Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Евгения Крюкова
Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Сказкотерапия, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: В статье описывается метод сказкотерапии, как незаменимый, для развития всех компонентов речи и общего развития дошкольников. Показывается целесообразность данного метода при применении различных вариантов реализации сказкотерапии в условиях дошкольного учреждения.

Ключевые слова: сказкотерапия, сказка, дошкольный возраст, речевое развитие.

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

Умственное развитие детей от двух до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки.

Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 2-3 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, например, сказки «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Мойдодыр». В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям младшего дошкольного возраста.

Художественные сказки делятся на народные и авторские. Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Главная мысль сказки «Маша и медведь» - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно- познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.

Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также определить его характер и отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка- трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно застенчивый, с повышенным уровнем тревожности. Диагностическая сказка может способствовать выявлению состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.

Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают напряжения и возбуждения.

Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Что могут дать такие сказки для детей?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т. е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.

Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:

-диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;

-взаимодействие дошкольника с окружающим миром посредством сказки;

-насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;

Кроме того, сказка помогает ребенку отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности. Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.

Сказкотерапия это:

1. процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нём;

2. процесс переноса сказочных символов в реальность;

3. созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;

4. терапия средой, особой сказочной обстановкой;

5. выявление и развитие творческих способностей;

6. снижение уровня тревожности и агрессивности;

7. развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;

8. укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог";

Задачи развития речи детей решаются с помощью:

- пересказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок.

В педагогической работе особую роль отводим просвещению родителей. Рассказываем о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультируем по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъясняем им о значимости семейного чтения, подчёркиваем его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.

В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.

Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000. – 310 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2003. – 400 с.

3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб., 2002. – 160 с.

4. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 2001. – 304 с.

5. Страунинг А. М. “Росток” Программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста. 2т. – Обнинск, 1996. – 420 с.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаБизиборд как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых.

Лэпбук  как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Проект «Сказкотерапия как средство развития речи» Паспорт проекта Наименование проекта «Сказкотерапия-как развитие речи» Вид проекта Краткосрочный, групповой, творческий. Основные разработчики.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 октября 2018 в 20:57
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Стенгазета ко Дню Матери.
Каждый год в нашем детском саду проходят мероприятия, посвященные Дню Матери. Во многих из них принимают участие воспитанники нашей группы, их мамы и...
Фото отчёт о НОД по аппликации «Рыбки разные бывают»
Цель: - закреплять у детей умение создавать образ рыбки из отдельных частей. Задачи. Обучающие: - продолжать учить вырезать симметричные...
«ИКТ Час» Деловая игра с педагогами ДОУ
[ b]Интеллектуально - деловая Игра "ИК Т Час" [/b] Цель: Повышение педагогической грамотности в умении создавать презентации, использовать...
Фотоотчет о выставке поделок из природных материалов в старшей группе «Осенние фантазии»
Осень - прекрасное время года! Она раскрашивает в разные цвета окружающий мир. Природное творчество неповторимо и оригинально. Славится осень богатым...
Из опыта работы Группа кратковременного пребывания
Одна из проблем с которой сталкиваются и родители и педагоги при поступлении ребёнка в детский сад, является проблема адаптации малыша к новой среде....