МААМ-картинки

Сказкотерапевтическое занятие «Деревья — характеры»

Наталья Алыкова
Сказкотерапевтическое занятие «Деревья — характеры»

Цели: развитие навыков рефлексии, творческого и метафорического мышления.

Задачи:

помощь учащимся в осознании черт собственного характера.

тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.

развитие умения эффективно взаимодействовать с окружающими.

Этапы работы:

I. Этап – актуализация знаний учащихся о компонентах сказки, метафорах и героях сказок (в том числе и народных персонажах сказок)

Цели: - погружение учащихся в атмосферу сказки;

- активизация внимания учащихся;

Публикация «Сказкотерапевтическое занятие „Деревья — характеры“» размещена в разделах

- настрой детей на восприятие сказки.

Материалы: спокойная, инструментальная музыка.

Упражнение «Сказочные персонажи».

Время: 10 минут.

Ход упражнения:

- Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Как всем нам известно, в каждой сказки есть «негативные» персонажи, такие как Баба Яга, Змей Горыныч и т. д, и «положительные», такие как Золушка, Иван-Царевич и т. д. Ваша задача по кругу вспомнить сначала, всех «негативных» персонажей, кратко объясняя почему вы отнесли данного персонажа в эту категорию, а затем «позитивных».

Вопросы для обсуждения:

Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?

Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, называли другие участники?

Встречались ли такие персонажи, которых Вы бы отнесли в другую категорию, нежели тот участник, который первым их озвучил?

II. Этап – Основная деятельность

Цели:

- применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя;

- формирование умений расслабляться и снимать напряжение;

- развитие умения эффективно взаимодействовать с окружающими;

- развитие творческого воображения и художественных ресурсов.

Материалы: музыкальные записи; наборы для рисования; листы бумаги формата А4.

Прослушивание сказки «Деревья-Характеры» под спокойную музыку.

Время: 30 мин.

Данный этап состоит из 2 частей:

Часть 1. «Слушание сказки»

Процедура: «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку

Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (сопровождается показом слайдов)

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли. Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам.

У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи.

Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства.

Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину.

Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?

Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры : иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.

У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто.

Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы минуту посидеть в тишине и отследить эмоциональный фон, возникший при слушании сказки. Далее ведущие предлагают детям использовать свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами.

Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать. Время на рисование – не меньше десяти минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущие объявляют:

- Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите. Придумайте имя этому существу или этим существам.

Часть 2. «Найди похожие черты»

- Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку.

Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники – те, кто захочет, – комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения рисунка и слушания сказки. Интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.

Вопросы для обсуждения:

Какие общие черты встречались в рисунках участников группы?

Какие ощущения вызвала проделанная работа?

III. Этап – Завершение

Цели:

- получение обратной связи;

- самоанализ участниками полученного опыта;

- развитие креативности;

- тренировка умения взаимодействовать с окружающими.

Материалы: листочки из бумаги, фломастеры, ручки, на доске - силуэт дерева из картона, музыкальная композиция.

Время: 5-10 мин.

Вопросы для обсуждения:

Какими же качествами обладают ваши деревья – характеры?

Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа?

Как проявили себя эти существа в созданных вами рисунках?

В чем состояла их роль и значение в этих сказках?

Как вы можете охарактеризовать эти существа?

Какими качествами они обладают?

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Игра “Дерево дружбы”

(Воспитание уважения к себе и друг к другу)

- Представьте, что в волшебном сказочном лесу мы увидели “ Дерево дружбы”, только на нем нет листочков. У Вас у всех есть ласковые, красивые имена. Мы сейчас создадим “Дерево дружбы”. Каждый возьмет листочек, который ему нравится и на нем напишет свое ласковое имя. Листочки прикрепим на ветви дерева. Это дерево нашей дружбы. Оно напоминает, что мы умеем уважать и понимать друг друга.

Молодцы! Какое красивое и волшебное получилось у нас “Дерево дружбы”

Литература:

И. В. Вачков. Сказка о деревьях-характерах.

Публикации по теме:

«Деревья в снегу» Конспект по рисованию на тему: «Деревья в снегу» для детей 2 младшей группы. Программное содержание: Учить передавать в рисунке картину.

Интегрированное занятие по окружающему миру с использованием ИКТ «Деревья зимой»Интегрированное занятие по окружающему миру с использованием ИКТ «Деревья зимой» Цели: познакомить детей с особенностями и условиями жизни деревьев зимой; закрепить знания о роли деревьев в жизни зверей и птиц; воспитывать.

Интегрированное занятие в старшей группе с использованием ИКТ «В декабре, в декабре все деревья в серебре…» ]Задачи: учить детей самостоятельно в определенной последовательности создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционных техник рисования.

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятие с детьми ОНР3, ОВЗ в старшей группе детского сада «Деревья» Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР ОВЗ в старшей группе на тему: «Деревья». Составила: учитель –логопед Райвич.

Открытое занятие по окружающему миру «Деревья — главные жители леса» (подготовительная группа) Цель занятия: 1. Развитие познавательных способностей. а) расширить знания о деревьях. б) закрепить знания о строении дерева и дать представление.

Презентация «Берегите деревья» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №138» «Берегите.

Презентация «Лес, деревья» Слайд 2: Что такое лес? Лес – это общий дом для растений и животных. Лес невозможно представить без деревьев. Лес - наше богатство и золото.

Занятие по ФЦКМ в старшей группе с ТНР «Лиственные деревья» Занятие по ФЦКМ в старшей группе с ТНР Тема: Лиственные деревья Задачи: Коррекционно-образовательные: 3. Учить распознавать лиственные деревья.

Занятие по ознакомлению с природой «Хвойные деревья: сосна и ель» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ «ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ ЕЛЬ И СОСНА» Программное.

Занятие по экологии «Сказочные деревья» для детей 5–6 лет Открытое занятие по экологии «Сказочные деревья». Цель: повысить уровень знаний детей о деревьях. Задачи: 1. Обучающая: расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапевтическое занятие «Деревья — характеры»
Опубликовано: 24 мая 2019 в 16:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД