Получи документы

Поисково — исследовательская деятельность в ДОУ в свете требований ФГОС до

Валентина Беспалова
Поисково — исследовательская деятельность в ДОУ в свете требований ФГОС до

СЛАЙД 1

«Поисково - исследовательская деятельность в ДОУ

в свете требований ФГОС ДО»

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».

В. А Сухомлинский

СЛАЙД 2

Публикация «Поисково — исследовательская деятельность в ДОУ в свете требований ФГОС до» размещена в разделах

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

СЛАЙД 3

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.

ФГОС ДО определяет познавательно-исследовательскую деятельность, общение, игру как сквозные механизмы развития ребенка.

СЛАЙД 4

Основными принципами дошкольного образования в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

СЛАЙД 5

Стандарт трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом:

развитие любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале и др.)

СЛАЙД 6

Цели и задачи познавательной-исследовательской деятельности :

развитие познавательных интересов детей;

расширение опыта ориентировки в окружающем;

развитие любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

СЛАЙД 7

А в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

СЛАЙД 8

В соответствии с учебным планом нашего ДОУ познавательно – исследовательская деятельность реализуется в подготовительной группе 1 раз неделю в первой половине дня в форме образовательной деятельности, в старшей группе 1 раз неделю в первой половине дня в совместной деятельности, во всех остальных группах опытно – экспериментальная деятельность проводится 1 раз неделю в первой половине дня в форме совместной деятельности.

. СЛАЙД 9

Структура детского исследования включает в себя следующие конкретные этапы:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

СЛАЙД 10

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности :

постановка и решение вопросов проблемного характера;

эвристические беседы;

опыты;

наблюдения;

моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

использование художественного слова;

дидактические игры;

фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

трудовые поручения, действия.

В соответствии с образовательной программой мы разрабатываем систему познавательных задач, которые ставим перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач мы считаем создание проблемных ситуаций.

Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер.

СЛАЙД 11

Характеристика этапов процесса познания:

Младший дошкольный возраст

С первой младшей группы (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

СЛАЙД 12

Во второй младшей группе (3–4 года) опытно – экспериментальная деятельность усложняется. Развивается ориентировочно – исследовательская деятельность : найти, рассмотреть, разобрать, проникнуть внутрь, ощупать, соотнести, проследить, изменить, попробовать на вкус, испытать на прочность, сопоставить, установить простейшие связи, причины.

.

СЛАЙД 13

Возраст 4-5 лет

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Ведущими остаются процессы чувственного познания. В процессе восприятия одновременно участвуют и рука, и речь, и глаза. Он рассуждает, высказывает простые суждения и умозаключения; способен устанавливать причинно-следственные зависимости между реально представленными объектами.

СЛАЙД 14

Возраст 5 – 6 лет

Ребенок становится способен к определенной логической обработке воспринимаемой информации: относить объект к определенной категории по какому-либо признаку, устанавливать связи и зависимости, прогнозировать свои действия на 2-3 шага вперед, обобщать, систематизировать. Осваивает все виды речи, в том числе и внутреннюю. Это важное приобретение старшего возраста дает возможность планировать, выдвигать гипотезы, предполагать результаты.

СЛАЙД 15

Возраст 6-7 лет

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. У старшего дошкольника появляется способность к волевым действиям. Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться: произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь. Причем он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдаленной во времени.

СЛАЙД 16

Так как метод экспериментирования занимает одно из главных мест в работе с детьми, в наших группах созданы центры экспериментирования, где дети самостоятельно воспроизводят простые и более сложные опыты, рассчитанные на детей данного возраста.

СЛАЙД 17

Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

СЛАЙД 18

Оборудование центра экспериментирования:

схемы, таблицы, инструкции-картинки, модели с алгоритмами выполнения опытов;

различные приборы: зеркало, лупы, увеличительные стекла, прозрачные и цветные стекла, магниты, микроскопы,

измерительные приборы: весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;

природные материалы: листья, песок, семена, камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, шишки, желуди, скорлупа орехов, семена, почва разных видов и др. ;

серии картин с изображением природных сообществ;

разнообразные сосуды из различных материалов;

медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, шпатели, деревянные палочки, резиновые груши;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;

утилизированный материал: проволока, кусочки пластмассы, пробки и т. д. ;

СЛАЙД 19

коллекции тканей и бумаги;

клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки, клеёнки;

разные аромамасла;

прочие материалы: воздушные шары, свечи, фонарики, масло, мука, соль, сахар, сода, фасоль, манка и другие крупы, макароны, зубочистки, коктейльные трубочки, ватные палочки, ватные диски, ветродуи, губки, мыльные пузыри, ведёрки, формочки, лопатки, грабельки, подносы, тарелочки, снеголепы, нитки, целлофановые пакеты, песочные наборы, фольга, «Волшебный мешочек»;

бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха, шерсти, разной бумаги;

игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

сито, воронки, марля, сетка, лейки, брызгалки, черпаки, сачки, деревянные катушки из - под ниток, камушки «Марблс»;

половинки мыльниц, формы для льда;

карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";

писчие принадлежности для фиксации результатов.

СЛАЙД 20

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности :

как наблюдение и труд.

развитие речи. Это хорошо прослеживается при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.

Изодеятельность : изобразительные способности точнее отображают результат эксперимента.

ФЭМП: Во время проведения опытов дети считают, измеряют, сравнивают, определяют форму и размеры и т. д. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

СЛАЙД 21

Таким образом, познавательно – исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности, творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, помогает расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды.

МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»

Сообщение

из опыта работы на тему

«Поисково - исследовательская деятельность в ДОУ

в свете требований ФГОС ДО»

в рамках районного семинара

«Развитие познавательного

интереса детей через различные

виды деятельности»

Подготовил: воспитатель

высшей квалификационной категории

Беспалова Валентина Александровна

с. Северное

2019г.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность «Опыты с солью»Исследовательская деятельность «Опыты с солью» Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений»Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений» Вид проекта: А) Исследовательский Б) Познавательный В) Практический Срок: две недели. Цель: Способствовать формированию представлений о.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОСПредметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его.

Протокол родительского собрания в свете новых требований ФГОС до Хочу предоставить Вашему вниманию "Протокол родительского собрания в свете новых требований ФГОС ДО".Буду рада, если эта информация Вам.

Современный урок в свете требований ФГОС В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом,.

Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС доНормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до (выступление на педсовете) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами будем говорить об организации работы коллектива детского сада.

Экологическое воспитание дошкольников в свете ФГОС Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Я — исследователь»Экспериментально-исследовательская деятельность «Я — исследователь» Экспериментально - исследовательская деятельность проект «Мыльные истории» Курицкая Влада, 6 лет Руководитель: Тынянских Галина Ивановна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поисково — исследовательская деятельность в ДОУ в свете требований ФГОС до
Опубликовано: 9 марта 2020 в 18:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД