МААМ-картинки

Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста

Анна Банакова
Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

I.Значение слушания музыки.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоц-го воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Более того, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека : музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Публикация «Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Дети приобщаются к муз. искусству в процессе различных видов муз. Деятельности:

-восприятие

-исполнительство

-творчество

-муз. образовательной деятельности.

Первым звеном в системе муз. воспит является слушание музыки – это ведущий вид музыкальной деятельности. В процессе слушания музыки у детей формируется любовь к музыке, потребность в ней. Для формирования эстет восприятия музыки важно не только понимать ее содержание, но и различать средства выразительности.

Работа по приобщению слушания музыки способствует тому, что дети начинают чувствовать т осознавать хар-р музыки, настроение выражаемое в ней, а затем уже выражают эти настроения в своей исполнительской и творческой деятельности.

Слушая муз. произведение дети знакомятся с более сложными, разнообразными муз. произведениями, чем те, которые они могут исполнить. Это способствует обогащению их муз. опыта, развивает интерес к музыке, расширяет муз кругозор, повышает муз восприимчивость детей, их эмоц. отзывчивость, воспитывает муз. вкус; развивает умственные способности, нравств. качества – происходит всестороннее развитие личности ребенка.

II.Задачи по слушанию :

Осн. задача – формирование основ муз. культуры. Эта задача осущ-ся с помощью след-х:

1. Знакомить детей с худ. доступными их восприятию образцам соврем, класс, народ музыки.

2. Развивать муз. восприимч-ть детей, способность эмоц. откликаться на чувства выраж. в музыке.

3. Различать муз. образы (обобщенный образ идеи произведения).

4. Дать детям перврнач-е сведения о музыке, подводить их к запоминанию муз. произв, различению их содержания, хар-ра средств муз выразит, формировать оценочные отношения (подг. гр)

Все задачи видоизменяются и усложняются в каждой возрастной группе.

Содержание в программе:

С. п включает 3 осн. направления:

1. Ознакомление с муз произведение, их запоминанием, накопление муз впечптлений.

2. привитие навыков культуры слушания музыки

3. Формирование муз вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений перврначальных сведений о музыке.

В Программу по слушанию входят произведения, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг жизненных явлений, переданных в музыке; усложняются и выразительные средства.

В основе слушания лежат три взаимосвязанные темы.

1. «Какие чувства передает музыка Детей знакомят с музыкальными жанрами, с различным характером произведений, расширяют словарный запас (праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, веселая). Тема направляет, внимание детей на эмоциональное содержание музыки.

2.«О чем рассказывает музыка Музыка может рассказывать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях.

3.«Как рассказывает музыка Музыка имеет свой язык, свою речь (мелодию, ритм, динамические, регистровые нюансы, темповые изменения). Постепенно дети приобщаются к музыкальной речи.

К концу пребывания в детском саду ребенок способен узнавать произведение в целом, отдельные его части, припев, заключение. Имея запас знакомых музыкальных произведений, он может различать их виды, характерные особенности (марш, пляска, колыбельная). У него формируются первоначальные представления о содержании песен, пьес, их форме (вступление, заключение, запев, припев, часть, наиболее ярких средствах выразительности.

III. Характеристика муз. репертуара.

Важными особенностями репертуара для слушания являются :

1. художественность

2. доступность

3. тематическое и жанровое разнообразие с учетом возр. возможностей.

Произведения по слушанию музыки для детей д. в – это музыка русских, зарубежных, современных композиторов, народное творчество. – это произведения преимущественно из детских альбомов написанных композиторами в разные истор эпохи

Пример: Александр Гречанинов «Бусинки», П. И Чайковский «Детск. альбом», Роберт Шуман «Альбом для юношества».

Так же входят произведения которые хорошо воспринимаются детьми в силу эмоц образного содержания музыки (Вивальди, Моцарт, Глинка).

Доступность: Эмоц. содержание должно соответствовать эмоц. опыту ребенка. В основном программная музыка : с заголовком, смыл. музыки понятен, близок по содержанию.

Для слушания используется вокальные и инструментальные произведения

Мл. д. в доступнее вокальная форма звучания. Половину произведения для слушания составляют вокальные произведения. Дети слушают контрастные по характеру произведения отражающие яркие, близкие образы. (Наша погремушка – Арсеева, Кошка – Александрова).

Ср. д. в – используется более сложный репертуар. Песни отражают явления природы (Осенняя песенка – Александрова).Значительное место занимает инструмент. музыка (Моя лошадка - Гречанинов, Бабочка – Грига).

Ст. д. в – знакомят с произведениями различных жанров передающих разнообразные чувства.

(Марш деревянных солдатиков – Чайковский; Колыбельная – Свиридова; Первая потеря – Шуман)

IV. Формы работы по слушанию музыки.

Работа по развитию навыков слушания музыки проводится :

- на музыкальных занятиях

- в развлечениях

- в ходе других занятий

- как самостоятельная деятельность.

Слушание музыки может использоваться на занятиях:

- по ознакомлению с окружающим (Дети знакомятся с явлениями природы – Дождик и Радуга- Прокофьева; Холодно,холодно –Гречанинов).

- по развитию речи – музыка помогает лучше воспринять художественный образ (Рассказывание сказки – спеть песенку персонажей: Сказка о царе Салтане – слушание фрагмента Римского-Корсакова).

- по ИЗО

Прослушивание музыки можно включить в праздники, развлечения. Особой формой по слушанию являются концерты. На них знакомят с творчеством композиторов, с муз. инструмен. и жанрами.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Статья о музыке «Музыка как средство воспитания»Статья о музыке «Музыка как средство воспитания» Музыка как средство воспитания «Музыка – поистине общечеловеческий язык» К. Вебер Музыка как средство воспитания с древних времён в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 августа 2013 в 23:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Банакова (УИ 120168) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД