Получи документы

Формирование общепринятых норм и правил у детей 5–6 лет

Елена Ильюшонок
Формирование общепринятых норм и правил у детей 5–6 лет

Ведущее место в формировании всесторонне развитой личности занимает нравственное развитие ребенка. В этом возрасте в наибольшей степени формируются благополучные требования для нравственного развития детей. В данный период обогащаются и преобразуются этапы взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, устанавливается коллективная со сверстниками деятельность. Дошкольник сосредоточенно приглядывается к миру взрослых, начинает акцентировать в нем взаимоотношения в обществе. Ребенок узнает мир человеческих отношений, раскрывает приемы, по которым создается взаимосвязь людей, то есть нормы поведения. Когда дошкольник желает стать взрослым, он подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. Дошкольник способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии, только тогда, когда он полностью овладевает моральным поведением.

Публикация «Формирование общепринятых норм и правил у детей 5–6 лет» размещена в разделах

Для старшего дошкольника важное место начинают занимать интересы, желания другого человека. Дети этого возраста используют в речи слова, которые обозначают нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадный, честный, ябеда и пр., но связывают их с конкретной ситуацией из личного опыта, что объясняется конкретной красочностью детского мышления.

Если ребенок отчетливо замечает последствия соблюдения или нарушения нормы, то он без труда может понять ее сущность и отнести к себе. Если норма конкретна, и она близка к собственному опыту ребенка, то она легче им осознается.

Педагогическая работа по формированию социальных норм у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлялась в течение учебного года ежедневно в разных формах образовательного процесса: в совместной деятельности взрослых и детей : в непрерывной образовательной деятельности, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, и в самостоятельной деятельности дошкольников.

В своей работе использую следующие приё мы: игры, занятия, педагогические ситуации, ситуативный разговор с детьми, развлечения, инсценировки, этические беседы, чтение и обсуждение произведений художественной литературы.

Сюжетно-ролевые игры позволили закрепить и освоить новые модели поведения. Дидактические игры были ориентированы на формирование когнитивного компонента, на изучение социальных норм, знание этих норм : «Школа этикета», «Можно – нельзя», «Хорошо – плохо». «Лото вежливости», «Оцени поступок». Игры с правилами формировали произвольность волевых процессов и таких социальных (моральных норм, как честность, справедливость и были ориентированы на формирование поведенческого компонента.

Организовывала обучение социальным нормам и правилам поведения в ходе бесед «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Кого зовут жадиной?», «Что такое доброта?» дополнялись тренингами адаптивного поведения: «Как поступить если друг не делится игрушками?», «Как помирится после ссоры?» и т. д.

Я создавала и предлагала проблемные ситуации. Составляли правила поведения по книге Г. Остера «Вредные советы».

В ходе чтения юмористических произведений С. Михалкова «Фома», «Этикет наоборот», дети стремились идентифицировать себя с положительным персонажем и смеялись над героями, которые попали в неловкое положение.

Нормы и правила формулировали в четком и доступном виде для понимания их дошкольниками. Объясняла детям для чего необходимо то или иное правило, та или иная норма. То есть вводила социальные нормы и правила как средство, позволяющее оптимально взаимодействовать с людьми, действовать с предметами при этом давала ребенку возможность эмоционально проживать последствия соблюдения (или нарушения) норм и правил для других людей (например, при прочтении художественной литературы, разыгрывании небольших спектаклей и т. д).

Как известно, дети не любят правил, которые им диктуют, но на подсознательной основе малыши постигают их в повседневной жизни, в общении с близкими им людьми, сверстниками и взрослыми, знакомясь с произведениями художественной литературы.

Изучая художественные произведения об этикете, такие как А. Степанов «Что такое этикет?», А. Барто «В театре», С. Маршак «В гостях», С. Михалков «Телефон», знакомила детей с историей возникновения того или иного правила, словесного выражения.

Для стимуляции положительных поступков использовала художественные произведения: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; В. Осеева «Волшебное слово», Н. Носов «Фантазёры» др. Читала детям стихи, в которых описаны нарушения социальных норм.

Рассматривали иллюстрации из серии демонстрационных материалов: Л. Б. Фесюкова «Я и моё поведение», «Уроки вежливости»; Г. П. Лаврентьева «Что такое хорошо, что такое плохо»; Р. С. Буре «Мы друг другу помогаем», «Как поступают друзья?»; С. В. Нищева «А как поступишь ты».

Постигая нормы и правила этикета и взаимоотношений с окружающими, дети применяют их на практике. Предлагала детям разные игры, способствующие формированию практических умений культурного общения.

Важно научить детей видеть хорошие качества близких. Для этого каждый день начинали с игры «Ласковые слова». Стоя в кругу, дети передавали через прикосновение ладоней друг другу хорошее настроение. Каждый называет хорошие качества своего товарища, стоящего рядом с ним. При этом поощрялось использование и невербальных способов общения : взгляда, прикосновения, мимики, позы, интонации, жеста. Приветствовалась краткая словесная характеристика, например, «Егор хороший друг: он очень добрый. Настя знает много игр. Андре охотно делится игрушками, может помочь в трудных ситуациях».

Педагогическую работу по формированию социальных норм у дошкольников проектировала во всех режимных моментах.

Специфика дошкольного образования заключается в том, что формирование социальных норм у маленького человека происходит в каждый момент его пребывания в детском саду, поэтому организация режимных моментов должна быть направлена на присвоение социальных норм воспитанником и развитие личностных качеств ребёнка.

Врежиме дня выделили следующие режимные моменты: утренний приём, утренняя гимнастика, организация питания, организация образовательной деятельности, организация прогулки, организация сна, уход детей домой. Система проектирования режимных моментов включает организационные моменты (структурные компоненты) и дополнительные организационные формы : утренний приём, переодевание, гигиенические процедуры, дежурство. Выделены основные направления деятельности в каждом организационном моменте, решаемые задачи, формы, методы и приём.

С целью обеспечения целенаправленного, систематического формирования социальных норм у детей старшего дошкольного возраста, мной разработан перспективный план работы на учебный год. В план включила разнообразные формы образовательного процесса.

Публикации по теме:

Сдача норм ГТО в детском саду (фотоотчет)Сдача норм ГТО в детском саду (фотоотчет) Своеобразным итогом моей деятельности как инструктора по физической культуре по образовательной области «Физическое развитие» стала сдача.

Фотооотчёт о проведении фестиваля по сдаче норм ГТО для подростков «Все на ГТО»Фотооотчёт о проведении фестиваля по сдаче норм ГТО для подростков «Все на ГТО» В нашем Физкультурно-спортивном центре «ОРИОН» состоялся фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения для детей старшей группыКонспект непосредственно образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения для детей старшей группы Конспект непосредственно образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения для детей старшей группы. Тема: «Мы -грамотные.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Подготовка и сдача норм ГТО в детском садуПодготовка и сдача норм ГТО в детском саду №26 «Антошка» г. Бор В настоящее время в образовательных организациях возрождается добрая традиция советского времени - сдача норм ГТО.

Сценарий развлечения по ПДД «Страна правил дорожного движения» для детей старшей группы Мощенко А. Т. Развлечение по ПДД "Страна правил дорожного движения" для детей старшей группы. Цель: пропаганда основ безопасного поведения.

Сценарий спортивного праздника по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей подготовительных к школе группСценарий спортивного праздника по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей подготовительных к школе групп Аннотация: Спортивный праздник по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей подготовительных к школе групп. Содержит в себе разнообразные.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Формирование мужского и женского начала у детей» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Макет для изучения правил дорожного движения в детском саду для детей второй младшей группыМакет для изучения правил дорожного движения в детском саду для детей второй младшей группы Тема: Макет для изучения правил дорожного движения в детском саду для детей второй младшей группы. Макет предназначен как для непосредственной.

Сценарий развлечения для детей старших, подготовительных групп «Знатоки дорожных правил»Сценарий развлечения для детей старших, подготовительных групп «Знатоки дорожных правил» Цели: Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города Закрепить умение детей применять полученные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование общепринятых норм и правил у детей 5–6 лет
Опубликовано: 27 января 2023 в 03:12
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД