Мария Кочкина
Сказкотерапия как средство профилактики агрессии у детей с ООП
▼ Скачать + Заказать документы
Группа, в которой я работаю, для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата, но посещают ее также дети с ЗПР (задержка психического развития, дети с РАС (расстройство аутистического спектра, дети с нарушением интеллекта и поведения. Работа ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности детей положительных эмоций, создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности. Самая главная особенность организации работы разновозрастной группы – это приоритетная важность индивидуального подхода к каждому ребенку и профилактика проявления враждебного поведения. В этом нам и помогает использование сказкотерапии, это один из самых эффективных приёмов работы с детьми с ООП дошкольного возраста, которые имеют поведенческие нарушения, агрессивные проявления, нарушение коммуникативных навыков, затруднения в физической, интеллектуальной сфере.
Публикация «Сказкотерапия как средство профилактики агрессии у детей с ООП» размещена в разделах
Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в профилактике агрессии. Сказка служит и методом диагностики, и методом коррекции, и методом профилактики. Но мы остановимся на таком свойстве, как профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Так же, как и любой другой метод практической психологии, сказкотерапия имеет свою специфику, которая заключается в следующих особенностях ее применения.
Во-первых, это возрастные ограничения. Безусловно, сказки полезно и необходимо читать детям всех возрастов, но именно процесс сказкотерапии с анализом и разбором ситуаций, поставленных в сказках, лучше проводить с ребенком, начиная с 3-4 лет. Это связано с тем, что ребенок до этого возраста еще не понимает того, что может существовать иная реальность, сказочная, отличная от нашей повседневной жизни.
Во-вторых, необходимо соблюдать временное ограничение сказкотерапии. С ребенком до 6-7 лет не следует проводить ее дольше 30-40 минут, так как ему трудно воспринимать информацию в течение более длительного времени, его внимание рассеивается, и он начинает отвлекаться. Работой по сказкотерапии стараемся заниматься в первую половину дня, когда приходится основной расход интеллектуальной и нервной энергии или после сна в период с 15 до 16 часов (на это время суток приходится очередной всплеск работоспособности).
В своей работе со сказкой мы используем следующие виды сказок :
Народные сказки. Среди них можно выделить несколько жанров: волшебные, сказки о животных, бытовые. Волшебные сказки имеют одну историческую основу, в них присутствуют многие языческие символы и мотивы. К волшебным сказкам относятся : «Царевна-лягушка», «Сказка об Иване-царевиче и сером волке», «Баба-яга», «Кощей Бессмертный», «Иван-царевич и Царя-девица» и другие.
В сказках о животных детей привлекает элемент узнаваемости. Дети с легкостью могут определить, какой характер человека скрывается за образом животного. Мы используем такие сказки как : «Три медведя», «Теремок», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Волк и коза», «Кот и Лиса» и другие.
Бытовые сказки отражают реальную жизнь с некоторой долей иронии. В них удивительным образом переплетается сочетание возможного в реальной жизни с необычными решениями, применимыми в тех или иных ситуациях. Например: «Каша из топора», «Барин и мужик».
Авторские художественные сказки. Они более насыщенны яркими образами, переживаниями, чем народные сказки, поэтому могут помочь выявить внутренние чувства ребенка. Примеры: сказки Андерсена.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми ООП. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные профилактические меры.
Ряд правил используемых нами для максимального эффекта от сказкотерапии :
1. Анализ сказок
Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка.
После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
• Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
• Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился? И др. …
• Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
2. Рассказывание сказок
Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.
3. Постановка сказок с помощью кукол
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
4. Изотерапия
Сказкотерапия хорошо сочетается с другими методами и упражнениями арт-терапии (песочная терапия, изотерапия, цветотерапия, игротерапия и др.). Ребёнок с помощью красок, пластилина, песка, глины, цветных аппликаций изображает сюжет сказки, обозначая свои эмоции.
Итак, сказкотерапия помогает мягко, без насилия корректировать враждебное поведение ребёнка, снимать напряжение, расслаблять его, воспитывать, прививать извечные ценности и положительные человеческие качества, учить проживать эмоции и справляться с трудностями. При помощи сказкотерапии мы можем максимально корректно и деликатно оказывать детям долгосрочную психологическую помощь в очень лёгкой и ненавязчивой форме.