов (Аникин В. П., Большунова Н. Я., Пропп В. Я., Померанцева В. П., Соколов Д. К., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. и мн. др.).

Основная задача учёных сводилась к определению места сказки в педагогических и психологических возможностях. Исследования их показали, что сказка не только развлекает, но и обучает, развивает, воспитывает, предупреждает, лечит.

Автором данной статьи было проведено экспериментальное исследование возможностей сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста в рамках дипломной работы.

Проблема проявлений антинравственного поведения детей на пороге школы была рассмотрена нами с позиции аксиологического (ценностного) подхода, что позволило выявить научные данные ученых о присутствии в основе мотива поступка ребенка тех или иных ценностей, на которые он ориентируется в своем поведении.

Для того, чтобы эти ценности оказались нравственными, необходимо целенаправленно их формировать в старшем дошкольном возрасте, когда в силу созревания необходимых функций мозга и становлении самосознания личности, ребенок уже способен усвоить элементарные понятия (такие, например, как трудолюбие, отзывчивость, дружелюбие, честность) и перенести их в свою жизнь, деятельность. Выяснилось, что специально подобранная по содержанию сказка является эффективным средством формирования нравственно-ценных ориентиров старших дошкольников, т. к. :

-сказка содержит в себе инструментарий детского мышления;

-сказка отличается от произведений других жанров эмоциональной близостью ребенку-дошкольнику по мироощущению;

сказке представлены общечеловеческие ценности и социокультурные образцы в понятной ребенку-дошкольнику форме;

-в основе сказки лежит разграничение, противопоставление добра и зла что является основой для активного влияния ее на формирование нравственно-ценных ориентиров старших дошкольников;

Особенностью, специфичностью сказки как литературного жанра является то, что это есть фантастика, наделение животных свойствами человека, песенно-ритмическое начало и концовка, троекратные повторы, вставные песенки, преувеличения и т. д. Сказка всегда является продуктом творчества определенного народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые характерны для определенного этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенностях места действия.

Эти элементы могут переходить из сказки в сказку («жил да был», «в некотором царстве, в некотором государстве», «добрый молодец», «красна девица» и т. п., от сказителя-к сказителю, от этноса-к этносу.

Содержание сказки является условием формирования нравственности детей старшего дошкольного возраста. У них сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов как своих.

Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему почувствовать, понять и осознать свои промахи, ошибки или наоборот правильность своих поступков.

Благодарясказку дети начинают постигать главнейшие истины человеческой жизни, вырабатывают способность проявлять нравственные чувства (сострадание, сочувствие, сопереживание и т. д.) Сказки дают возможность ребенку сформировать нравственные привычки. Сопоставлять свои действия, побуждения со сказочными персонажами что ведет к повышениюуверенности в себе и своем будущем.

Слушая сказки, ребенок начинает наполнять, осмысливать ритуал духовной жизни, который явлен ему как представителю определенного типа культуры, осуществлять восхождения к самому себе, к социокультурному образцу, ценностям, заложенных в сказке. По словам Проппа В. Я. Сказка хранит в себе вечные ценности, такие как трудолюбие, преданность, отзывчивость, и в этом её непреходящий смысл…»

Усваивая нравственные ценности, дети. В дальнейшей жизни ориентируются на них в своих действиях, поступках. Мудрость сказки заключается в том, что ее герои не учат как надо жить, а если и учат, то делают это попутно, без нажима. Пушкин А. С. писал о сказке : «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Именно «намек», а не нравственная сентенция, не резонерское морализирование, не идеологическая директива содержится в сказке. Само понятие «намек» подразумевает актуализацию личной трактовки, индивидуального домысливания содержания сказки каждым слушателем.

Публикации по теме:

Родительское собрание. «Моя семья», 1 младшая группа В этом 2012году (а именно 09 января) президент России Д. А. Медведев издал приказ о проведении в 2012году в Российской Федерации Год российской.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 мая 2013 в 13:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Забелина (УИ 106007) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД