ирина субботина
Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей
▼ Скачать + Заказать документы
сообщение из опыта работы Субботиной И. В.
Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Публикация «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга.
В марте месяце в нашей группе была проведена социометрия, с целью изучения взаимоотношений детей в группе. С результатами можете познакомиться на диаграмме.
Звёзд -3 ребёнка
Принятых – 9 человек
Не принятых – 4 ребёнка
Изолированных – 0
С учетом данных социометрии, я строю работу по планированию руководством сюжетно-ролевых игр.
С ребятами мы играем в разные игры в традиционные «Семья», «Больница», «Строительство», «Гараж». Более современные «Сафари», «Автосалон» «Автосервис», «Туристическое агентство» и т д.
В группе создана достаточно разнообразная предметно-игровая среда, способствующая развитию игровой деятельности детей.
На примере сюжетно-ролевой игры «Модельное агентство» я хочу поделиться с вами своим опытом в руководстве игрой с целью формирования положительных взаимоотношений детей.
Сюжетно-ролевая игра
Модельное агентство «Солнышко»
Цель: Формировать умение детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными. Воспитывать интерес и уважение к труду модели, костюмера, визажиста, фотографа.
Предварительная работа: Вечер вопросов и ответов, интервью «Кто работает в модельном агентстве?», видеолекторий «Всё о профессии модельера», рассматривание модных журналов детской одежды, создание своей собственной коллекции детской одежды и др.
Вначале игры мы выбрали место для открытия модельного агентства, приготовили атрибуты, распределили роли. Дети сами выбирали, кем бы они хотели быть. Так стеснительная Света сначала выбрала роль парикмахера, а в ходе игры решила попробовать себя в роли модели. И это роль у неё удалась, стеснительности как не бывало. В сюжетно-ролевой игре ярче видны реальные взаимоотношения детей, поэтому здесь формирование организаторских умений наиболее эффективно. Роль модельера-костюмера я предложила Андрею и он согласился. Воспитывая у детей отношения доброжелательности, друг к другу, важно в ходе игр привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу. Андрею одному было трудно, успеть всем моделям подобрать наряд, к нему присоединился Илья и в итоге они работали вместе.
В сюжетно-ролевой игре ярче видны реальные взаимоотношения детей, создаются возможности для постепенного их усложнения, умение создавать условия для игры (место, материал, распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести игру. Так всё знающий (я - всё знаю, я - всё умею) Максим (долго решал и думал кем-же ему быть) не получил ведущих ролей,тут - же была придумана новая роль, роль - охранника. В нашу игру были привлечены все дети в группе, кому не досталось основных ролей, охотно брали на себя роли парикмахеров, фотографов. В игре дети воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Закрепляется умение вести себя так, как это принято: предложить стул пришедшему, поблагодарить за услугу, вежливо пригласить клиента, попрощаться, поприветствовать друг друга и т. д.
Роль меня как педагога в игре, бывает разной: я могу быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. д. Но во всех случаях я стараюсь внимательно относиться к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияю на содержание игр, создаю условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества.
В игре я помогала детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи, изучая каждого ребенка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следила за его переживаниями, с тем, чтобы помочь ему открыться, преодолеть свои комплексы. Например «непринятые» дети принимали активное участие в игре, например, Матвей - фотограф, Александр весьма успешно сыграл модель. В нашей игре дети попробовали все роли, которые они хотели. Дети принимали каждого ребёнка в совместную игру. Умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам, с просьбой поиграть вместе («Примите меня, пожалуйста», «Можно с вами поиграть?», приветливо отвечали на просьбу товарища, принять его в игру.
Закончилась наша игра выступлением моделей. Как правильно ходить и вести себя, нас научила Алёна победительница городского конкурса «Детская и Юная краса 2014 г»
Таким образом, игра — не пустое занятие. Взрослые должны развивать и поддерживать детскую игру не только для того, чтобы доставить максимум удовольствия ребенку или высвободить свое время, а для решения более благородной задачи — воспитания полноценной личности, умеющей наладить взаимоотношения с окружающими, разрешить конфликтную ситуацию, договориться друг с другом.