Получи документы

Сообщение для воспитателей «Цвет как одно из главных средств развития художественных способностей дошкольников»

Марина Соломонова
Сообщение для воспитателей «Цвет как одно из главных средств развития художественных способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

С первых месяцев жизни цвет является сильным раздражителем для зрительного восприятия ребёнка. Он щурится от солнечного света, яркие игрушки вызывают у него восторг, и он тянется к ним руками. Если понаблюдать за малышом, то можно заметить его избирательное отношение к цвету. Дети младшего возраста чаще всего выделяют тёплые цвета. Оттенки красного, желтого, оранжевого привлекают их внимание и побуждают к действию. С самого рождения цвет управляет эмоциональным состоянием человека, вызывает те или иные чувства, формирует отношение к природному миру. Детей радует яркий цветок, они хотят покормить птичку в клетке с ярким оперением, могут выбрать в друзья Дашу или Сашу только потому, что у неё (у него) яркая шапочка или нарядные сапожки.

Публикация «Сообщение для воспитателей „Цвет как одно из главных средств развития художественных способностей дошкольников“» размещена в разделах

Цвет как объект изучения всегда привлекал внимание ученых, психологов, искусствоведов. Он является одним из самых сильных средств выразительности художников – живописцев. Хорошо развитое чувство цвета помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить душевный комфорт. Поэтому важно научить детей уже в дошкольном возрасте выражать цветом свои чувства, эмоции. Цветом можно передать настроение осеннего дня, тишину, своё эмоциональное состояние. Кроме того, цвет помогает передать характер музыкального произведения.

Знание тёплых и холодных оттенков помогает ориентироваться в многообразном мире цвета, света и тени, поэтому главными задачами в работе с дошкольниками по ознакомлению с цветом являются следующие :

• Знакомство с основными цветами (красный, жёлтый, синий)

• Получение новых цветов путём смешивания основных красок

• Знакомство с тёплыми и холодными цветами и оттенками

• Знакомство со свойствами белой краски (смягчать, осветлять).

Чтобы научить детей передавать эмоциональное состояние цветом, нужно помочь им увидеть, почувствовать состояние объектов в световоздушной среде. Так, ребёнок может убедиться в том, что лучи заходящего солнца окрашивают небо в самые разные, порой невероятные тона, изменяют привычную для глаз окраску снега, отражаются разноцветными бликами на стенах домов. Цвет снега меняется в разное время суток, при разном состоянии погоды. Чтобы дети могли использовать в полной мере такое средство изобразительности, как цвет, нужно помочь познать им секреты образования цветовых оттенков. Для этого используются такие игровые упражнения, как «Разноцветные ручейки», «Моё настроение», «Прятки с Капитошкой», «Радуга в воде». Эти игры с красками помогают сделать занятия интересными, доступными даже для детей младшего возраста.

Например, «приглашая» краску на прогулку, дети «гуляют» по листу бумаги где им нравится – вверх, вниз, влево, вправо, нанося мазки разной формы одного цвета. Скучно стало одной краске, например, красной, «гулять». Захотелось ей с кем – нибудь поболтать. Решаем вместе с детьми, какую краску пригласить на прогулку вместе с красной. Выбираем синюю. Дети производят те же действия с синей краской, что и с красной. «Гуляя» по дорожкам рядом с красной или встречаясь с ней, то есть перекрывая красный цвет, синяя краска «оживает». Там, где встретились две краски, появился фиолетовый след – грустный, тёмный, таинственный. Там, где краски не встречаются, не хотят дружить, им надо помочь. А сделать это может белая краска. Приглашаем её погулять, втроём будет веселее! Белая краска «идёт» по дорожке между красной и синей, «берёт их за руки» (касается красной и синей, частично перекрывая и ту, и другую. Появляется бело-розово-голубая гамма. А там, где был грустный фиолетовый след, с появлением белой краски всё меняется. Лист закрашивается очень приятными для глаз цветовыми сочетаниями сиреневых, розовых, голубых тонов с пятнами красного, синего, белого цвета. На следующем занятии на прогулку можно пригласить другие краски, например, синюю и зелёную, желтую и красную, коричневую и желтую. Главное, не забыть прихватить белую краску для получения новых оттенков более светлого, нежного тона. После серии таких игровых упражнений дети самостоятельно выбирают краски для закрашивания листов, которые используются для рисования разных сюжетов.

Другой приём в закрашивании листа с целью получения интересной цветовой гаммы - рисование своего настроения. Краски, так же, как и человек, и всё в живом и неживом мире, имеют своё настроение. Есть краски весёлые, спокойные, грустные, мрачные. В зависимости от своего собственного настроения ребенок выбирает те краски, которые соответствуют этому настроению, подчас совершенно неосознанно, чисто интуитивно. Каждый раз появляется новое цветовое сочетание. В дальнейшем эти листы можно использовать для рисования на тему «Времена года» («Хмурый день», «Голубая весна», «Золотая осень» и т. п.)

Интересен приём рисования потёками, когда на мокрый лист наносятся мазки красками (акварелью) разного цвета. Поднимая лист вертикально и поворачивая его вокруг оси, можно наблюдать, как цветные ручейки, обгоняя друг друга, устремляются вниз, меняя направление. Так создаются непроизвольные узоры в самых разных сочетаниях цвета и линий. Этот приём незаменим при рисовании керамических изделий, весеннего половодья, осеннего дождя за окном.

Игры с красками должны проходить весело, ненавязчиво. Например, игра «Прятки с Капитошкой». Приходит в гости Капитошка (мягкая игрушка, предлагает детям поиграть. Просит показать кисточки. Дотронувшись до них, Капитошка превращает их в своих маленьких братишек и начинает играть с ними в прятки. Называем маленьких Капитошек Кап-Капками. Капитошка закрыл глаза, а Кап-Капки побежали по листу (смочили его водой для рисования по-мокрому, увидели баночку с красной краской и спрятались в ней. Капитошка посмотрел, никого не увидел, стал искать под столом, а Кап-Капки выглянули из баночек и побежали по бумаге, оставляя за собой следы-кляксы. Капитошка посмотрел, а Кап-Капки попрыгали в баночки с водой, искупались в ней и показались чистыми и довольными тем, что он их не нашёл. Капитошка глаза закрыл, а Кап-Капки прыгнули в баночку с жёлтой краской, а затем на лист бумаги и стали резвиться. Красные и жёлтые кляксы смешались, превратили лист в чудесный осенний красно-жёлто-оранжевый ковёр. Вернулся Капитошка. А Кап-Капки успели в воде искупаться и стали опять чистыми и довольными. Посмотрел Капитошка на лист, где Кап-Капки бегали-играли, и увидел интересные яркие кляксы. Одна похожа на цветок, другая – на бабочку, третья – на осьминожку. Удивился Капитошка и предложил детям отгадать: кто ещё спрятался в кляксах? Дети, поворачивая лист, ищут сходство цветных пятен с чем-либо. Воспитатель помогает уточнять сходства.

На следующее занятие готовим две краски другого цвета (синего и жёлтого, синего и белого). Каждый раз появляются новые варианты цветовых сочетаний, новые силуэты. Так постепенно просыпается детское воображение. Добавляя детали (глаза, уши, хвосты) к бесформенным пятнам, ребёнок добивается максимального сходства с тем, что он видел или придумал. Так каждый раз появляется новый образ.

Много разных игровых приемов можно придумать для ознакомления детей с цветом. Развивается и обогащается чувство цвета на занятиях «Портрет осени», «Праздник цвета», «Какого цвета снег, «Настроение весеннего неба», «Тёплый цвет-холодный цвет», «Рисуем добрых и злых сказочных героев» и др.

Помогут и такие мероприятия, как целенаправленные наблюдения в быту, экскурсии на природу, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, ознакомление с произведениями живописи, народно-прикладного искусства.

Публикации по теме:

Презентация «Путешествие по сказкам» Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одну презентацию, "Путешествие по сказкам". Дети очень любят отгадывать загадки, а красочные.

Счастье есть… Счастье есть – его нужно только заметитьЯ открою тебе необычный секрет,О котором известно всем детям…[cut=Читать далее. ]Позабыли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение для воспитателей «Цвет как одно из главных средств развития художественных способностей дошкольников»
Опубликовано: 28 ноября 2013 в 14:27
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение для воспитателей «Цвет как одно из главных средств развития художественных способностей дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Соломонова (УИ 138810) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД