МААМ-картинки

Дошкольники-волонтеры как новая форма социально-коммуникативного развития

Светлана Гнилицкая
Дошкольники-волонтеры как новая форма социально-коммуникативного развития
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение «Дошкольники-волонтеры — новая форма социально-коммуникативного развития»

Одной из современных инновационных форм работы с социумом в дошкольном образовании является волонтерская деятельность

Волонтёрская деятельность -это широкий круг деятельности, включающий предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Публикация «Дошкольники-волонтеры как новая форма социально-коммуникативного развития» размещена в разделах

Существует проблема волонтерского движения – это отсутствие опыта у детей дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Главной целью этого движения, является воспитание духовно нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Основной задачей дошкольной организации является научить ребенка жить в социуме. Организация деятельности волонтерского движения в детском саду при активном участии педагогов, родителей и детей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств: милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений.

Что бы реализовать данную технологию, в дошкольном учреждении я создаю необходимые условия в каждый режимный момент, например: дети старших групп, помогают малышам подготовиться к прогулке, включаются в сюжетно-ролевую игру с малышами, учат их этой игре. На репетициях у малышей дети из подготовительной группы помогают разучивать стихи, песни и танцы для утренников. Успешно реализовать в нашем учреждении, ее можно, когда старшие дошкольники берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в группе или на прогулке. Такое разновозрастное общение помогает детям из младших групп легко пройти процесс адаптации и формировать необходимые социально-значимые качества личности.

Большинство воспитателей не считают проведение данной технологии своей первостепенной задачей, ссылаясь на нехватку времени и отсутствие опыта.

Не секрет, что неумение детей старшего дошкольного возраста играть в сюжетно-ролевые игры кроется, прежде всего, в отсутствии у дошкольника разновозрастного общения, не был передан игровой опыт.

Самых активных волонтеров из числа детей подготовительных групп можно отметить и наградить грамотами и памятными подарками во время выпускного бала, а благодарным малышам поставить танец для волонтёров и прочитать стихи-благодарности и пожеланий успеха будущим первоклассникам.

Можно так же проводить волонтерские акции с участием родителей и детей, но перед тем, как вовлечь родителей в волонтерское движение, необходимо провести родительское собрание и узнать об их отношении к волонтерству. А так же составить тему, план и содержание мероприятий. После подвести итоги работы и определить перспективы развития волонтерского движения в детском саду.

Одним из видов волонтерской деятельности в нашем детском саду является социальная акция.

Основная цель социальных акций - формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания.

При разработке и подготовке социальной акции ставим перед собой следующие вопросы:

- на решение какой проблемы будет направлена социальная акция;

- кто является ее целевой группой;

- какова цель социальной акции, и какие задачи она решает;

- когда и где проходит социальная акция : на улице или в учреждении;

- совместно с кем;

- какова форма социальной акции : концерт, уличное действие и т. п.

- как подготовить и провести социальную акцию?

Каждая акция состоит из трех основных этапов:

• подготовительный этап – мотивация детей к деятельности;

• основной этап - планируемые действия;

• аналитический этап - подведение итогов.

Подготовительный этап: Важным условием и успехом акции – является мотивация – осознанного отношения к делу и действиям.

Основной этап - реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (концерт, музыкально-литературная композиция) или несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала беседа о птицах, рисование птиц, затем изготовление кормушек и закрепление их на деревьях, чаще всего заканчивающиеся сценарными эффектами (запуск бумажных змеев, воздушных шаров и др.). Желательно, чтобы при проведении мероприятий акции на детях были специальные элементы в одежде (футболка с эмблемой акции, кепка, галстуки, платочки, жилеты, значки, флажки. Одним из важных условий любой акции обязательное привлечение родителей к ее подготовке и проведению.

Аналитический этап подразумевает подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив.

Показателями результативности работы может служить положительная динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отношение к другим людям, к окружающей действительности. Результаты отслеживаются в повседневной деятельности посредством наблюдения в специально созданных ситуациях.

Примеры волонтерского движения в старших группах :

• Привитие культурно — гигиенических навыков: дети старшего дошкольного возраста учат детей младшего дошкольного возраста правильно мыть перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем; а также помогают малышам одеваться в определенной последовательности;

Трудовая деятельность: помогают поддерживать порядок в группе, а также формируют у малышей бережное отношение к игрушкам и книгам, оказали помощь в реставрации книг; показывают, как ухаживать за растениями в уголке природы; оказание помощи в сервировке столов;

Театрализованная деятельность: показ разных видов театров (пальчиковый театр, театр кукол би-ба-бо, театр ложек, игра драматизация);

Образовательная деятельность: рассказы маленьких волонтёров на разную тематику (о родном городе, о безопасном поведении на дороге, улице, о транспорте и т. д.); помощь воспитателю младшей группы в проведении непосредственной образовательной деятельности: подготовка к занятиям, в проведении занятий, помощь детям на занятиях.

Следующим этапом развития волонтерской и добровольческой деятельности стал выход на общегородские акции и социальные проекты. Были реализованы следующие акции и мероприятия:

• городская экологическая акция «Чистый Зеленый Наш»;

• пропаганда ЗОЖ «Семейный велозабег»;

• акция «Здоровые Мы – здоровая нация» (совместно с молодежным волонтерским движением СОЮЗ ДК п. Майна);

• всероссийская акция «Вода России»;

• всероссийский флэш - моб «Голубая лента»;

• региональные экологические акции «ЭкоЕль», «Зимняя Сказка», «ЭкоИгрушка»;

• акция «Покорми птиц зимой»;

• акция «Поможем братьям нашим меньшим» (помощь приюту для животных кормом);

• акция «Добрый пластик» (сбор пластика для компании ПОЛИКРАФТ);

• всероссийская акция по сбору книг для детей ДНР и ЛНР «Дети - детям»;

• Видеопоздравление ко Дню Победы совместно с волонтерами Ширинского Дома творчества и «Волонтерами Победы»;

• акция «Георгиевская ленточка», «Открытка ветерану» (совместно с МБОУ СОШ №3 им. Героя России Д. Медведева) и другие.

Таким образом, я считаю, что волонтерская деятельность в детском саду – это оптимальная ситуация, когда происходит передача опыта (игрового, социального, познавательного) от старших к младшим дошкольникам, а так же развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде. Опыт работы в этом направлении показывает, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь.

За время внедрения и реализации волонтерского движения были получены следующие результаты:

-развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников их родителей и сотрудников образовательного учреждения, направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне, способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев, формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;

- участие детей в волонтерском движении помогло им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;

- они научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

- они стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

При этом важно, что у воспитанников не только сформировалось негативное отношение к плохому, но и были сформированы навыки социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Организация прогулки-события как средство социально-коммуникативного развития дошкольников  «Знакомство с северным оленем»Организация прогулки-события как средство социально-коммуникативного развития дошкольников  «Знакомство с северным оленем» Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества,.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Составитель: Вежнина.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает.

Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников.Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дошкольники-волонтеры как новая форма социально-коммуникативного развития
Опубликовано: 19 октября 2022 в 06:02
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дошкольники-волонтеры как новая форма социально-коммуникативного развития» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гнилицкая (УИ 1147330) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД