Получи документы

Сообщение из опыта работы «Дидактические игры в экологическом воспитании детей»

Ирина Зур
Сообщение из опыта работы «Дидактические игры в экологическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Дидактические игры в экологическом воспитании детей“» размещена в разделах

Дидактические игры экологического содержания помогают ребёнку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности; понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. При разработке и проведении дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

Старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения, которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;

Дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность.

Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учётом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

О многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;

О взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);

О человеке как части природы;

О культуре поведения в природе.

В Программе воспитания и обучения в разделе по ознакомлению с природой ставятся задачи расширения и уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах.

Для реализации этих задач мы с детьми проводим следующие дидактические игры : «Что сажают в огороде?», «Что где растет?». Цель игры : классификация растений по месту их произрастания. В игре «Вершки - корешки» дети закрепляют знания об овощах. В играх «Какое время года», «Когда это бывает?» - закрепляются знания о временах года. Кроме этого, проводим игры «С какого дерева листок», «Птицы, рыбы, звери», «Что за птица», «Природа и человек», в которых у ребенка расширяются знания об обитателях животного мира, систематизируются знания о том, что дает человеку природа.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) мы применяем при проведении таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др. Организуем мы их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Закреплению и систематизации знаний детей о природе в течение года помогают настольно-печатные игры : лото «Времена года», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото» и др.

При ознакомлении детей с природой мы также используем дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.

Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Подобные игры мы используем повседневно в работе с небольшим количеством детей.

Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Разучивание природоведческой словесной игры осуществляется по правилам, общим для всех дидактических игр. На первом этапе игра проигрывается вместе с детьми. По ходу игры сообщается одно правило и тут же реализуется. При повторной игре сообщаются дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.

Игровые упражнения. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми мы используем большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность.

Игры-занятия («Путешествие в лес»», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Используются игры-занятия в старших группах и даются, как часть НОД.

Повышению интереса к дидактической игре и природным объектам, которые обыгрываются, способствует также введение элемента соревнования, как индивидуального, так и командного, а также проблемных ситуаций. Пример проведения таких игр мы представляем в приложении.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Дидактическая игра «Горячо – холодно».

Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.

Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.

Правило: нельзя переворачивать карточки.

Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.

Ход игры : Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика

и т. п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.

3. «Скорая помощь» (экологическая игра на природе).

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» - деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.

Ход игры : Дети обходят участок детского сада - «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.

4. Дидактическая игра «Следопыты».

Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.

Игровая задача: разгадать тайну природы.

Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.

Ход игры : Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?

5. Игра «Живые цепочки».

Цель: расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.

Материал: Маски (шапочки) животных и растений.

Примечание: могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем) рожь, мышь, аист (поле).

Игра проводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес – это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.

Ход игры

Играют две команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки) : один ребенок – растения, второй – растительноядного животного, третий – хищника. Игра проводится в несколько этапов.

Вос-ль: по команде «Цепочка стройся!» вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке.

Команда, которая первой правильно построится, а так же объяснит последовательность построения, станет победителем.

На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы.

На заключительном этапе проведения игры из цепочки убирается какой-либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.

Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинить.

6. Игра «Зоологическая столовая».

Цель: Формировать представление дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.

Материал: на каждую команду – лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего, комплект картинок с изображением животных (15-20 шт.)

Ход игры

Играют две команды по 3-5 человек.

Вос-ль: как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные – за зеленым, всеядные – за синим.

Команда, которая первой разместит животных правильно, станет победителем.

Литература:

1. Г. Н. Казаручик «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников». – Ж/л «Дошкольная педагогика», №2, 2008г.

2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой. 2004.

4. «Дидактические игры для начальных классов татарской школы». – Наб. Челны, 1996г.

Публикации по теме:

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возрастаМузыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Игра –ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике ее рассматривают и как один из основных методов воспитания,.

Возможности музыкально-дидактических игр как средства развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего возраста Возможности музыкально-дидактических игр как средство развития музыкально-сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста Игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Дидактические игры в экологическом воспитании детей»
Опубликовано: 27 ноября 2013 в 01:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыта работы «Дидактические игры в экологическом воспитании детей»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Зур (УИ 162918) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД