Папки-передвижки

Сказкотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Евгения Сюткина
Сказкотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Работая на логопедическом пункте в детском саду, я обратила внимание, что детей, нуждающихся в помощи логопеда, год от года становится все больше. Анализ современных материалов по проблеме профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста выявил необходимость в проведении направленной профилактической работы по предупреждению или смягчению речевых дефектов у дошкольников.

Публикация «Сказкотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. Д. Родари отмечал: «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность

новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и

совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – целостное

развитие личности, забота о душе.

Коррекционные задачи сказкотерапии :

- создание коммуникативной направленности каждого слова и

высказывания ребёнка;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка;

- совершенствование звуковой стороны речи;

- развитие диалогической и монологической речи;

- эффективность игровой мотивации детской речи;

- взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

Элементы сказкотерапии :

- создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, - обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

- приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры,

народному фольклору.

- сотрудничество логопеда с детьми и друг

с другом;

Логопедические сказки

Логосказки – целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Логосказки входят в систему сказкокоррекции (сказкотерапии, так как в них легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей:

Психогимнастика (покажи, как рассердился волк, как испугался зайчик, как обрадовалась Машенька и т. д.);

2. Релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки и стала греться на солнышке);

3. Дыхательные и голосовые упражнения.

4. Упражнения на координацию речи с движением.

Логосказки являются дидактическими, так как создаются учителем-

логопедом, с одной стороны, для коррекции и развития психологической базы речи ребенка с нарушениями речи, с другой, для организации учебного материала по воспитанию языковых и коммуникативных способностей.

- Мимические

- Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

- Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

- Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

- Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).

- Сказки, способствующие формированию связной речи.

- Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

Для лучшего запоминания и произнесения слов логопед использует различные приемы и пособия, помогающие неговорящему ребенку больше действовать и меньше говорить: игрушки, которые одеваются на пальцы ребёнка, игрушки из киндер - сюрприза); различные настольно-печатные пособия объемные ширмы, мини-макеты, перчатки с наклеенными персонажами сказки, сказка на ковролине, маски, карточки с графическими символами, различные видов театров, такие как: с куклами на палочках, рукавичковый, картонажный.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (сорока-белобока, коза и т. д.). Пальчиковые сказки включаются в занятия по сказкам. Например, после прочтения сказки «Курочка Ряба» можно поиграть так. «Вышла курочка гулять…»(Приложение)

Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. К сказке «Три медведя» упражнение «Утро», Приложение, упражнение к сказке «Теремок» для развития общей моторики и формированию умения расслаблять мышцы по контрасту с напряжением

Упражнения для развития речевого дыхания

- договаривание отдельных слов во фразе;

«Ок, ок, ок, у меня. (колобок).

Ка, ка, ка, нет уже. (колобка).

Ок, ок, ок, лиса съела. (колобок)».

-произнесение отдельных фраз сказочных героев; «Произнеси фразы» (по сказке : «Репка», «Курочка Ряба»).

Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова:

«Пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая»;

Вышла курочка гулять и горошка поклевать: «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Зернышки клевать легко!»

-Дыхательно-артикуляционный тренинг «Говорливый ручеек»

Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики.

Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш».

Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность, формирует представления об основных принципах построения связного сообщения (обращение-побуждение, обращение-вопрос, обращение-сообщение). Использование логосказки как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи повышает речевую активность и коммуникативную направленность речи детей.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 21 мая 2021 в 07:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД