Папки-передвижки

Сказкотерапия как способ успешной адаптации к ДОУ

Алтухова Олеся
Сказкотерапия как способ успешной адаптации к ДОУ

Период вхождения ребенка в сад очень сложен и для родителей, и для малыша. Ведь ему предстоит приспособиться к новым взрослым, новым условиям, новой роли, новому режиму, новой еде и т. д. Все ранее сформированные стереотипы, иммунная система, даже физиологические процессы подвергаются некоторым изменениям. В этом периоде появляется много психологических преград не только у ребенка, но и у взрослого (родителя). Не зря психологи говорят, что залог успешной адаптации ребенка, это готовность родителя к походу в сад ребенка.

Публикация «Сказкотерапия как способ успешной адаптации к ДОУ» размещена в разделах

В «здоровой» семье малыш к 3 годам уже готов сепарироваться от родителей и, следовательно, может посещать детское дошкольное учреждение. У него появился интерес к общению с людьми, как сверстниками, так и взрослыми, его словарный запас и навыки самостоятельности позволяют малышу быть достаточно независимым, а, следовательно, и быстрее адаптироваться. Несмотря на всю готовность к детскому учреждению, ребенок во время поступления переживает адаптационный кризис.

Адаптивные возможности детей раннего дошкольного возраста ограниченны, именно по этой причине резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести малыша к эмоциональным нарушениям. Педагогу-психологу необходимо помочь семье преодолеть этот этап и успешно адаптироваться к новым условиям.

Дети раннего дошкольного возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться не только положительными эмоциями, но и отрицательными, заряд происходит от взрослых, сверстников, во время общения, совместной деятельности, подражания, игры. Именно эти особенности и легли в основу идеи использования сказкотерапии для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Эту любовь прививают родители во время совместного чтения и обсуждения сказки. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей раннего дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал Константин Дмитриевич Ушинский, положительно отзывались Виссарион Григорьевич Белинский и Александр Александрович Пушкин. Ещё наши предки заметили, что наказание в воспитательном процессе меркнет перед сказкой, рассказанной провинившемуся ребенку, из которой становился понятен смысл его поступка.

Так чем же сказка отличается от сказкотерапии? И что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия это молодое перспективное течение в прикладной психологии, которое широко используется в настоящее время в дошкольной педагогике. Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить, что такое «плохо» и что такое «хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе.

Погружение в сказочный мир помогает ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее. В обычном общении ребенок использует небольшой объем слов, интонаций, выражений. В этом случае объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая тем самым интеллект ребенка маловыразительным. И напротив вовремя сказкотерапии, малыш, подражая героям, чаще пользуется красивыми речевыми оборотами, насыщая свой словарный запас.

Сказкотерапия производит на дошкольников «оздоровительный» эффект. Под влиянием сказки ребенок корректирует свое поведение мягко и без потрясений. С её помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера, корректировать поведение.

Сказкотерапия может быть использована как для групповых занятий, так и для индивидуальной работы. Конечно, у индивидуальной работы больше возможностей. У сказкотерапии есть большое поле для творчества и следовательно для проявления себя, ведь сказку в этом случае можно услышать, обсудить, увидеть, проиграть, ощутить. А это способствует развитию сенсорных навыков, конструктивных и исследовательских способностей.

Безусловно, не все дети сразу включатся в процесс и будут в нем активно участвовать, но на первых этапах положительным считается уже то, что ребенок наблюдает за происходящим, при этом забывая на некоторое время, где он находится и что рядом нет мамы. При этом очень важно поощрять живые, естественные и спонтанные реакции детей.

Что характерно, для сказкотерапии можно применять всем известные сказки, и вы будете удивлены, если каждую сказку Вы будете не просто читать, а попытаетесь вникнуть в ее истинный и глубокий смысл, который вложил в нее автор.

Давайте попробуем разобраться, поверьте это не так сложно, как, казалось бы. Я только начну, а дальше вы сами поймете, как читать сказку и на что акцентировать внимание ребенку.

Давайте разберем самые распространенные сказки :

1) Колобок - ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).

2) Волк и семеро козлят - нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче).

3) Красная шапочка - нельзя разговаривать с чужими на улице.

4) Петушок золотой гребешок (это где Петушок в окошко выглядывал, а Кот и Дрозд спасают его от Лисы) - учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде.

5) Репка - всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького.

6) Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

И это лишь малая часть сказок.

Существует огромное множество сказок и для адаптации к саду, которые можно обсудить с малышами, проиграть. Чем облегчить их пребывание в рамках дошкольного учреждения и ускорить их адаптацию.

В рамках сказкотерапии родителям так же рекомендуется задолго (2-3месяца) до похода в детский сад начинать знакомить малыша в игровой форме с садом. Читать и обсуждать сказки, после обсуждения поиграть с ребеночком детский сад, первый поход в сад, можно проиграть режимные моменты. Это поможет ребенку в первые дни в саду чувствовать себя увереннее и, следовательно, спокойнее. Вспомните свои чувства, когда вы находитесь в новом месте с новыми людьми и не знаете, что Вам ожидать в следующую минуту.

И незабываем, что залог легкой и безболезненной адаптации малыша к детскому саду является, как ни странно, готовность родителей к походу своего «чада» в дошкольное учреждение (готовность расстаться с малышом, принять факт того, что ребенок не нуждается в той же мере в маме как раньше и т. д.).

Литература:

1) Зинкевич Т. Д. – Евстигнеева «Формы и методы работы со сказкой», СПб. : Речь, 2008;

2) Капская А. Ю., МирончикТ. Л. «Планета чудес» (Развивающая сказкотерапия для детей) - М. :ТЦ Сфера, 2008

3) Микляева Н. В. ,Толстикова С. Н., Целикина Н. П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» - М. :ТЦ Сфера, 2010.;

4) Шорохова О. А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи дошкольников) – М. :ТЦ Сфера, 2008.;

Публикации по теме:

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка»Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка» из опыта работы) Проблема адаптации детей к детскому саду очень высока, ведь придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс.

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников» К Международному дню сказок на Маам. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов. В наш компьютерный.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике»Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как способ успешной адаптации к ДОУ
Опубликовано: 18 октября 2021 в 14:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД