Елена Касьянова
«Сказочный круиз». Познавательно-речевой досуг для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие задачи
1. Упражнять практически в понимании и активном употреблении предлогов;
2. Упражнять в образовании относительных прилагательных;
3. Закреплять умение употреблять личные местоимения вместо имён собственных;
4. Закреплять понятия рода имён существительных в связи с числительным;
5. Упражнять в образовании существительных с увеличительным суффиксом -ищ;
6. Продолжать формировать умения различать оттеночные значения приставок в глаголах
Коррекционно – развивающие задачи
Публикация «„Сказочный круиз“, Познавательно-речевой досуг для старшей группы» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
1. Продолжать координировать речь с движениями;
2. Развивать речь, память, мышление, внимание, воображение;
3. Продолжать развивать мелкую и крупную моторику;
4. Развивать конструктивный праксис;
5. Развивать речевое дыхание
6. Развивать пространственную ориентировку
Воспитательные задачи
1. Продолжать работать по формированию положительных взаимоотношений между детьми в группе;
2. Продолжать развивать интерес к речевому общению со взрослыми и между собой;
3. Способствовать включению в речевое общение непопулярных детей (Даня Н.)
Предварительная работа
1. Разучивание загадок и стихов по лексическим темам «Зоопарк» и «Транспорт»
2. Чтение Я. Бжехова «На горизонтских островах», пер. с польского Б. Зазодера; А. Митяев «Сказка о трёх пиратах»
3. Сюжетно-ролевые игры «Морское путешествие», «В зоопарке», «Цирк»
4. Рассматривание картин и иллюстраций по темам
5. Рисование, аппликация, конструирование из счётных палочек, бумаги, геометрических фигур.
6. Собирание разрезных картинок по теме «Транспорт»
7. Изготовление с детьми пособий (человечки из природного материала)
Оборудование
бассейн с водой;
пластмассовый разборный корабль;
цветные камушки;
пластмассовые водоросли;
искусственный грот;
пластмассовые рыбки, осминог;
муляжи животных жарких стран;
природный и бросовый материал;
мольберт;
ватман;
детали корабля из самоклеющейся плёнки;
игрушка-капитан, человечки из природного материала;
бутылка с письмом.
Ход занятия
Дети выходят на улицу. На участке видят надувной бассейн с водой, в нём послание, бутылка с письмом. Логопед достаёт из бутылки письмо.
Л. Как вы думаете от кого это письмо?
Дети называют сказочных персонажей, используя существительные в родительном падеже с предлогом ОТ.
Л. читает письмо вслух:
Дорогие, дети, мы, жители острова Чунга – Чанга, приглашаем вас к себе в гости!.
Л. Поедем в гости? А на чём мы с вами доберёмся до острова, который находится посреди моря?
Дети называют различные виды транспорта и решают плыть на корабле.
Л. У меня есть детали из которых можно построить корабль (раздаёт детали детям)
Л. Саша, какая часть корабля у тебя? Вика, а у тебя?
Дети отвечают полным предложением, используя местоимения с предлогом.
Логопед предлагает самостоятельно построить корабль.
Л. Мы построили наш корабль из пластмассового конструктора, значит корабль какой? (пластмассовый). А если бы мы построили корабль из дерева? Из бумаги? Из металла?
Дети образовывают относительные прилагательные
Л. У нас есть корабль, но нет моря. Давайте наш бассейн превратим в настоящее море.
Даёт детям контейнеры с различным бросовым материалом, игрушечными рыбками, ракушками, искусственными водорослями. Дети украшают бассейн.
Л. Катя, посчитай, сколько красных рыбок плавает. Никита, а ты сосчитай жёлтых рыбок.
Дети упражняются в согласовании числительных с существительными женского рода.
Л. Какое прекрасное морское дно у нас получилось! А скажите, где лежат морские камушки? Где плавают рыбки? Где прячется осьминог? Куда мы поставили корабль?
Дети совершенствуют навыки образования существительных косвенных падежей с предлогами.
Л Море есть, корабль построен, капитан, приглашай пассажиров на корабль.
Логопед даёт игрушечного капитана «непопулярному» ребёнку. Остальные берут человечков и сажают их на корабль.
Ребёнок – капитан передвигает корабль по воде. Перед кораблём всплывает осьминог.
Логопед обращает внимание детей на большого, страшного осьминога:
У него не глаза, а …
У него не голова, а …
У осьминога не рот, а …
Дети повторяют предложение и договаривают слова с увеличительным суффиксом -ИЩ
Л. Ребята, а осьминог-то вовсе и не злой, он просто хочет с вами поиграть в прятки.
Логопед прячет осьминога за камень, под камень, на камень, подплывает к кораблю, отплывает от корабля.
Дети упражняются в активном употреблении предлогов и в образовании приставочных глаголов.
Осьминог попрощался и уплыл в грот.
Физкультминутка
Дети встают вокруг бассейна, говорят слова и выполняют действия:
К морю синему спустились, Дети идут к бассейну.
Наклонились и умылись. Наклоняются, трут лицо руками.
Раз, два, три, четыре - На каждую строчку четыре движения
Вот как славно освежились. ладонями к лицу.
А теперь поплыли дружно. Идут по кругу, взявшись за руки.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс, Показывают «брасс».
Одной, другой – это кроль, Показывают «кроль».
Все как один плывём как дельфин. Идут по кругу, сложив вытянутые руки.
Вышли на берег крутой Меняют направление движения,
И отправились домой. маршируют.
Л. Пока мы с вами играли, ветер стих и корабль остановился. Давайте вместе подуем на паруса, чтобы корабль плыл дальше.
Дети делают глубокий вдох носом и дуют на паруса (3-4 раза)
Л. Вот и доплыл наш корабль до острова «Чунга – Чанга». Что же за жители на нём живут?
Дети загадывают друг другу загадки о животных жарких стран. Логопед при отгадке достаёт животных.
Загадки
Сел Егор между гор.
Говорит: «А ну-ка, горы
Молодца везите в город!»
(Верблюд)
Некрасивый он пожалуй …
Вместо носа – шланг пожарный,
Уши вроде опахал,
Ростом с башню отпахал
(Слон)
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын ….
(Жираф)
На носу он носит рог
И зовётся …
(Носорог)
Что за лошадки
На всех полосатые рубашки?
(Зебры)
Л. Животные мне сказали, что они пригласили вас, чтобы подарить вам подарки.
Логопед достаёт корзину с фруктами. Дети благодарят животных и приглашают их к себе в гости. А чтобы животные могли добраться до нас по морю, дети делают для них большой корабль (коллективная аппликация «кораблик Дружба». На ватмане изображён контур корабля. Логопед спрашивает детей: Без чего кораблик?
Дети упражняются в употреблении предлога БЕЗ с родительным падежом существительных
После аппликации дети слышат гудок корабля, капитан приглашает всех в обратный путь.
По прибытию в детский сад логопед спрашивает детей: «Что вам запомнилось из нашего морского круиза?
«Дыхательное упражнение»
Л. Сделайте глубокий вдох носом. Задержите дыхание. На одном выдохе назовите понравившееся животное.
Дети по очереди называют одно из запомнившихся животных.