МААМ-картинки

Логопедический проект «Слова-враги, слова-друзья. Антонимы. Синонимы»

Светлана Алексеевна Андрюхина
Логопедический проект «Слова-враги, слова-друзья. Антонимы. Синонимы»

Актуальность проекта.

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством, на наш взгляд, является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи- и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать –и я пойму» - так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

Публикация «Логопедический проект „Слова-враги, слова-друзья, Антонимы, Синонимы“» размещена в разделах

Но как быть логопедам? Где найти свое место в проектной деятельности группы? Этот вопрос для себя мы решили так: кроме участия,в проектах, которые проводят педагоги группы, попробовать организовать свой – логопедический проект. В первую очередь, конечно он должен носить коррекционную направленность, т. е. участвуя в нём дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Очевидным является тот факт, что русский язык – очень сложный по своим парадигматическим отношениям. Наша лексика включает в себя исторически, иностранные слова и почти к каждому слову можно подобрать несколько синонимов. Ребенку – дошколёнку трудно сразу овладеть всеми отношениями слов, трудно построить свою фразу так, чтобы все слова правильно согласовывались друг с другом – «дружили». Особенно трудно это делать малышам с нарушениями речи. Тем более трудная стоит задача для педагога – организовать наблюдение детей за языковой действительностью, сделать этот процесс увлекательным и интересным занятием.

Представляем вашему вниманию:

Логопедический проект «Слова – враги, слова – друзья. Антонимы. Синонимы»

Цель:

познакомить детей с многообразие слов родного языка;

пополнить словарный запас с разнообразными смысловыми оттенками и правильным пониманием смыслового значения слов;

научить быстро и безошибочно подбирать похожее по смыслу слово, слова противоположного значения;

научить применять на практике грамматические правила;

учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли;

совершенствовать устную речь будущих школьников;

Задачи:

на уровне наблюдений сформировать у детей начальные представления о многообразии слов в русском языке;

познакомить детей с некоторыми синонимами, антонимами;

развивать грамматические умения и способствовать формированию готовности к школьному обучению;

развивать экспрессивную лексику, расширять и обогащать словарь детей по лексическим темам.

Участники проекта :

дети старшей логопедической группы «Почемучки»;

дети подготовительной логопедической группы «Знайки»;

родители;

учителя – логопеды;

воспитатели логопедических групп.

Тип проекта :познавательно – творческий, краткосрочный.

Этапы проекта :

I.Подготовительный этап (информационно-аналитический).

II. Основной этап реализации проекта (практический).

III. Заключительный этап (подведение итогов).

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический).

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. На подготовительном этапе работы:

- учителя – логопедыпознакомили детей с понятиями «синонимы», «антонимы»;

- на фронтальных логопедических занятиях по лексике и грамматике дети учились подбирать одинаковые по смыслу слова (синонимы, и находить слова противоположные по значению (антонимы) и использовать их в свободной речи;

- воспитатели логопедическихгрупп работали с детьми над различением двух категорий слов : антонимы, синонимы.

II. Основной этап реализации проекта (практический).

Основной этап включает в себя непосредственную работупо теме, которая осуществлялась через:

- дидактический материал (игры, лото, предметные картинки и т. д.)

- литература (стихи, потешки, загадки и т. д.)

- речевые игры («Подбери точное слово», «Скажи наоборот», «Сравни внимательно» и т. д.)

- прогулки (во время прогулок воспитатели логопедических групп нарабатывали словарь по данной тематике, составляли предложения с синонимами и антонимами, находили похожие и не похожие предметы в группе, на территории детского сада и на своём игровом участке)

III. Заключительный этап (подведение итогов).

Данный проект оказал положительное влияние на:

1. Детей:

- положительная динамика речевого развития;

- употребление антонимов и синонимов в повседневной рече;

- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

2. Родителей:

- положительная оценка деятельности ДОУ;

- готовность и желание помогать;

- активизация педагогического потенциала родителей,

- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;

- чувство удовлетворенности от совместного творчества.

3. Педагогов:

- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;

- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- удовлетворенность собственной деятельностью;

- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через

разнообразные формы и методы работы;

4. ДОУ:

- благоприятные условия для профессионального роста педагогов;

Итогом нашей работы стала выставка рисунков детей на тему: «Слова – враги, слова – друзья. Антонимы. Синонимы»

Заключение.

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.

Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Список использованной литературы

1 Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» - М., 2010 г.

2. Кондратова Н., Бывшева А., Дружинина Л. «Антонимы. Прилагательные» - М., 2010 г.

3. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. «Образовательные проекты в группе для детей с ОНР» - М., 2012 г.

4. Кузьмина М. «Развитие речи. Противоположности» - М., 2014г.

5. Комарова Л. А. «Автоматизация звуков» - М., 2009 г.

Публикации по теме:

Игра-путешествие «Слова, слова, слова — их волшебная страна». Сценарий праздника в подготовительной группеИгра-путешествие «Слова, слова, слова — их волшебная страна». Сценарий праздника в подготовительной группе Задачи: 1. Закрепить полученные знания по темам: - правильное употребление прилагательных в речи; - развитие активного и пассивного словаря;.

Занятие по речевому развитию «Слова-антонимы» Тема: «СЛОВА – АНТОНИМЫ». Цели: Учить детей правильно подбирать слова – антонимы, составлять рассказ, по демонстрируемому действию используя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический проект «Слова-враги, слова-друзья. Антонимы. Синонимы»
Опубликовано: 21 июня 2015 в 17:57
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД