МААМ-картинки

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Русская изба»

Ермоленко Елена Владимировна
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Русская изба»

Конспект «Русская изба» для детей подготовительной группы

Занятие «Русская изба»

Цель:

Продолжить знакомить детей с бытом и предметами утвари русской избы, и традициями русского народа.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы „Русская изба“» размещена в разделах

– Закреплять знание детей о избе – жилищем крестьянской семьи, о предметах старинного русского быта (печь, посуда, лопата, коромысло и т. д.);

– Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло;

– Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр;

– Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства;

– Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберега;

– Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др., блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, избы утвари, записи русских народных песен.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

(Воспитатель, в русском народном костюме – хозяйки избы, встречает детей).

– Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

– Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».

– Что это означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте!

Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите! Отгадайте загадку.

Стоит жилище деревянные бычища,

Внутри печь да дрова, это русская… (изба) Правильно.

Давайте вспомним, старинную утварь в избе, что такое рубель, прялка, люлька, посуда, какие старинные игрушки знаете. Для чего они нужны? (Облегчить труд людям)

А сейчас отгадайте загадку

Зимой нет, теплей, летом нет, холодней (печь).

Чего из избы не вытащишь? (печь).

Презентация со слайдами

Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня мы поговорим о печи. А теперь, послушайте: есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь - матушку.

Воспитатель обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта, печь. Дети садятся на лавки вокруг экрана.

Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь – печник, пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовалось как можно меньше.

Образ русской печки хорошо вам всем знаком. Русская печка всегда стоит в центре дома, чтобы обогревать все его уголки равномерно. Обычно печь начинали топить с середины октября и топили до апреля или мая.

– А как вы думаете, а чем топили печку?

1. дровами от таких пород деревьев, которые дают хороший жар (береза, сосна, яблоня);

2. древесным углем;

3. древесными отходами – щепа, кора;

4. кизяками, торфом

Люди говорили в народе «Без печки и хата не хата», «Мала печка, да тепленька». С печью связаны вся жизнь и весь быт крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами.

– Ребята скажите, а для чего нужна печка?

• Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, травы, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка – полати. Особо крупные печи использовались, в том числе и для того, чтобы помыться: после растопки под очищали, выметая тщательно золу и выстилали соломой, ставили внутрь чугуны с водой, после чего можно было использовать печь в качестве своеобразной мини-бани. Взрослые мылись сами, чаще по одному, а детей и стариков подавали внутрь на деревянной лопате.

• Она напоит, и накормит, обогреет, а если надо – и вылечит. Одно слово Печь – Матушка! Печь кормилица!

– Ребята скажите, а образ печки в каких сказках есть и где она помогает?

(она прячет Машу и её братца от злых гусей – лебедей; везет Емелю к царю; да и колобок бабка состряпала и испекла в печке.)

– Сначала избы на Руси были курными, то есть без печной трубы. Отапливали их с помощью курной печи. Дым выходил на улицу просто через дверь, и оседал толстым слоем копоти на потолке. Это потом русские печки обзавелись трубами.

Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Хозяйка с хозяином долгими зимними вечерами усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, вышивала, ткала, а хозяин плёл корзины из прутьев или лапти. Резал из дерева миски и ложки, долбили ковши.

Люди не толь умели хорошо работать, но и весело отдыхали: пели песни, водили хороводы. Пора и нам отдохнуть, поиграть в игру

Игра «Ваня, Ваня простота»

– Ваня, Ваня, простота (идут по кругу)

– Купил лошадь без хвоста

– Сел задом наперёд (идут спиной по кругу)

– И поехал в огород

– Как доехал до горы (идут в круг)

– Закусали комары (щекочут друг друга)

В русской печи нередко имелись многочисленные полочки и ниши где, хранились посуда, горшки, чугунки – чугунная огнестойкая посуда.

Правый от печи угол назывался бабий кут. Отсюда и слово «закуток», то есть отгорожение. Здесь командовала хозяйка. Все было приспособлено для приготовления пищи, а также приспособления для работы с печью, печной совок – для очистки печи от золы, ухват или рогач им – ставили или доставали из печи чугуны, садник – это деревянная лопата для посадки и доставания из печи хлеба и выпечки, кочерга – для лучшего укладывания дров в огне, перемешивания углей, очистки печи, здесь же стояла прялка, рубель, коромысла.

Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу. Обратите внимания ребята, все в избе делалось своими руками.

Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. Вот послушайте:

Длинная рука чугунок держит за бока (ухват).

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит. (чугунок).

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло.

Держит ведра. в них вода. (коромысло).

Выпускает жаркий пар

Древний чайник. (самовар).

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят. (лапти).

Новая посуда, вся в дырках (решето)

(Кто отгадал, тот показывает, как пользовались утварью)

Другой, левый от печи, угол назывался «красный».

Ребята, а как вы думаете почему «красный»? То есть красивый. Здесь стояли стол, скамейка, висели иконы. Это было особое место для гостей.

А какие поговорки вы знаете о гостеприимстве?

– Что есть в печи – на стол мечи.

– Умей в гости звать, умей и угощать.

– Когда семья вместе и душа на месте.

Русский народ всегда славился гостеприимством.

Послушайте загадку:

• У носатого, у Фоки, постоянно руки в боки.

• Фока воду кипятит, словно зеркало блестит. (самовар)

На столе в избе всегда стоял горячий самовар.

Самовар изобрели давно в городе Туле. Вода в самоваре быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился и до наших дней.

Воспитатель: Раньше в старину на Руси обереги, (помните мы с вами делали куклу пеленашку) почитали, верили в домового. Верили, что они приносят в дом счастье. И мы хотим принести в дом кусочек счастья. Сейчас мы сделаем для наших гостей оберег счастливые подковы. Проходите все ко мне, я расскажу, вам как мы будем лепить подковы!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая у меня красивая, необычная подкова. Какого она цвета?

Дети: Желтого

Воспитатель: Правильно! А чем она украшена?

Дети: Яблоками и листиками.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Яблоки – красного, листики – зеленого.

Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы слепить такую подкову нам нужно тесто разного цвета: желтое – для подковы, красное – для яблок и зеленое – для листьев.

Воспитатель: Подковы мы будем выкладывать на основу из картона.

Воспитатель: На каждой основе нарисована изогнутая линия, на которую вы будете выкладывать свои подковы (показ линии).

Воспитатель: Ну, а теперь я вам расскажу и покажу, как мы будем лепить: Сначала берем тесто желтого цвета (показ). И раскатываем из него колбаску. (Показ способа раскатывания). Затем выкладываем колбаску на основу, строго по линии. Если колбаска получится очень длинной, то вам нужно будет отрезать лишнюю часть стекой. А если, наоборот, короткой – то раскатать и сделать длиннее.

Воспитатель: После этого прижимаем колбаску пальцами к основе (показ).

Воспитатель: Правильно! Молодцы!

Воспитатель: Как вы думаете, что мы будем лепить дальше?

Дети: Яблоки.

Воспитатель: Какого цвета тесто нам для этого нужно?

Дети: Красное.

Воспитатель: А как мы будем лепить яблочки?

Дети: Скатывать шарики.

Воспитатель: Правильно! Посмотрите и сосчитайте, сколько яблок на моей подкове?

Дети: Три!

Воспитатель: А вы на своей подкове можете сделать больше яблочек.

Воспитатель: Начинаем лепить. Свою подкову вы можете украсить не только яблоками, а придумать свои фрукты или ягоды.

Воспитатель: Готова наша подкова?

Дети: Нет.

Воспитатель: А чего еще не хватает?

Дети: Не хватает листьев.

Воспитатель: Какого цвета тесто нам нужно?

Дети: Зеленое.

Воспитатель: Я беру зеленое тесто и отщипываю от него небольшой кусочек. Затем скатываю из него овал и прищипываю один конец листика большим и указательным пальцами.

Воспитатель: А для того, чтобы наши яблочки и листочки крепко держались на подкове, мы должны приложить их к влажной тряпочке. (Показ педагога)

Воспитатель: Готова наша подкова?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы запомнили, последовательность нашей работы?

Дети: Сначала лепим подкову, потом яблоки, затем листики.

Воспитатель: Теперь проходите на свои места и начинайте работать (дети рассаживаются за столы, педагог оказывают индивидуальную помощь детям, по ходу лепки педагог обращает внимание детей на последовательность действий).

Воспитатель: Ой, какие красивые подковы у вас получились! Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье. Подарите их нашим гостям. Дети дарят подковы.

Воспитатель: Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.

Воспитатель: А мы для тебя хозяюшка и для наших гостей исполним частушки.

Кто сказал – частушки вроде,

В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе!

Эх, как выйду я плясать,

Ножками задрыгаю –

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

Эх, раз, полтора,

Бежит печка со двора,

А за нею – чашки

От грязнули Машки.

Как у нашего Егора

Пузо стало, как пригорок –

Целый день он на печи

Уплетает калачи.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

До свидания, гости дорогие! Приходите ещё к нам в гости!

Публикации по теме:

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Здравствуйте, дорогие коллеги! Решила поделиться с вами фотографиями нашего садиковского музея "Русская изба". Конечно, эту идею до нас.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему «Русская изба»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему «Русская изба» Интеграция образовательной деятельности: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .

Конспект НОД по ИЗО «Русская изба»Конспект НОД по ИЗО «Русская изба» Конспект НОД по изо "Русская изба" Цель: знакомство дошкольников с условиями жизни и бытом русского народа. Задачи: Образовательные  .

Конспект НОД «Русская изба».Конспект НОД «Русская изба». Конспект НОД "Русская изба". Программное содержание: • Продолжить знакомство детей с традициями русского народа, рассматривание русской.

Обзорная экскурсия с детьми подготовительной к школе группы «Русская изба»Обзорная экскурсия с детьми подготовительной к школе группы «Русская изба» Этнографический музей «Русская горница» основан 2 сентября 2009 года Руководитель музея Ремигайло Надежда Владимировна, воспитатель Помощник.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей»Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей» Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Русская изба»
Опубликовано: 13 марта 2022 в 15:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД