Елена Тетюлина
Сообщение из опыта работы «Дидактические игры как средство всестороннего развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
Цель изучение особенностей организации
дидактических игр с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
-рассмотреть сущность дидактических игр, их функции, виды
и структуру;
-проанализировать особенности организации и содержание
дидактических игр с детьми дошкольного возраста;
-показать значение дидактических игр и эффективность их
использования на первых шагах обучения детей
дошкольного возраста.
Актуальность:
Публикация «Сообщение из опыта работы „Дидактические игры как средство всестороннего развития ребенка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком.
Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей автор отечественной педагогической системы дошкольного воспитания Елизавета Ивановна Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка.
доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность,самостоятельность.
В последнее время поиски ученых (З. М. Богоуславская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, Е. О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развитиядетскогоинтеллекта,которые характеризуютсягибкостью,инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание.
Функции дидактической игры
Дидактическая игра – это игра познавательная, направленнаянарасширение,углубление, систематизациюпредставлений детей об окружающем,воспитаниепознавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление.
Функции
Игровой метод обучения
Всестороннее воспитание личности
Самостоятельная игровая деятельность
Форма обучения детей
Виды дидактических игр
-Игры с предметами - используются как игрушки, так и реальные предметы. Дети учатся равнивать, устанавливать сходство и различия предметов, знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
-Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы.
Они разнообразны по видам: "лото", "домино", «парные картинки" и действиям, дети самостоятельно решают мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию и т. д.
-Словесные игры – способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи.
К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.
В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли.
Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях, о нормах поведения.
Игры обогащают сенсорный опыт детей активизируя речь и мышление.
Дидактическая игра «Виды труда», сделанная своими руками.
Цель:
- дать представление о физическом и умственном труде людей, выявить знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого вида труда.
Словесная дидактическая игра «Времена года». Задача игры – упражнять детей в составлении короткого рассказа «Что изображено на картинке и когда это бывает».
Использование информационно-коммуникационных технологий в усвоении дидактической игры играет большую роль.
С помощью ИКТ новые знания усваиваются гораздо легче!
Именно поэтому дидактические игры по компьютеру – это прекрасный способ сделать процесс обучения ребёнка увлекательным и более эффективным.
ИКТ позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала; использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей.
Заключение
Интерес — это главная движущая сила познавательной
деятельности, вызвать которую поможет постоянное
использование дидактических игр. Процесс развития –
активная, а не пассивная деятельность. Для того чтобы
дошкольники осознанно подходили к пониманию новой
информации, они должны принимать активное участие в
процессе игры. Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она
способствует физическому и духовному здоровью,
является источником обширной информации, методом
обучения и воспитания. С ее помощь создаются условия
для развития творческих способностей, всестороннего
развития ребенка.
Литература
С. А. Козлова Т. А. Куликова «Дошкольная педагогика»
А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду.
Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности». 2010 г.
Л. Б. Фесюкова "300 развивающих игр для детей 4 – 7 лет". 2008 г.
Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности». 2012 г.
Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром». 2012 г.