Сказка о звуке [С]

Лилия Галимова
Сказка о звуке [С]

Цель: - знакомство со слиянием прямого слога;

Задачи: - закрепить четкое произношение звука [С] в словах; умение придумывать слова на заданный звук; делить слова на слоги, находить место звука в слове;

- отработать слияние прямого слога, выполнять анализ и синтез прямого слога;

- развивать фонематическое восприятие, умение слушать друг друга.

Методические приёмы: наглядные – рассматривание, придумывание слов к схеме; словесные – беседа, объяснение, словесные упражнения, комментирование; практические – дидактические упражнения, создание проблемной ситуации, индивидуальная работа.

Оборудование: магнитная доска; шапочки для детей с символами звуков [а], [о], [у], [ы], царица Грамматика; картинки со звуком [С]; звуковая схема прямого слога.

Ход

1. Организационный момент

Логопед. Царица русского языка Грамматика приглашает вас в «Комнату сказок», где живет сказка о звуке [С]. Но случилась беда – в сказке появились дырки: маленькие мышата прогрызли странички. Помогите рассказать эту сказку. (Показ событий на магнитной доске).

2. Основная часть

Жил-был звук [С]. Он жил на улице … (как она называется) У него был небольшой уютный домик, который был окрашен (каким цветом)(синим, красным). В доме звука [С] было много вещей, в названии которых есть этот звук. Какие вещи есть в доме звука [С].

(Дети называют слова со звуком [С]).

Дыхательная гимнастика «Насос»

1 — сомкнуть губы.

2 — сцепить пальцы в «замок», поднимая руки вверх, сделать вдох носом.

3 — медленно опуская сцепленные руки, сделать наклон вперед, на выдохе произнести «с-с-с-с-с».

Деление слов на слоги

Стоял чудесный день, наш знакомый звук надел синюю «одежду» и пошел гулять на улицу. Все названия предметов его одежды состояли из двух частей. (Что он надел)

Дети называют предметы одежды, при затруднении «отхлопывают» слоговую структуру слова.

- Да, звук надел куртку, шапку, шарфик, джинсы, джемпер, носки, свитер, майку.

Пальчиковая гимнастика «В гости»

В гости к пальчику большому

(Дети сжимают пальцы рук в кулак, большой палец поднимают вверх, начиная с указательного пальчика, по одному отгибают.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик – малышок

(Пальцы сжимают в кулак, стучат кулаками друг о друга.)

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя!

Придумывание слов на заданный звук

Выйдя на улицу, звук увидел много предметов, в названии которых есть звук [С].

(Дети называют слова, выделяя звук [С] голосом.)

Во дворе гуляли его друзья – гласные звуки: [а, о, у, ы]. Друзья начали играть в мяч и нас тоже приглашают к себе в круг.

(Дети бросают мяч и дополняют части слова до целого слова СА-, СО-, СУ-, СЫ-).

Определение места звука в слове

Вечером к звуку [С] пришли гости – гласные звуки. Все они были одеты в одежду (какого цвета). Друзья решили поиграть в прятки. Звук [С] забирался в разные слова, а друзья его искали. Он спрятался в слово салфетка.

(Дети ищут звук [С] в словах: квас, краска, санки, нос.)

Физкультминутка

Когда все утомились, решили отдохнуть.

А затем спеть песенки. Гласные звуки вставали парами со звуком [С] (дети в шапочках, оставшиеся дети «пели их песенку».

(Дети читают слоги СА, СО, СУ, СЫ; если они произносят отдельно согласные и гласные звуки, объяснить, что песенка была дружной, плавной, звуки не ссорятся и стоят вместе, а не на расстоянии.)

Гимнастика для глаз «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Смотрят на кончик носа.

Чуть присела на карниз,

Смотрят вниз.

А с него свалилась вниз!

Анализ и синтез прямых слогов

Звук [С] решил показать своим друзьям секрет. Он сообщил, что может спрятать песенки, которые они сейчас пели.

(Дети выкладывают схемы прямого слога на магнитной доске и объясняют, как обозначаются согласные, гласные звуки.)

Подбор определений к предмету

Вечер закончился быстро, гласные звуки пошли домой, звук [С] вышел их провожать. На вечерней улице было очень красиво, друзья увидели на небе чудо, в названии которого есть звук [С], а начинается оно со звука [М]. Что увидели друзья?

Дети. Месяц.

Логопед. Как вы думаете, какие красивые слова можно придумать к слову месяц?

Месяц (какой) – (Яркий, холодный, красивый, величественный, сказочный, необыкновенный, грустный, блестящий.)

После ухода друзей звук [С] убрался в домике и лег спать.

3. Итог

В следующий раз, ребята, мы встретимся с друзьями-звуками в другом месте. Вы сегодня хорошо помогали своим друзьям.

Публикации по теме:

Фонематические игры на логопедических занятияхФонематические игры на логопедических занятиях 1. Цель: учить детей различать звуки на слух, соотносить с картинкой, делить на две группы. 2. Цель: учить определять место звука в.

Годовой план работы. Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте) Сентябрь 1. Путешествие в мир звуков. Пр. сод. Познакомить с понятием "звук", учить различать звуки (речевые, музыкальные, бытовые); развивать.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сказка о звуке [С]
Опубликовано: 16 марта 2015 в 18:56
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Фотозарисовка. Вязаные ёжики
Уважаемыеколлеги, доброго времени суток! Уже показывала вам вязаных зайчиков, мишек, девочек. Сегодня хочу представить вашему вниманию вязаных ёжиков. Мои...
Детский мастер класс «Флаг России»
Программные задачи: Знакомить детей с символами страны:гербом, флагом, гимном. Учить наклеивать полосы в определенной последовательности-белая, синяя,...
Мастер-класс для педагогов: Сюжетно — ролевая игра «Магазин музыкальных инструментов»
ель: Знакомство детей с музыкальными инструментами и различными составами оркестров. Задачи: Образовательные: 1. Привлекать детей к правильному...